2023.09.19-1: Малая базилика Санта-Мария в Эльче
Эта статья, первая о нашей поездке в Эльче — исторический испанский город. В ней в основном о главном католическом соборе города - Малой базилике Санта-Мария, построенной в стиле барокко между 1672 и 1784 годами.
Напомню, что дело было во время нашего небольшого отпуска в Испании в сентябре 2023 года. Наши друзья очень рекомендовали побывать в Эльче. Рекомендация содержала слова «исторический», «культура», «архитектура», «пальмы», но также и «испанский».
Последний эпитет предполагал, что во второй половине дня в городе будет пусто, все закрыто и нечего делать. Поэтому встали пораньше и не заходя в море, поехали.
Парковка в центре Эльче
От места нашего базирования Venta Lanuza до Эльче расстояние порядка сорока километров. Проходятся легко по хорошей испанской дороге.
К визиту в Эльче мы подготовились, поэтому парковка Parking Saba Traspalacio (Carrer de la Diagonal del Palau, 03202 Elx) была выбрана заранее и навигатор привел точно ко въезду.
Правда сами въезды в подземные паркинг в центральной части небольших испанских городов, нужно ещё разглядеть и главное поверить, что этот узкий проездик - это то что нужно. Указатели есть, но, как не раз уже писал, они частенько не очевидны иностранцу.
Въезд на выбранную парковку находится неподалеку от главного входа в пальмовый парк Эльче и его крепость, где теперь музей археологии. То есть в самом центре города и все основные достопримечательности рядом.
Проезды тесные, но благодаря появившемуся опыту, как в отношении испанских подземных паркингов, так и машины, заехали, нашли место, хоть и на третьем нижнем уровне, но приемлемое. Паркинг также относительно дорогой. Отдали почти €5 за два с половиной часа.
Выезд прошел без проблем. После оплаты даётся пятнадцать минут на выезд. Предъявлять билетик не нужно, шлагбаум открывается автоматом. Видимо связь между билетом, полученным на въезд и номером машины устанавливается сразу.
История Малой базилики Санта-Мария в Эльче
От выхода из парковки на поверхность отправляемся к площади Санта-Мария (Plaça de Sta. Maria) и расположенному здесь храму - Малой базилики Санта-Мария (Basílica menor de Santa María). Католический собор был построен в стиле барокко между 1672 и 1784 годами, над его обликом работали несколько архитекторов.
В средние века на этом месте, которое в то время было окраиной мусульманского города, располагалась мечеть. На её месте и был построен первый христианский храм в готическом стиле. О нем мало что известно.
Как и в случае со многими другими городами, возвращенными в христианство арагонским королем Хайме I Завоевателем (Jaime I el Conquistador), новый храм был посвящен Святой Марии и её вознесению на небеса.
Между 1492 и 1566 годами храм был обновлен в стиле ренессанс. Об этом храме известно, что в 1557 году его работами руководил Хулиан Аламикес, один из самых выдающихся архитекторов эпохи Возрождения в провинции Ориуэла.
Он занимал примерно ту же площадь, что и нынешний центральный неф, его главный алтарь был посвящен Деве Марии, также в нем были различные часовни и боковые алтари и позже были найдены захоронения представителей некоторых семей из Эльче.
Низкое качество материалов, использованных при строительстве церкви и обильные ливни, обрушившиеся на город в первые месяцы 1672 года, привели к необратимым разрушениям храма.
Архитектор Франсиско Верде разработал проект новой Санта-Марии в стиле барокко, первый камень нового здания был заложен в июле 1673 года. Строительство храма началось с его центрального нефа, чтобы его можно было использовать как можно скорее. В итоге он был освящен 7 декабря 1686 года.
Первая треть XVIII века была посвящена оформлению внутреннего убранства Малой базилики Санта-Мария, в которых участвовали выдающиеся мастера того времени.
Главный алтарь и его скиния были спроектированы в 1742 году, в августе 1754 года был установлен орган. Последней построенной частью церкви была часовня Причастия, а полностью работы завершены в октябре 1784 года.
