2018.08.12-4: Старый Гданьск, на Длугой набережной Мотлавы
Четвертая статья о прогулке по центру Старого Гданьска. Выходим на набережную реки Мотлавы по улице Длуги Тарг через Зеленые Ворота. Сначала повернем налево и поглазеем на исторические городские ворота - Хлебницкие, Мариацкие, один из страейших портовых кранов Европы - Гданьский Журав, а так же здание Археологического музея, а в завершение, несколько слов о флайборд, на соревнование по которому мы посмотрели.
Длинная Набережная Мотлавы в Гданьске.
Длинная Набережная (Długie Pobrzeże) это набережная по левому, западному берегу реки Мотлава. Сейчас это современная городская набережная, а в свое время на Мотлаву были обращены стены Главного, ныне Старого города Гданьска. Ныне от них сохранились ворота в местах, где улицы Главного города выходили к реке.
Первое письменное упоминание о пристани для судов на этом берегу Мотлавы относится к XIV-му веку (1385 год). С тех пор на протяжении веков на месте современной набережной были разрозненные и разнокалиберные деревянные причалы для грузовых судов. К XVII-му веку они постепенно слились в единый ансамбль и с 1592 года набережная получает название Длинный мост (нем. Lange Brücke).
В 40-х годах XIX-го века на первых этажах выходящих на набережную домов стали появляться магазины. Примерно в это же время появляется первая пассажирская пристань. Отсюда начинают курсировать регулярные паровые суда по маршрутам и Гданьскв в Сопот, Хель, Ястарнию и Крыницу Морску.
В начале XX века деревянные причалы уступают место бетонным пирсам, а к середине века набережная покрывается полированными гранитными плитами. В этот солнечный августовский день на набережной было не протолкнуться. В магазинах огромный выбор янтаря, а на набережной в рамках ярмарки Святого Доменика всякой всячины (сувенирка и вкусности).
К тому же в этот воскресный день в акватории реки Мотлава проходили соревнования по различным водным видам спорта. Наибольшее впечатление произвёл флайборд. Правда он же и послужил причиной того, что нам не удалось прокатиться по Мотлаве на кораблике. Акватория была перекрыта.
Хлебницкие ворота Главного города Гданьска.
Выйдя на набережную Мотлавы с улицы Длуги Тарг через Зеленые ворота, поворачиваем налево. Первые несколько домов набережной стилизованы под старину, века XVIII-XIX-ого. Зато там, где на набережную выходит Хлебницкая улица (Chlebnicka) находятся исторические Хлебницкие ворота (Brama Chlebnicka).
Эти готические ворота Главного города Гданьска из красного кирпича датируются XV-м веком. Хлебницкие ворота старейшие из трех сохранившихся поздних готических ворот Гданьска, обращённых на реку.
Об этом свидетельствует не только фламандская архитектурная форма, но и герб Гданьска в верхней части арки со стороны набережной - два белых креста на красном щите без корон, установленный в 1457 году.
К тому же из всех ворот обращенных на Мотлаву Хлебницкие лучше всего сохранились после Второй мировой войны и они по-прежнему имеют ту же форму, что и на старых фотографиях.
Непосредственно ворота встроены в трехэтажное жилое здание в виде удлиненного прямоугольника в плане, размером примерно 25,5 х 7,5 м. Стены здания украшены карнизом, оконные ниши в небольших арочных углублениях. Сверху двускатная крыша, на ней, над аркой ворот ступенчатые зубчатые возвышения. Ранее со стороны Мотлавы с обеих сторон Хлебницких ворот были две восьмиугольные башни с высокими шпилями, из которых сохранилась только северная.
Здание Археологического музея в Гданьске.
Далее по набережной Мотлавы вновь будет группа из нескольких домов стилизованых под старину, века XVIII-XIX-ого. В том месте где на набережную выходит Мариацкая улица (Mariacka) находятся сразу два исторических здания.
Более современное - это главный корпус Археологического музея (Archaeological Museum) Гданьска, одно из самых больших и представительных в Старом городе, также известное как Дом натуралистов. Исторически это был доходный, как сказали бы сейчас «многоквартирный дом», вероятно возведённый между 1597 и 1599 годами.
