2008-05-10-1 Музей Авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа, начало
Музей авиации Финляндии (Finnish Aviation Museum) в Хельсинки-Вантаа это специализированный музей авиационной тематики национального масштаба. Музей знакомит с историей авиации Финляндии как военной так и гражданской. Коллекция музея авиации насчитывает почти 9 000 единиц авиационной техники и более 17 000 книг, авиационных журналов и другой печатной продукции. Музей расположен недалеко от терминалов действующего аэропорта.
Общая информация о Музее авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа
Основная экспозиция, включая более 80 самолетов, размещается в двух больших залах и охватывают период от создания самолета до сегодняшних дней.
Помимо собственно самолетов в музее Авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа можно увидеть планеры, вертолеты, авиамодели, тренажеры, авиационные кресла, воздушные шары, диспетчерские пульты и многое другое.
Кроме того, в экспозиции музея представлено множество специализированных руководств по организации полетов и обслуживания самолетов и огромная коллекция фотографий, негативов, слайдов и других архивных материалов.
Подробная информация на сайте Музея Авиации Финляндии. Сайт доступен в основном на финском языке, но есть и информация и на английском.
Музей авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа ведет свою историю с 4 декабря 1969 года. Именно тогда в коридорах пассажирского терминала Аэропорта Хельсинки - Вантаа была открыта первая постоянная экспозиция.
Строительство здания Музея авиации Финляндии на его текущем месте было начато 8 мая 1980 года. Первый зал выставки был готов осенью следующего года и был открыт для посетителей 24 сентября 1981 года. Второй большой выставочный зал с архивами и служебными помещениями было введено в использовании 26-го сентября 1989 года.
Музей Авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа открыт для посетителей по средам с 10 утра до 8 вечера, в другие дни с 10 утра до 5 вечера. Закрытая в канун Рождества и Рождество (24 и 25 декабря), в канун Нового года (31 декабря) и в канун "Иванова дня".
Кроме обычной, постоянно-действующей экспозиции в Музее авиации Финляндии проводятся различные специальные мероприятия, время работы которых нужно смотреть на сайте музея.
Стоимость посещения Музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа для взрослого человека €8.0, Для студентов и пенсионеров €4.0. Так называемый "семейный билет" (двое взрослых, двое детей) обойдется в €20.0.
Музей расположен недалеко от главного аэропорта Финляндии (Хельсинки, Вантаа). Чтобы попасть в Музей авиации Финляндии, лучше ехать на своей машине. Поставить в навигаторе - Аэропорт Вантаа (Vantaa) и не доезжая пассажирского терминала смотреть на указатели. Промахнуться сложно.
Но и тем, кто без машины, добраться до Музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа несложно. От железнодорожного вокзала Хельсинки в Аэропорт Вантаа идет автобус №612, от торгового комплекса Itäkeskus идет автобус №519.
Есть автобусы и из Эспоо (от Espoo Centrum №535) и из Вантаа (от железнодорожной станции Tikkurila №61 и от Hämeenkylä №51).
Экспозиция Музея авиации снаружи
Часть экспозиции Музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа располагается вне помещений, под открытым небом. Это несколько самолетов и вертолетов. Один из таких уличных экспонатов - советский истребитель МиГ-21 Бис (REGISTR: MG-111 S/n: 75064540)
МиГ-21 состояли на вооружении ВВС Финляндии с 1963 по 1998 год. За это время через руки финских пилотов прошло четыре модификации самолета: МиГ-21Ф-13, У, УМ и МиГ-21бис. Сейчас Финляндия заменила свои МиГ-21 на американские истребители Boeing F-18.
Так же под открытым небом стоит еще один шедевр советского авиапрома, точнее вертолетостроения - вертолет Ми-8П (REGISTR: HS-6 S/n: 13306).
На вооружении сил обороны Финляндии с середины 70-х годов и до нашего времени находились десять вертолетов Ми-8. И один из них навечно приземлился в экспозиции Музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа.
На открытых площадках Музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа расположились еще несколько самолетов, которые не попали в объектив нашего фотоаппарата, поэтому о них в другой раз. А мы пойдем дальше, внутрь помещения. Здесь в двух огромных залах в своеобразном порядке расположились основные экспонаты музея.
