2016.06.21-3 Замок Карлштейн, Чехия, часть 3 - общий вид и Императорский дворец
Это третья статья посвященная замку Карлштейн (чеш. Karlštejn) в Чехии. Я уже описал окружение замка и привел немного данных из его истории. В этой статье начну писать о современности замка Карлштейн. В основу архитектурного решения замка был заложен принцип ступенчатого расположения. Каждое последующее сооружение возвышается над предыдущим, а вершину этого ансамбля образует Большая башня с часовней Святого Креста.
Внешний вид замка Карлштейн.
В статье об истории замка Карлштейн я много писал об идейном замысле, который вкладывал Карл IV в строительство замка. Архитектурный облик замка подчинен его идейному замыслу.
Замок Карлштейн построен на высокой скалистой горе и выглядит вполне неприступным, по меркам того времени конечно. Внушительные размеры замка, мощные формы его башен, компактность группирования архитектурных объемов внутри ограды высоких стен производят должное впечатление.
В основу архитектурного решения замка был заложен принцип ступенчатого расположения зданий, входящих в его состав. Каждое последующее сооружение замка возвышается над предыдущим, а вершину этого ансамбля образует Большая башня с находящейся внутри часовней святого Креста.
Где как Вы помните длительное время располагалось хранилище регалий и реликвий чешских королей и императорские инсигнии с короной Священной Римской империи.
Помимо квадратной в плане Большой башни, верхний уровень замка Карлштейн образуют Императорский дворец и вторая, Марианская башня с костёлом Девы Марии. Попасть в верхнюю часть замка Карлштейн можно только через ворота во двор бургграфства.
На основном уровне расположен большой внутренний двор, куда мы проходим через внешние ворота, и двигаемся к замку вдоль крепостной стены. На другой стороне двора еще одна башня, ворота в которой ведут во двор бургграфства к зданию самого бургграфства.
Когда-то основные ворота в замок были оборудованы подъемным мостом над глубоким рвом, двор бургграфства, так же был отделен от внутреннего двора подъемным мостом.
У замка есть еще один нижний уровень, где располагаются укрепленные стены и башенки и в самой нижней точке находится Колодезная башня с колодцем глубиной 80 м и механизмом подъёма воды усилиями двух человек. Там же первоначально располагались пекарня, прачечная и разные хозяйственные постройки.
Считается что замок Карлштейн строил местный чешский архитектор, имя которого не сохранилось для нас. Об этом свидетельствует простота планировки дворцовых интерьеров, только две капеллы имеют крестовые своды, остальные покрыты простыми балками и их пространства разбиты внутренними колоннами, сужающими пространство.
Наличие двух отдельно стоящих больших призматических башен в составе замка Карлштейн были не типичны для замков XIV века. Как правило башни включались в состав крепостных стен или строились совместно с основным зданием, обеспечивая ему дополнительную защиту.
Выбор этой архитектурной формы прошлого вероятнее всего исходил от самого Карла IV, который всячески стремился подчеркнуть свою преемственную связь с традициями прежних сильных властителей, таких как германские императоры времен Карла Великого и французские короли эпохи крестовых походов.
Главный внутренний двор замка и здание Бургграфства.
Осмотр замка Карлштейн изнутри начинаем с главного внутреннего двора, который сегодня выглядит иначе, чем во времена Карла IV.
Первоначальное здание Бургграфства находилось где-то в районе колодезной башни, но постепенно расширяясь оно так разрослось, что практически заняло весь периметр двора.
До нашего времени сохранилось южное крыло постройки, остальное, достроенное в стиле ренессанс было снесено во время обширных строительно-реставрационных работ в конце XIX века.
В здании бургграфства обитал бургграф, затем находилась канцелярия хозяйственного управления замка. В 1755-1884 здесь были жилые и административные помещения Терезианского пансиона благородных девиц.
Сейчас в здании бургграфства располагается администрация замка, а свободные помещения и подвал с сохранившимися готическими сводами используются для свадебных церемоний и других торжественных событий.
Императорский дворец замка Карлштейн.