В целом время благосклонно отнеслось к судьбе Малой базилики Санта-Мария, но 20 февраля 1936 года буквально в начале гражданской войны, она была частично разрушена в результате поджога. В этом пожаре погибло первоначальное изображение Успения Богородицы, которой посвящен храм.
Осталась легенда, что кто-то из прихожан смог спрятать образ Богоматери, чтобы его не уничтожили. Но она не выглядит правдоподобной, поскольку оригинальное изображение до сих пор не найдено.
Малая базилика Санта-Мария Эльче христианский храм, имеющий папскую привилегию, предоставленную Урбаном VIII в 1632 году, позволяющую ему быть местом священного представления «La Festa».
Его также называют «Misteri d'Elx». Этот праздник проходит каждый год в рамках праздника в честь Успения Богородицы, 14 и 15 августа.
Архитектура Малой базилики Санта-Мария
В облике Малой базилики Санта-Мария представлены различные архитектурные стили: итальянское барокко главного фасада, рококо других фасадов и амбулатория, неоклассический интерьер, особенно часовни Причастия и т.д.
Очень важны для образа два фасада, Успения (Порта Майор) и Сан - Агатанжело, работы французского скульптора Николаса Де Бюсси , завершенные между 1680 и 1682 годами .
Главной дверью храма является так называемая Порта Майор или Главная дверь, которая открывается у подножия его центрального нефа и обращена на запад к Пласа-де-Санта-Мария. Его украшает дверной проем-алтарь - один из важнейших образцов валенсийского барокко.
Это был смелый шаг для своего времени. Итальянский аспект фасада выражен в балансе всех составляющих его элементов, в первую очередь колонн. Внутренние колонны входа оформлены как непрерывная спираль.
В нише над входом установлена фигура Святой Марии. Ниша сделана неглубокая и высокая, автор постарался избежать того, чтобы сцена вознесения Марии не оказалось слишком глубоко в стене.
На нижней и боковой стенках ниши он разместил небесную троицу, ожидающую вместе с ангелами приема Марии. Вся композиция окружена облаками с ангелами, которые наблюдают за чудом вознесения.
Сами большие двустворчатые двери имеют форму полукруглой арки, и выглядят облицованными жестью, прибитой гвоздями с большими шляпками. На дверях выделяются два бронзовых молотка, напоминающие нам о праве убежища, которое церковь предоставила преследуемым гражданским правосудием.
В центре каждой створки расположены два больших прямоугольных окна, застекленных и усиленных решеткой в форме вензеля Богородицы (буквы «М» и «А» переплетаются). Через них можно созерцать интерьер церкви.
Главные ворота вероятно открываются в связи со значимыми событиями. По крайней мере в наш визит они были закрыты, а внутрь мы попали через другие на северной стороне храма.
Это ворота Святого Акатанжело (Acatángelo), как я понял уроженца Эльче, ставшего позже его покровителем.
Фигура святого установлена в нише непосредственно над арочными входными дверями. Есть мнение, что скульптор был недостаточно знаком с образом мученика поэтому тот стоит в неподходящей одежде.
На плечи святого накинут плащ, которую он придерживает правой рукой и, в тоже время эта одежда опускающая до постамента служит опорой, стабилизирующей фигуру на основании, что оправдывает скульптора.
Святой Акатанжело стоит, подняв лицо и взгляд вверх, и положил левую руку на сердце, имитируя экстаз, который испытывает просветленный человек во время молитвы. Такой образ, композиционно соответствовал канонам традиционного барочного стиля.
Базилика Санта-Мария имеет в общей сложности семь входов, расположенных по всему зданию. Два уже описал, в концах трансепта открываются двери Органа (Север) и Солнца (Юг).
Двери Органа расположены левее дверей Святого Акатанджело. Называются так, потому что, войдя сразу видишь большой церковный орган. Но также вход носил название Кладбищенский, поскольку до 1787 года с этой стороны располагалось приходское кладбище.
Какое-то время дверь называлась Евхаристическим съездом, поскольку через нее стартовало шествие, завершившее IV епархиальный евхаристический съезд в Эльче в мае 1948 года.