Характерной особенностью здания будущего Археологического музея является его тридцатиметровый фасад, второй отличительной чертой - узкая башня высотой тридцать шесть метров, расположенная на углу северного фасада. Башня увенчана красивой, величественной шлемовидной крышей.
С 1846 года в здании располагалось Общество естественной истории Гданьска, что и дало ему название «Дом натуралистов». Общество имело в своем распоряжении залы для собраний, научные мастерские, небольшой музей и библиотеку. Интерьеры залов украшали портреты и бюсты ученых, из них нам известен только Николай Коперник. В 1866 году в башне здания расположилась астрономическая обсерватория с вращающимся куполом.
Дом натуралистов был сильно разрушен во время Второй мировой войны. Он был перестроен между 1956 и 1961 годами по проекту близкому к оригинальному. Здесь расположился недавно созданный Археологический музей.
Длинная Набережная (Długie Pobrzeże) Мотлавы в Гданьске. Длинная Набережная (Długie Pobrzeże) Мотлавы в Гданьске.
Сегодня на трёх первых этажа здания располагаются постоянные экспозиции, посвященные главным образом истории Померании. На следующих трех этажах и в помещениях соседних Мариацких ворот, музейные офисы и мастерские.
Мариацкие ворота Главного города Гданьска.
Второе историческое здание здесь - Мариацкие ворота (Brama Mariacka) Главного города Гданьска, установленные там где Мариацкая улица выходит к набережной. Ворота красного кирпича имеют поздние готическую форму характерную для фламандской архитектуры, как и Хлебницкие ворота. Вероятная дата строительства последняя четверть XV-го века и впервые упоминаются в 1484 году.
В плане Мариацкие ворота представляют собой сильно вытянутый прямоугольник размером около 25 м × 7,3 м. Характерной особенностью архитектуры ворот их значительная асимметрия. Со стороны Мотлавы у Мариацких ворот две восьмиугольные тонкие башни, на которых когда-то поднимались возвышающиеся шпили. В настоящее время обе башни покрыты низкими коническими крышами.
Стены здания Мариацких ворот украшены карнизом, оконные ниши в небольших арочных углублениях. Сверху двускатная крыша, на ней, там где арка проема ворот, ступенчатые зубчатые возвышения. Так же над аркой проема ворот со стороны набережной размещены на щитах гербы Речи Посполитой, города Гданьска и королевства Пруссия, а со стороны улицы Мариацкой герб Гданьска в обрамлении двух львов.
В XVI-м веке Мариацкие ворота потеряли свое военное значение и были перестроены в многоквартирный дом. После довольно значительного разрушения в 1945 году и последующего восстановления, Мариацкие ворота были переданы в распоряжение Археологического музея. В 1998 году на стене ворот со стороны Мотлавы была установлена мемориальная доска, посвященная памяти Александра Гумбольдта. Ученый был тесно связан с Гданьском и был почетным членом Гданьского общества естественной истории.
Далее по набережной Мотлавы очередная группа из нескольких домов стилизованых под старину, века XVIII-XIX-ого. Следующая улица Главного города, идущая в сторону Мотлавы, улица Святого Духа (Świętego Ducha). Не знаю как в старину, но сейчас здесь нет выхода на набережную. Возможно его и не было, но здание в которое упирается улица Святого Духа по архитектуре сильно отличается от соседних. Оно кирпичное и его форма в плане намекает на то, что это перестроенное здание ворот. Впрочем на этом я не настаиваю.
Ворота - портовый кран Журав Гданьский.
Ворота Журав (Żuraw Gdański, Brama Żuraw) - историческое здание, расположенное на набережной Мотлавы, там где к реке выходит улица Широкая (Szeroka). Это одновременно и ворота Главного города Гданьска и мощный и уникальный для своего времени портовый кран.
Ранние ворота Главного города Гданьска, вид которых не сохранился в памяти потомков, на этом месте существовали уже в 1363 году, а с 1367 года они упоминаются так же как портовый кран. Журав Гданьский служил главным образом портовой установкой для погрузки товаров на суда и для установки на них мачт.
Нынешний вид Журав Гданьский приобретает в 1442-1444 годах. После пожара 1442 года, уничтожившего старые деревянные конструкции, по инициативе бургомиста Гданьска были предприняты усилия для строительства новых, кирпичных ворот. Для обеспечения строительства власти даже ввели специальный налог.
