2008-03-08 Крепость Суоменлинна, Финляндия
Самая известная крепость Финляндии - Суоменлинна, о которой пойдет речь в этой статье, представляет собой бастионную систему укреплений, расположенных на нескольких островах Балтийского моря вблизи Хельсинки. Ее укрепления исправно служили по назначению трем государствам - Швеции, Российской империи и Финляндии, а теперь стали туристической достопримечательностью.
Нас занесло на острова Суоменлинны в марте 2009 года. В то время мы частенько бывали в Финляндии, в том числе и в Хельсинки. Успели влюбится в эту страну, архитектуру ее городов и небольших поселков, зелень и воду ее просторов и характер ее замечательных жителей.
Где находится Суоменлинна
Красивое финское слово «Суоменлинна» (Suomenlinna) на русский переводится весьма незатейливо как «Финская крепость». Крепость имеет, так же и шведское название «Свеаборг» (Sveaborg), что так же означает Шведская крепость.
Сейчас Суоменлинна один из административных районов города Хельсинки, остров - музей и жилой район общей площадью около восьмидесяти гектаров и с населением около 900 человек.
Бастионы крепости Суоменлинна были построены на пяти скалистых островах (Iso Mustasaari, Pikku-Mustaб, Länsi-Musta, Susisaari и Kustaanmiekka) соединенных между собой мостами и искусственными перешейками.
На острове Кустаанмиекка находились главные бастионы с самыми мощными орудиями и Королевские ворота. На острове Сусисаари в центре оборонного района Суоменлинны так же множество бастионов, несколько музеев, настоящая, правда маленькая, подводная лодка.
На острове Исо Мустасаари наибольшее количество построек, это центр гарнизона крепости. Здесь размещается церковь, основной музей крепости, музей кукол и главная пристань, куда прибывают кораблики из Хельсинки. Лянси Муста и Пикку Муста маленькие островки, соединенные мостами между собой и с Исо Мустасаари.
Чтобы попасть на острова крепости Суоменлинна, нужно сесть на один из двух видов рейсовых корабликов, стартующих от городского причала в центре главной бухты Хельсинки, недалеко от русалочки. Дорога занимает около 15–20 минут.
Основной транспорт - Паром городской сети транспорта, отправляется с восточной стороны торговой площади Кауппатори, напротив президентского дворца. Обратный паром отправляется с главной пристани на острове Исо-Мустасаари.
Для проезда на пароме действительны все билеты городского транспорта Хельсинки (HSL). Билеты на паром нужно купить заранее в билетном автомате на пристани отправления или в торговых киосках площади Кауппатори. Паромы ходят круглый год.
Так же к Суоменлинне с мая по сентябрь отправляются Водные автобусы JT-Line. Они причаливают к рейсовой пристани на торговой площади Кауппатори.
В обратном направлении они отходят от пристани Суоменлинна-центр и останавливаются у Королевских ворот. Билеты можно приобрести в фирменном киоске на площади Кауппатори или на борту. Билеты городского транспорта HSL на водных автобусах не действительны.
Шведская эра крепости Суоменлинна, 1748 - 1808 года.
За время своего существования крепость Суоменлинна исправно служила по назначению трем государствам и была тесно связана с их историей.
Все началось в Швеции. К моменту строительства крепости для защиты города и военно-морской базы, находящихся на месте современного города Хельсинки, Швеция стремительно теряла статус военной сверхдержавы.
Уже были потеряны значительные территории и самые важные восточные крепости в войнах с Россией первой половины XVIII века. Тем важнее было постараться защитить, то что осталось и в 1747 году шведский парламент принял решение финансировать строительство крепости.
Строительство морской крепости на островах начинается в следующем, 1748 году. Первоначально, строящаяся крепость носила финское название Виапори (Viapori), но в 1750 году король Швеции Фредрик I пожелал дать новой крепости имя Свеаборг.
Активная фаза работ по укреплению Виапори-Свеаборга закончилась спустя более 40 лет после ее начала. Помимо основных фортификационных сооружений, церкви, арсенала и казарм на территории крепости был построен сухой док для строительства и ремонта военных кораблей.
Крепость на самом деле так никогда и не была завершена, как планировалось в её первоначальных проектах. В шведскую эру Свеаборг был культурным центром города, благодаря тому, что морские офицеры служившие в шведском флоте, в большинстве своем были из знатных фамилий и весьма образованы.
Августин Эренсвард, руководивший строительством крепости был не только инженером и архитектором, но и хорошим художником, основавшим художественную школу на острове, а музыка и литература всегда присутствовали в крепости.
Из-за начавшейся в 1788 году очередной русско-шведской войны («Война Густава III») строительство в крепости Свеаборг было полностью остановлено. Крепость хоть и не принимала в этой войне непосредственного участия, но служит военной базой и базой флота.
Эра Российской империи крепости Суоменлинна, 1808 - 1918 года.
В 1808 году Свеаборг был осажден российскими войсками в очередной русско-шведской войне. После недолгой осады комендант Кронштедт (C. O. Cronstedt) сдает крепость. До сих пор причины той, очень быстрой капитуляции остаются загадкой для историков.
Началась новая эра для крепости Свеаборг, впрочем как и для всей остальной территории Финляндии, которая в следующем году входит в состав Российской империи на правах Великого Герцогства.
Русские высоко оценили значение крепости Свеаборг, она получила прямое управление от флотского командования Империи, вне юрисдикции Великого Герцогства Финляндского. В крепости были обновлены бастионы, вооружение, казармы для размещения солдат, офицерские квартиры, построен госпиталь и православная гарнизонная церковь.