Под "своеобразным порядком" я имею ввиду то, что самолеты в залах музея стоят плотной группой, как говорится "плечом к плечу" и даже не крыло к крылу а тушка к тушке и не в один ряд. Например под крылом большого самолета, прямо у шасси может стоять его более мелкий собрат, а планеры вообще подвешены к потолку, кое где в несколько уровней.
Описание экспонатов дам в том порядке в каком они попадали в кадр нашего фотоаппарата, разумеется информация есть не о всех моделях.
Начало экспозиции музея авиации Финляндии
Один из первых самолетов попавших в кадр в зале военных самолетов музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа был немецкий истребитель-перехватчик Messerschmitt Bf 109 G-2 (REGISTR: MT-208 (ent RJ+SM) S/n: 14743).
Это один из самых массовых самолетов времен Второй мировой войны. Messerschmitt Bf 109 G изначально немецкий перехватчик, на вооружении ВВС Финляндии в период 1940-50-х годов находилось 159 подобных машин.
Попавший в Музей авиации Финляндии самолет совершил аварийную посадку в море вблизи города Пори в 1946 году. А в экспозицию музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа он попал в 1999 году, после того как был поднят со дна энтузиастами.
На следующей фотографии в середине большой группы экспонатов обратите внимание на истребитель-гидросамолет I.V.L A22 "Hansa" (REGISTR: IL-2 (ent 4.D.2) S/n: 2) двадцатых годов.
Он светло-синего цвета, на поплавках с деревянным винтом. Изначально в Германии эта модель самолета имела маркировку W.33 и была разработана фирмой Hansa-Brandenburg.
После Версальского мирного договора производство самолета продолжилось в Норвегии и Финляндии. В Финляндии с 1922 по 1925 год фирмой IVL под обозначением Hansa A.22 было произведено около 120 экземпляров самолета.
В ВВС Финляндии они использовались в основном для морской разведки. Норвежский W.33 участвовал в полярной экспедиции Амундсена. В декабре 1926 года дивизион морской авиации Латвии получил из Финляндии 2 таких самолета.
На следующем фото мы стоим рядом со шведским истребителем-перехватчиком Saab J 35B Draken (REGISTR: DK-206 S/n: 35245). Эта модификация самолета оснащена возможностью применения в качестве истребителя-бомбардировщика.
В Швеции самолет выпускался в период с 1962 г. по 1963 г, всего выпущено 73 экземпляра. Оснащался бомбами и НУРС, шведской интегрированной системой ведения воздушного боя STRIL 60 и шведским же радаром PS-03.
Находящийся в Музее авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа Saab J Draken 35B представляет собой одноместный учебный истребитель. А всего в ВВС Финляндии использовались 47 подобных самолетов разных годов выпуска.
Наряду с советским МиГ-21 самолет Saab J Draken 35B был основным истребителем-перехватчиком ВВС вплоть до конца 1990-х.
Планеры в экспозиции музея авиации Финляндии
Если поднять голову к потолку зала военных самолетов Музея Авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа то можно увидеть несколько планеров. Например тот который красного цвета с надписью OH-PXA это моторный планер PIK 10 Moottoribaby (REGISTR: OH-PXA (ent OH-BAV) S/n: 1).
Это первый в Финляндии одноместный моторный планер, собственной разработки. Использовался в 40 - 60 годах, имеет прозвище "Paukkulauta". Гугль переводит с финского как «пустая доска."
Тот который светло-зеленого (салатного цвета) с надписью OH-368 это одноместный планер Fibera KK-1e UTU (REGISTR: OH-368 (ent OH-LKI) S/n: 21/68). Отличительная особенность этой модели в том что она является одним из первых в мире планеров полностью из стекловолокна.
Планер сконструирован фином Ahto Anttila и запущен в производство компанией Fibera в 1960 году. В первый полет одноместный планер Fibera KK-1e UTU отправился в 1964 году.
Планеры использовались главным образом в Финляндии, но один экземплар попал в США и по состоянию на конец 2011 года все еще был зарегистрирован как действующий.
Еще один планер попавший в кадр это так же светло-зеленый (салатовый) одноместный планер PIK 3a Kanttikolmonen с надписью на борту Boston (REGISTR: OH-YKA (ent OH-PCA) S/n: 1/50).
Одноместный планер производился в Финляндии в 1950-х и 60-х годах. Он был разработан как недорогой и простой в постройке и эксплуатации. Материал дерево, фанера и кожа. Интересно что проектировать планер начали в 1942 году, но первый прототип взлетел только в середине 50-х.