Оформление этого входа проще упомянутых выше. Двери меньшего размера также имеет форму полукруглой арки, а по краям расположены две пилястры, поддерживающие антаблемент. В центре картуш с монограммой Святой Марии.
Интересен вход Пуэрта-дель-Соль, созданный в 1682 году. Портал имеет оформление в два уровня, разделенных сплошным антаблементом. Внизу полукруглая входная арка, опирающаяся на колонны и покрытая резьбой с лепниной.
На лицевой стороне изображено персонифицированное изображение солнца слева и луны справа, элементы, также связанные со Святой Марией.
У восточного фасада Базилики Санта-Мария один вход - Дверь Причастия, которая ведет в одноименную часовню. Убранство входа простое — полукруглая арка имеет две рифленые пилястры, поддерживающие антаблемент, увенчанный треугольным фронтоном.
Внутри Малой базилики Санта-Мария
Образ Успения Богородицы представляет собой вырезанную из дерева фигуру в натуральную величину, на которой изображена стоящая Мария, сложив руки в молитвенной позе.
Фигура может быть украшена платьями и мантиями, которые меняются в зависимости от богослужебного времени года. Ее голова покрыта серебряным тканевым чепцом, а поверх короной в знак Царицы Творения. На праздник Успения ее изображают лежащей с маской на лице, глаза закрыты, так как она спит.
Образ был найден в 1370 году и исчез во время храмового пожара 1936 года. Нынешний был создан валенсийским скульптором Хосе Капусом в 1940 году и полностью повторяет все детали оригинала.
Образ Покровительницы Эльче имел собственный алтарь, о котором заботилось Братство Успения Богоматери. Он был перенесен в Базилику Санта-Мария в 1648 году по желанию верующих.
Изначально почитавшийся в одном из боковых приделов, в 1656 году он был помещен в запрестольный образ главного алтаря, где была импровизирована ниша.
Главный алтарь церкви имеет скинию из каррарского мрамора, фарфора и алебастровых инкрустаций, спроектированную в 1742 году Хайме Бортом и построенную в Генуе Пьетро Антони Гарони.
Часовня Причастия была последней построенной частью церкви. В неоклассическом стиле преобладает мраморный алтарь, на котором изображено Святое Сердце Иисуса. Его венчают фигуры трех Богословских Добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия.
Именно здесь мы можем увидеть оригинальные изображения Иисуса и святых - Фомы Аквинского и четырех евангелистов. Они вырезанные из дерева и украшенные имитацией мрамора.
Большой интерес представляет ризница храма, убранство которой единственное не пострадало от пожара 1936 года. Мебель и картины оригиналы XVIII и XIX веков.
Внутри выделяется старая часовня Сан-Педро с плоским каменным сводом, украшенным монограммой Марии, и лестницей, ведущей на галерею.
Колокольня базилики Санта-Мария-Эльче
Колокольня Базилики Санта-Мария построена как часть церкви и прекрасно с ней гармонирует. Она имеет отдельный доступ через небольшую дверь, расположенную со стороны площади Пласа-де-Санта-Мария.
Изнутри храма в башню также можно попасть, пройдя через баптистерий, из галереи самой часовни и с ее верхней террасы.
Подъем до площадки с колоколами осуществляется по винтовой лестнице, и далее еще по одной небольшой деревянной лестницей, ведущей на верхнюю террасу. Всего придется преодолеть сто шестьдесят ступеней.
Поднявшись наверх, вы найдете две небольшие комнаты, которые служат зоной отдыха, а раньше принадлежали звонарю и его семье. На башне находятся четыре колокола весом 1172, 900, 400 и 238 килограммов.
При постройке колокольню украшал большой деревянный шпиль, на вершине которого находился флюгер в форме человеческой фигуры. Шпиль сгорел в результате случайного пожара в канун Рождества в 1792 года, который случайно устроил звонарь церкви, когда грелся от холода и дующего ветра.
На этом заканчиваю про Базилику Санта-Мария. В следующей статье немного о прогулке по улицам старого Эльче и посещении знаменитого пальмового леса или парка.