Население крепости Свеаборг в начале XIX века превышало население Гельсингфорса (Хельсинки). В то время на острове проживало в общей сложности более трех тысяч человек, военных и обслуживающего персонала. В состав российской армии этого времени помимо православных и лютеран (финов, эстонцев), также входили католики и иудеи из Польши, а также мусульмане, что делало состав гарнизона Свеаборга XIX века весьма разнообразным.
Спрос рождает предложение, на островах появляются торговые дома, аптека и школы, поддерживаемые различными конгрегациями. В начале XIX века Николай Синебрюхофф основал свою пивоварню на острове Лянси Муста.
Солдаты как и положено, жили в казармах, однако в распоряжении офицеров и их семей были большие квартиры, а иногда и отдельные собственные дома.
К сожалению, практически все деревянные постройки крепости Свеаборг были разрушены временем и в ходе последующих войн, и лишь в документах и на некоторых изображениях осталась память о них.
К середине XIX века войны со шведами ушли в историю, Балтийское море стало фактически внутренним морем Российской империи и значимость Свеаборга как крепости начало снижаться.
Крепость была немного обновлена в преддверии Крымской войны, но объединенный англо-французский флот в августе 1855 года сумел нанести ей существенный урон.
Последний серьезная война в которой участвовала крепость Свеаборг на стороне России это Первая мировая (1914-1918). Её бастионы составлял часть оборонительного рубежа, известно как Военно-морская крепость Петра Великого, предназначенная для защиты российской столицы, города Санкт-Петербурга.
Но фактически крепость Свеаборг всю войну была вдали от главного театра военных действий.
Финская эра крепости Суоменлинна, 1918 - н.в.
В связи с русской революцией Финляндия в 1918 году получила независимость. Объявлении о независимости состоялось еще в декабре 1917 года, но Свеаборг до весны 1918 года оставался под командованием русских войск.
В период Гражданской войны на территории Финляндии крепость Свеаборг, к тому моменту уже переименованная новым государством в Суоменлинну, служила лагерем для военнопленных. Последние заключенные покинули крепость в марте 1919 года.
К моменту начала Зимней войны, в 1939 году, силы, дислоцированные на Суоменлинне, включали главным образом зенитные и артиллерийские подразделения. Крепость стала базой для финского подводного флота. После окончания Второй мировой войны на островах Суоменлинны помимо воинских частей размещалась судоверфь Valmet.
Интерес к крепости Суоменлинна, как к туристическому объекту начал провялятся с 1952 года, когда был запущен первый регулярный паром между островами и городом Хельсинки.
С 1973 года Суоменлинна находится полностью под гражданским управлением, военные покинули крепость. Из учреждений, которые можно отнести к военным, на островах осталась только Военно-морская академия.
План гражданского развития Суоменлинны, принятый в 1973-1974 годах предусматривал размещение на Суоменлинне несколько культурных и научно-исследовательских институций, а часть территории отдать по жилые постройки.
Суоменлинна остается ценным историческим памятником и с 1991 года крепость внесена в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный образец архитектуры оборонительных сооружений.
Крепость Суоменлинна сегодня одна из самых популярных достопримечательностей Финляндии, Военные объекты крепости и гарнизонные строения были восстановлены и переоборудованы в квартиры, рабочие помещения, банкетные и конференц-залы, рестораны и музеи.
Гуляем по крепости Суоменлинна.
По территории островов крепости Суоменлинна гуляем самостоятельно. Основной рекомендуемый маршрут, вдоль которого находятся главные достопримечательности обозначен синими указателями, а на карте отмечен синей линией.
Укрепления, стены и песчаные наносы крепости Суоменлинна не имеют специальных ограждений, поэтому на прогулке надо быть осторожным, особенно зимой.
Несмотря на довольно холодный мартовский денек, мы прогулялись по Суоменлинне с большим удовольствием. Здесь не так много достопримечательностей, в основном крепостные бастионы в разной степени сохранности. Но есть и отдельные достопримечательности достойные выделения. Мы осматривали их довольно бегло, поэтому лишь вкратце о них упомяну.
Церковь крепости Суоменлинна была построена как православная церковь для русского гарнизона в 1854 году. Вскоре после получения Финляндией независимости, в начале 1920-х годов церковь была превращена в евангелическую лютеранскую. Шпиль церкви по-прежнему служит маяком для морских судов и самолетов.
Крепостной двор, спроектированный основателем крепости Августином Эренсвардом, служит главной площадью крепости с 1760-х годов. В 1855 году, во время Крымской войны, он сильно пострадал от бомбардировки англо-французской эскадры. В крепостном дворе находится могила Августина Эренсварда.
На острове Кустаанмиекка прекрасно сохранились как подлинные шведские бастионы крепости, так и построенная позже, в российскую эру, береговая линия обороны с песчаными валами и огромными орудиями.
Монументальные королевские ворота считаются символом крепости Суоменлинна. Они были построены в период с 1753 по 1754 год как центральный вход в крепость. Ворота были воздвигнуты на месте, где пришвартовался корабль короля Швеции, решившего лично проконтролировать строительство крепости в 1752 году.
Подводная лодка «Весикко» была построена в Финляндии в 1930-х годах и принимала участие во Второй мировой войне. Отреставрированное судно дает возможность познакомиться с условиями жизни судовой команды и технологиями строительства подводных судов той эпохи. Доступ на лодку возможен только летом.