Были построены две массивные кирпичные башни в стиле фламандской готики высотой по четыре надземных этажа и подвалами. Тогда Журав Гданьский был на один этаж ниже нынешнего, высота которого около 30 м, а общий размер сооружения в плане около 28 м в длину и 10 м в ширину.
Из-за оборонительного характера здания Журавай в башнях было очень мало оконных проемов. Толщина стен башен в нижней части достигала четырёх метров и здесь были оборудованы места, приспособленные для использования огнестрельного оружия тяжелого калибра, на верхних этажах для стрелкового оружия. Единственным украшением фасадов Журава Гданьского был фриз из расположенных в ряд двойных кирпичей.
Строительство новых мощных кирпичных ворот привело к конфликту города с рыцарями Тевтонского ордена, опасавшимся росту мощи укреплений Гданьска. Они требовали, чтобы Журав Гданьский выполнял только портовые функции.
Деревянное подъемное устройство, расположенное в центральной части Журава Гданьского, первоначально состояло из одной, а затем двух пар деревянных колес. Нижняя пара колес диаметром шесть метров использовалась для подъема до четырёх тонн грузов на высоту до одиннадцати метров над уровнем воды. Верхняя, шесть с половиной метров в диаметре, использовалась для установки мачт на судах и имела возможность подъема до двух тонн грузов на высоту около тридцати метров.
Колеса Журава Гданьского приводились в движение рабочими, которые шагали внутри них. Журав управлялся муниципальным чиновником, он же мастер крана. В его обязанности входило обслуживание Журава, взимание платы за использование оборудования, выплату заработной платы работникам и налогов в муниципальный банк.
В начале семнадцатого века и ворота и кран Журав Гданьский потеряли свое былое, прежде всего военное значение. Со временем в башнях расположились ремесленные мастерские, были перепланированы помещения, появились окна. В XIX-м веке подъемный механизм Журава стал использоваться для подъема кормовой части небольших судов для осмотра и ремонта винтов.
Журав пострадал в 1945 году, деревянные части полностью сгорели, но сохранилась часть стен. Реконструкция Журава произошла в конце 1950-х годов. Сегодня здесь расположен один из филиалов Национального морского музея Гданьска и сам по себе Журав Гданьский это самый большой и самый старый из сохранившихся портовых кранов средневековой Европы.
Флайборд над Мотлавой.
То зрелище которые мы наблюдали в акватории Мотлавы с Долгой и затем Рыбацкой набережной называется Флайборд (FlyBoard). Зрелищный вид спорта, суть которого - реальные полёты над водой на специальной доске. Конечно современной доске - флайборду еще далеко до доски Марти Мак-Флая из фильма «Назад в будущее», тем не менее зрелище очень эффектное.
Движение флайборда происходит за счет энергии реактивной силы струи воды, нагнетаемой через шланг подключённый к двигателю аквабайка (гидроцикла). Спортсмен - флайбордист, стоя на доске, напоминающей обычную доску для сёрфинга, легко поднимается в воздух на высоту до двадцати метров. Мастера с лёгкостью выполняют весьма сложные трюки: сальто, вращения вокруг своей оси, повороты, зависания в воздухе, погружения в воду и очень эффектно смотрятся выходы из под воды.
Конечно подающий воду шланг ограничивает движения спортсмена и ему так же нужно учитывать положение самого гидроцикла. Несколько раз были свидетелями как спортсмены делая обороты вокруг оси падали в воду закрутив шланг вокруг ног или падали от рывка, не учтя длину шланга. Но это и добавляет зрелищности всему мероприятию, особенно если выступают настоящие мастера, а ты видишь это впервые.
Когда смотрели на полеты флайбордистов главная мысль, помимо восхищения, была «как всем эти управляют?». Оказывается профессиональное оборудование оснащено приличным набором электроники с регуляторами, расположенными на руках спортсмена и позволяющими управлять реактивной струёй и гидроциклом.
Мероприятие на котором мы присутствовали было Water Show Gdańsk 2018 с участием спортсменов со всего мира. Помимо флайборда там были и другие виды состязаний (гребля, что-то типа перетягивания каната между двумя лодками, заезды на гидроциклах), но честно говоря, по зрелищности все они сильно ему проигрывают.