Из главного внутреннего двора наш путь лежит в верхнюю часть замка. Вход в верхний замок ведёт через ворота, которые украшены каменным гербом бургграфа Карлштейна XVI века - Яна Боржиты из Мартиниц.
Сразу за воротами находится внутренний дворик, из которого можно войти в Императорский дворец.
Верхняя часть замка Карлштейн в свою очередь располагается на трех различных уровнях, на нижнем из которых - Императорский дворец.
Дворец намного превосходит по своим размерам здание бургграфства и доминирует над ним как положено жилищу властителя над жилищем вассала.
На первом этаже дворца в зале с мощными аркадами, судя по всему, хранилась позолоченная карета, на которой возили на показ коронационные сокровища в Прагу.
Так же на первом этаже дворца располагались конюшни, склады, кладовые, кладовки и чуланы, служившие для хозяйственных нужд.
Второй этаж, где мы полюбуемся на дворянский и вассальный залы, предназначался для придворных Карла IV, третий этаж полностью принадлежал императору, а четвёртый был отведён для королевы и её свиты.
Дворянский зал императорского дворца замка Карлштейн.
Эта большое помещение было предназначено для придворных императора. Стены зала в XIV веке были обшиты деревом для красоты и утепления, об этом свидетельствует сохранившийся небольшой фрагмент обшивки.
Сейчас главным украшение зала является большой макет замка Карлштейн, изображающий замок второй половины XIV века, когда его строительство было только завершено.
На стенах две огромные карты демонстрирующие как выглядело Чешское королевство и священная Римская империя в эпоху Карла IV. В витрине представлены факсимиле учредительной грамоты Карлова университета (1348 г.) и папской буллы Климента VI, об образовании пражского архиепископства (1344 г.).
Так же в зале расположены копии бюста Карла IV и его четырех жен. Оригиналы были изготовлены в XIV веке в мастерской Петра Парлержа и находятся в Праге в соборе святого Вита. Между окнами расположен бюст первого пражского архиепископа Арношта из Пардубиц (1297 -1364 гг.)
Вассальный зал императорского дворца замка Карлштейн.
Это большой зал, так же предназначался для подданных императора. Его отличают большие шкафы, установленные между окнами. В подобных шкафах рыцари замка хранили своё оружие и снаряжение.
Двери шкафов украшены рыцарскими гербами и их именами. Здесь же стоят оригинальные массивные шкафы другого типа, в таких с конца XV века хранились важные документы чешского архива.
На сундуке у стены лежит самострел (арбалет) XV века, который относится к числу старейших дошедших до наших времен частей вооружения гарнизона крепости. На дальней стене копия картины изображающая Карла IV с молодым Вацлавом IV, коленопреклонённых перед Девой Марией.
В нижней части картины между фигурами святых покровителей земель чешских изображён второй архиепископ Пражский Ян Очко из Влашимы, по заказу которого и была написана картина.
В восточной стене зала расписной арочный проход к капелле святого Николая в прилегающей полуцилиндрической башне дворца. Во времена Карла IV стены капеллы были украшены росписями изображающими чудо с мощами святого Николая.
Карл IV находясь в пражском костёле святого Франциска в 1353 году решил отделить часть пальца от мощей святого Николая, но палец начал кровоточить и затем чудесным образом сросся. В алтаре капеллы стоит готическая скульптура святого Николая эпохи Карла IV, сохранившаяся ещё из первоначального убранства замка.
Личные покои императора Карла IV в замке Карлштейн.
В распоряжении Карла IV были помещения на третьем этаже императорского дворца. В одном из них с камином, туалетным помещением и дополнительным местом для капеллы размещались император и его сын Вацлав во время их пребывания в Карлштейне. Из спальни короля на четвертый этаж, в помещения занимаемые королевой, вела специальная лестница.
Для утепления помещения, императорская спальня была задрапирована тканями, образец которой мы можем увидеть. Подобные ткани украшались узором с изображениями мифических животных и птиц с растительным орнаментом.
Подобные материалы изготавливались в Европе, чаше всего в Северной Италии по Восточным образцам. Установленная здесь кровать могла бы быть кроватью императора.
