Венеция 2008.05.13-2 - взгляд на Венецию с борта вапоретто (Север)
В предыдущей статье цикла о нашем путешествии в Венецию в мае 2008 года, я писал о начале прогулки на вапоретто. Продолжим нашу водную прогулку вокруг основных венецианских островов и полюбуемся некоторые достопримечательности так или иначе видимые с борта теплоходика. Тема оказалась настолько обширной, что и ее придется разбить на две части. В этой -церкви северной стороны районов Канареджио и Кастелло, заметные по их колокольням.
Вид на Церковь Мадонна делл'Орто (Chiesa della Madonna dell'Orto).
Церковь Мадонна дель Орто (Chiesa della Madonna dell'Orto) находится на окраине квартала Канареджио на одном из северных островков. Сама церковь не видна с вапоретто, так как ее заслоняют стоящие у воды здания, но хорошо видна ее колокольня.
Для того чтобы попасть к церкви Мадонна дель Орто с воды, нужно сойти с вапоретто на остановке "Orto", она вторая если считать от выхода из канала Канареджио. Раньше именно отсюда стартовали на Мурано.
Церковь Мадонна дель Орто была построена в первой половине XIV века, по некоторым данным около 1355 года. Это одна из тех венецианских церквей, которые прекрасны не только внутри, но и снаружи.
Изначально она была посвящена Святому мученику Христофору (San Cristoforo), покровителю лодочников-гондольеров. Его фигура до сих пор украшает фасад церкви.
Но с июня 1377 года прихожане стали называть ее Церковь Мадонна дель Орто. Это произошло благодаря стихийно образовавшемуся культу вокруг неоконченной статуи Девы Марии, стоявшей в соседнем саду и явившей чудотворные свойства. В результате статуя переместилась в церковь, которую пришлось перестроить и перепосвятить.
Церковь Мадонна дель Орто известна так же тем, что над ее оформлением работал с 1552 по 1569 знаменитый Тинторетто. Он жил неподалеку от церкви, на Fondamenta dei Mori и после смерти в 1594 году был похоронен в церкви.
Кисти Тинторетто принадлежит целый десяток картин находящихся в церкви - "Введение Марии во храм", "Поклонение золотому тельцу", "Страшный суд", "Видение святого Петра", "Усекновение главы святого Павла", "Святая Агнесса, воскрешающая сына римского префекта" и другие.
Так же есть здесь и работа Тициана - "Товий с ангелом". К сожалению в 1993 году из церкви была похищена картина "Мадонна с младенцем" Беллини, наиболее соответствующая дух храма.
Вид на Церковь Санта-Мария-Асунта (Chiesa dei Gesuiti).
Следующая заметно выделяющаяся постройка на берегу Канареджио - это массивная колокольня церкви Санта-Мария Асунта, называемой так же Джезуити (Gesuiti).
Церковь расположена недалеко от воды, но фасад выходи на маленькую Campo dei Gesuiti, по названию площадь, по факту маленькая улица. Удобная для посещения церкви Джезуити остановка вапоретто носит название "Fondamente Nova".
На территории, где сейчас находится церковь Джезуити в XII веке был основан монастырь крестоносцев. В память о нем потомкам осталась небольшая часовня - Oratorio dei Crociferi, в которой можно увидеть цикл ярких картин Пальмы иль Джованни (Пальмы Младшего) из истории ордена.
Наследниками средневековых крестоносцев стал орден иезуитов, которые в 1714 году получили разрешение построить собственную церковь. Архитектор церкви Доменико Росси спроектировал церковь в барочном стиле в виде латинского креста с широким нефом, что должно было напоминать главную церковь иезуитов Иль-Джезу в Риме.
Высокий фасад церкви Джезуити украшен скульптурами апостолов, выполненных известнейшими венецианскими резчиками того времени. Для интерьеров использованы лучшие материалы, очень богатые, стены выложены узором из зеленого и белого мрамора под ткань, алтарь под балдахином на десяти витых колоннах из гранита, подобен алтарю собора Святого Петра в Риме.
Церковь украшают полотна известных венецианских мастеров живописи, в том числе "Мученичество святого Лаврентия" Тициана и "Успение богоматери" Тинторетто, "Ангелы-Хранители" Пальмы иль Джованни. В интерьерах так же много скульптурных композиций, в том числе и изображающих деяния основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы.
Собор Санти-Джованни э Паоло (Santi Giovanni e Paolo).
Собор Санти-Джованни э Паоло (Santi Giovanni e Paolo) несмотря на свои огромные размеры, все-таки не виден со стороны идущего вдоль берега вапоретто. Но я не мог не упомянуть об этом грандиозном сооружении, так же расположенном в районе Кастелло.
Здесь я немного нарушаю последовательность и логику в изложении осмотра венецианских достопримечательностей. Мы прогулялись к Собору Санти-Джованни э Паоло по суху вечером этого дня, но считаю уместным рассказать о нем в этой заметке.
Собор Санти-Джованни э Паоло, названный в честь раннехристианских мучеников Иоанна и Павла, наряду с Фрари относится к самым большим и известным храмам Венеции. Собор находится в отдалении от Сан-Марко, Риальто и других привычных туристических маршрутов, поэтому здесь нет случайных людей, это место паломничества.
Первый храм был заложен монахами доминиканцами в 1246 году, а современное здание собора датируется 1430 годом. И с самого начала собор Санти-Джованни э Паоло служит своеобразным пантеоном Венеции - на его территории нашли последний покой тела многих выдающихся деятелей Венецианской республики, в том числе и восемнадцати дожей.