На этой же фотографии, ближе к зрителю расположился реактивный истребитель De Havilland Vampire D.H.100 (REGISTR: VA-2 S/n: VO-692). Здесь его вид снизу и сзади-сбоку. А на следующей фотографии он же но снизу и в анфас.
Реактивный истребитель De Havilland Vampire был основным истребителем Королевских ВВС Великобритании со времени окончания Второй мировой войны и до 1953 года, а в качестве учебного продолжал использоваться до 1966 года.
Всего почти 3300 Vampire были построены за эти годы, четверть из них по лицензии в других странах. ВВС Финляндии получил шесть самолетов в 1953 году. Еще девять были приобретены в 1955 году. Последний финский Vampire была выведен из эксплуатации в 1965 году. Vampire был первым реактивным самолетом на вооружении ВВС Финляндии.
Бипланы в экспозиции музея авиации Финляндии
Первый представитель семейства учебный биплан Caudron C.60 (REGISTR: CA-84 S/n: 2). Это французский учебно-тренировочный самолет - биплан деревянной конструкции, с полотняной обшивкой и несмещенными друг относительно друга двухстоечными крыльями.
Курсант размещался в открытой кабине под центральной секцией верхнего крыла, сразу же за ней - под вырезом в задней кромке верхнего крыла - находилась кабина инструктора. ВВС Финляндии заказали 30 подобных самолетов в 1923-1924 годах. Позже Caudron производился в Финляндии по лицензии, всего было выпущено 34 штуки.
Самолет зеленого цвета это трофей минувшей войны советский истребитель Polikarpov UTI-4 ( I-16 UTI) - REGISTR: UT-1 S/n:. Истребитель И-16 был советским истребителем революционного для своего времени дизайна. Это был первый в мире самолет с нижним расположением крыла, консольный моноплан с убирающимся шасси.
И-16 был введен в эксплуатацию в середине 1930-х и составили костяк ВВС СССР на начало Второй мировой войны. Уменьшительное прозвище истребителя "Ишак" было дано ему советскими летчиками во время вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке.
Финское прозвище для И-16 было Siipiorava, что значит Белка (« Белка-летяга »). В Музее Авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа представлена учебная модификация И-16, именуемая УТИ-4. Это единственная в мире машина этой модификации, сохранившаяся до наших дней.
Желтый биплан, подвешенный к потолку зала военных самолетов музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа это чисто финский биплан VL Viima II (REGISTR: OH-VII S/n: 22). Биплан VL Viima разрабатывался и строился на государственном авиационном заводе Финляндии.
Представляет собой биплан, используемый в ВВС Финляндии главным образом как учебный с конца 1930-х годов до конца 1940-х годов. После службы в армии, несколько самолетов были перенаправлены на гражданское использование. Находящийся в музее авиации Финляндии самолет единственный из дошедших до наших дней.
Зеленый красавец на следующей фотографии, у которого обнимаются двое друзей, это еще одно детище государственного авиационного завода Финляндии - финский биплан VL Tuisku (REGISTR: TU-178 S/n: 29). Самолет был разработан в 1930 году.
Это был двухместный, одномоторный биплан со сварным стальным каркасом, покрытый тканью. 30 самолетов были произведены для ВВС Финляндии, где служили с 1935 по 1949 год. Находящийся в музее авиации Финляндии самолет единственный сохранившийся до наших дней.
Следующий биплан, оранжевый небольшой самолетик это чешский биплан Letov S.218 A Smolik (REGISTR: SM-153 (ent SM-153, OH-ILS) S/n: VLII/17). Самолет совершил первый полет в 1925 .
В 1929 году, один биплан Letov S.218 A Smolik был представлен на международной выставке самолетов в Хельсинки. ВВС Финляндии проявили интерес к типу и он был приобретен в марте 1930 года для испытаний.
Затем последовал заказ еще на девять самолетов и была приобретена лицензия на производство. Биплан состоял на вооружении ВВС Финляндии в качестве учебного самолета в период с 1930 - 1945 гг. Один самолет до сих пор сохранился в музее авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа.
Конечно это не все самолеты, представленные в зале военных самолетов музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа и не все фотографии, которые у меня есть. Но обо всех просто невозможно написать, лучше приехать и посмотреть своими глазами.
А во второй части статьи я расскажу о зале гражданских самолетов и о других частях экспозиции музея авиации Финляндии в Хельсинки-Вантаа