В спальне выставлены предметы, которые принадлежали или могли принадлежать Карлу IV. Мраморная статуя Мадонны первой четверти XIV века, которую Карл, скорее всего, приобрёл во Франции, а так же переносной алтарь (диптих) выполненный Томмазо да Моддена, художником итальянского происхождения.
К частной коллекции Карла относится также картина «Мадонна Аракоэли», копия которой так же находится в императорской спальне. Оригинал картины, скорее всего, Карл IV получил в дар от Римского папы Урбана V в 1368 году.
Зал для аудиенций императора Карла IV в замке Карлштейн.
Стены и потолок зала для аудиенций оформлены деревянными кессонами. Большая часть облицовки относится ещё ко временам Карла IV, таким образом зал сохранил свой первоначальный характер.
Здесь император принимал гостей и давал аудиенции. Кресло в котором сидел император намерено установлено между окнами. Так свет из окон падал на посетителя, а император мог оставаться в тени.
Всесильность императорской власти декларирует роспись в нише одного из окон: щит с изображением чешского и имперского гербов и текст "SPOR. Roma caput mundi regit orbis frena rotundi", что означает "Сенат и народ римский.
Рим - глава мира правит кругом земли. Оно заимствовано из "Золотой буллы" предшественника Карла IV на императорском троне Людовика Баварского и восходит к X веку.
Зал предков в императорском дворце замка Карлштейн.
Идею вечности власти, ее непрерывности существования на протяжении тысячелетий, начиная с ветхозаветных времен, и кровной, наследственной связи Карла IV со всеми властителями мировой истории был призван иллюстрировать цикл живописных изображений на стенах
Зала предков императорского дворца замка Карлштейн. Цикл носил название "родословная Люксембурга" и начинается с Ноя, Сима, Хама и Иафета, далее следовали ассиро-вавилонские цари, античные боги и герои, римские императоры, Меровинги.
Центральной фигурой родословной был Карл Великий, от которого шла линия к брабантским герцогам и затем к Люксембургским.
К сожалению росписи полностью утрачены. Большая часть их погибла во время пожара во дворце в 1487 году. На протяжении следующих веков росписи продолжали разрушаться и в конце концов стены были оштукатурены.
Некоторое представление о составе росписей можно составить по дошедшим до нас, более поздним рисункам придворного живописца императора Максимилиана II Матеуша Орниса, выполненным в 1575 году.
Сегодня в зале предков представлена портретная галерея, составленная из картин, которые изображают предков Карла IV по линии чешской правящей династии Пржемысловичей с материнской стороны.
Портретная галерея начала формироваться в XVII - XVIII столетиях, графическая основа для них была взята из более старых источников 15 века, а возможно и из документов, относящихся к эпохе Карла IV.
Первая экскурсия по замку Карлштейн.
В императорском дворце можно увидеть еще несколько помещений относящихся к периоду жизни Карла IV, например обеденный зал или трапезная. Мебель Трапезной свидетельствует о том, что большие пиршества не были забыты с приходом христианства.
Мы можем увидеть столовые приборы, чаши, кубки и другую утварь, выполненные в готическом стиле. Бокалы украшались рельефным орнаментом, чтобы они не выпадали из жирных рук представителей знати, во время пира.
Осмотр частных и представительских залов императорского дворца Карла IV входят так называемую "Первую экскурсию" по Карлштейну. Кроме этого в экскурсию входит и посещение Марианской башни с костелом и сокровищницей о которой напишу уже в следующей статье.
Экскурсия продолжается около 55 минут, проходит приблизительно раз в час с 9.00 до 18.00 часов, в зависимости от времени года. Стоимость первой экскурсии для взрослых CZK 170 с гидом на чешском и CZK 270 с гидом на иностранном языке. Скидки детям, есть так же семейные билеты.
К сожалению в мы не попали на экскурсию на русском, в день нашего посещения были только чешские и английские. Мы выбрали английский вариант, но сейчас я думаю, что предпочтительнее все же чешская экскурсия плюс аудиогид. Деньги те же, удовольствие больше.