Выдающийся фасад собора Санти-Джованни э Паоло выполнен из красного кирпича в типичном итальянском строгом готическом стиле. Две большие вертикальные пилястры делят его на три части с большим круглым окном (розой) в центре и двумя небольшими окнами по бокам. Нижняя часть занята шестью готическими нишами, в которых находятся саркофаги дожей.
Считается что образ собора Санти-Джованни э Паоло более "мужской" по сравнению с его альтер эго, такой же знаменитой, но по характеру более "женской" церковью Фрари.
Собор Санти-Джованни э Паоло был так же как и Фрари был окружен монастырскими постройками, которые не пощадило время. Наполеон так же приложил руку к разрушению доминиканского монастыря, а так же потере собором многих ценностей.
Здание базилики в плане имеет форму латинского креста с одним трансептом, тремя нефами и пятью многоугольными апсидами. Десять огромных цилиндрических колонн поддерживают аркады и ребристые готические своды.
Размеры собора внушительны - 101,6 м в длину, 45,8 м в ширину в трансепте и 32,2 м в высоту. Внутри собора выделено множество отдельных капелл и часовен, принадлежавших знатным гражданам Венецианской республики.
Внутреннее убранство собора Санти-Джованни э Паоло в этой статье описывать детально не имеет смысла. Множество информации есть в интернете, а я пытаюсь, по возможности писать о том, что видел сам. Однако, несколько строк, в качестве плана на будущие посещения Венеции написать стоит.
В силу сложившихся исторических особенностей в интерьерах собора Санти-Джованни э Паоло доминирует скульптура, а не живопись, и скульптура прежде всего историческая, памятная, а не созданная ради самого искусства.
Все восемнадцать погребенных здесь венецианских дожей предстают перед потомками в виде скульптурных памятников, а с ними множество сподвижников и домочадцев. Плюс к ним более двадцати адмиралов, кондотьеров, генералов, капитанов кораблей, сенаторов и деятелей искусства.
Кроме того и сами мученики Иоанн и Павел, а так же другие религиозные персонажи, так же запечатлены в мраморе и камне. Одним словом на этот оригинальный пантеон однозначно стоит посмотреть.
Рядом с собором Санти-Джованни э Паоло установлен конный памятник, и первое и второе большая редкость для Венеции. Это памятник кондотьеру Коллеони, установленный в 1481, один из крупнейших конных монументов мира.
Кондотьер это звание, которое присваивалось полководцам воевавшим за Венецианскую республику на суше. Кондотьер Коллеони был одним из успешных на этом поприще. Однако памятник он заслужил не благодаря подвигам на поле брани.
Умирая он завещал Венеции половину своего состояния, что-то около полумиллиона дукатов, при условии что ему поставят памятник "перед Сан-Марко". Коллеони предполагал, что это должен быть собор Сан-Марко.
Однако Совет десяти решил, что памятник на главной площади будет ему не по рангу. Памятник был установлен, но у здания Скуолы Гранде ди Сан-Марко.
Вид на Церковь Сан-Франческо делла Винья (San Francesco della Vigna).
А вот Церковь Сан-Франческо делла Винья (San Francesco della Vigna) видна со стороны моря очень даже хорошо. Название церкви восходит к винограднику, на месте которого и была возведена в далеком 1253 году первая францисканская церковь, предшественница Сан-Франческо делла Винья.
С местом расположения церкви Сан-Франческо делла Винья связано и предание о покровителе Венеции, святом евангелисте Марке. Он по преданию проповедовал христианство в городах, расположенных вблизи Венецианской лагуны и даже бывал на венецианских островах, и говорят, даже ночевал именно на этом островке.
Строительство нынешней, так же францисканской церкви, началось в 1534 году, а в 1562—1572 годах у церкви был обновлен, точнее оформлен заново выделяющийся, если не сказать мощный, фасад с колоннами и со статуями Святого Павла и Моисея работы Андреа Палладио.
Конечно с моря фасад не разглядишь и стоит сойти с вапоретто на остановке Celestia, чтобы прогуляться до церкви пешочком.
Внутренне пространство церкви Сан-Франческо делла Винья разделено дорическими колоннами из бледного истрийского мрамора. По сторонам главного нефа расположено несколько боковых капелл. Убранство церкви отличается характерной для францисканцев простотой и строгостью.
Основное пространство и капеллы украшенных художественными произведениями великих мастеров XVI века. Среди них можно выделить картину «Богоматерь с младенцем и святыми» работы Джованни Беллини и «Святое собеседование» кисти Веронезе, еще одна "Мадонна с младенцем" Антонио да Негропонте. На стенах одной из капелл фрески Тьеполо.
У левой стороны церкви Сан-Франческо делла Винья, недалеко от алтаря похоронен венецианский дож Андреа Гритти, дипломат, полиглот, покровитель церкви и друг ее создателей.
В церкви Сан-Франческо делла Винья находятся мощи мученицы Христины Тирской. Мощи были привезены в Венецию из Константинополя в 1252 г. И первоначально находились в бенедиктинском монастыре святых Марка и Христины на ныне несуществующем островке Аммиано, располагавшемся поблизости от Торчелло.
А в 1810 году были размещены в Сан-Франческо делла Винья. Мощи мученицы хранятся в стеклянной раке в боковой капелле левого трансепта.
На этом закончу первую часть обзора посвященную северной стороне венецианских островов. Дальше наше вапоретто огибает Венецию справа, проходит мимо Арсенала, парка Giardini Biennale и заканчивает рейс у Сан-Марко. Мы же вышли немного раньше, на остановке Arsenale, чтобы прогуляться до Сан-Марко посуху. Но это у же истории для следующих заметок.