2009-01-06 Берлин (Германия) – главный вокзал и Курфюрстендамм
В январе 2009 года состоялся наш первый и пока единственный визит в Берлин, столицу Германии. В этой статье немного про главный ж.д. вокзал, отель, в котором жили и о вечерней прогулке по проспекту Курфюрстендамм к Мемориальной церкви кайзера Вильгельма.
Начался этот день (одиннадцатый нашего зимнего отпуска 2008-2009 года) в Праге. Мы проснулись, после ночи в хорошем отеле, позавтракали там же и отправились на вокзал Холешовице (Holešovice). Наш поезд на Берлин отправлялся именно с этого вокзала.
По прошествии такого времени, большинство деталей этой поездки уже выветрились из памяти, как обычно бывает в благополучных поездках, прошедших без приключений. Но кое-что память еще хранит.
Из Праги в Берлин на поезде
Забавный случай произошел на вокзале Холешовице. Январь 2009 года это было время, когда Прага только была на пути в Европу. Это сейчас на любом вокзале масса всяческих электронных указателей, а тогда все еще было на бумажках. И данные на бумажном билете о поезде не совпали ни с одним из указателей.
В билете указано как положено Прага (Holešovice) – Берлин (Hbf.), но поезд проходящий, кажется из Будапешта и куда-то на север Германии, за Берлином. В итоге мы, явившись за час до отправления, запрыгивали в уже в вагон отъезжающего поезда.
В поезде обнаружилось, что для меня есть существенная разница во вкусе бутылочного и разливного пива. Мы решили прогулять оставшиеся чешские кроны и купили в поезде несколько бутылочек пива «Велкопоповицкий козел темный». Существует большая разница во вкусе, даже если бутылка разлита на конвейере самой пивоварни.
Поезд из Праги в Берлин идет порядка четырех или четырех с половиной часов, для тех, кто едет впервые время пролетает незаметно.
Главный ж.д. вокзал Берлина
Наш пражский поезд прибывал на главный берлинский железнодорожный вокзал - Berlin Hauptbahnhof, новенький, недавно построенный. Исторически так сложилось, что в Берлине сохранилось незначительное количество старых зданий.
И все вокзалы, как очевидная военная цель были разрушены до основания. А из-за тех же исторических особенностей из Западного Берлина не имелось возможности куда-либо ехать, а из Восточного, маршруты были сильно ограничены.
В итоге, в отличии от других европейских столиц и крупных городов, современный Берлин может похвастаться современным вокзалом. Его строительство было задумано буквально сразу после падения Берлинской стены, а ввод в эксплуатацию состоялся в мае 2006 года.
Hauptbahnhof был возведен на месте одного из вокзалов Западного Берлина – Лерте (Lehrter Bahnhof. Это был исторический вокзал, построенный в 1871 году как конечная остановка железной дороги, соединяющей Берлин с Ганновером, и до разделения города находился на самой важной ж.д. магистрали Германии с востока на запад.
После сильного разрушения города во время Второй мировой войны ограниченное движение через этот вокзал было возобновлено. Однако при последующем разделении города Лерте оказался в западной части и ему оставалось лишь служить станцией местной, городской железной дороги.
После воссоединения Германии было решено улучшить железнодорожную сеть Берлина, включив город в новую магистраль с севера на юг, в дополнение к существующей с востока на запад и Лерте оказался логичным местом для размещения нового центрального вокзала.
В то время как в других столицах для разных направлений движения зачастую используются разные конечные станции, центральный вокзал Берлина, должен был стать образцовой узловой станцией пересадки.
Забавно, как в википедии пишут, что здание главного ж.д. вокзала Берлина имеет два основных уровня, предназначенных для приема поездов, а также три соединительных и служебных уровня. Забавно читать, но, когда оказываешься на Hauptbahnhof, становится уже не до веселья.
Фактически здание главного ж.д. вокзала Берлина представляет собой огромный торговый центр и при этом одна из самых плотно загруженных в Европе станций. А основная цель пассажира - собственно перроны для подачи поездов и посадки – высадки находятся на верхнем и нижнем (подземном) уровнях.
А между ними три те самые соединительные, читай торговые уровни. Если просто приехал или уезжаешь, то проблем нет, все логично, везде указатели. А вот если нужно пересесть с одного направления на другое, то придется пробежаться снизу-вверх или сверху-вниз, да еще и с вещичками.
Например, наш поезд из Праги прибывал на нижний уровень. А поезда на Варшаву или Амстердам уходят сверху. Совет один, иметь достаточный запаса времени на это перемещение.
У нас не было таких проблем при прибытии, поэтому главный ж.д. вокзал Берлина нам понравился. Это был наш четвертый вокзал за путешествие, в четвертой европейской столице, но первый вокзал – торговый центр и сразу такой масштабный. В Стокгольме, Вене и Праге вокзалы имеют более классический вид и назначение, да и масштабы у них поменьше.
На верхнем уровне главного ж.д. вокзала Берлина расположены шесть путей, два из них используются для Берлинской городской железной дороги, остальные для междугородних и международных поездов.
На нижнем уровне - восемь путей, обслуживаемых четырьмя островными платформами для основных поездов, а также еще одна островная платформа для берлинской U-Bahn. Нижний уровень часто обозначается словом «tief», таким образом, пункт назначения может быть «Berlin Hbf (tief)».
Железнодорожного сообщения между путями верхнего и нижнего уровня в районе станции (или где-либо еще поблизости) нет.
Верхний платформенный зал, идущий с востока на запад, имеет длину 321 метр и состоит из арочной конструкции со стеклянной крышей без колонн, которая поддерживается двумя внешними конструкциями железнодорожных эстакад. Внутренние размеры от 46 до 66 метров шириной и максимальную высоту 16 метров.
Он состоит из трех участков, длина западного сегмента составляет 172 метра, а восточного - 107 метров. Между ними расположена крыша с севера на юг шириной 50 метров и длиной 180 метров. Здесь же расположены 42 000 квадратных метров офисных площадей.
Отель Comet am Kurfürstendamm
В отеле Comet am Kurfürstendamm, расположенном на проспекте Kurfürstendamm, 175 у нас были зарезервирован номер на время пребывания в Берлине, на две ночи. Сразу скажу это очень и очень мало!
Отель Comet am Kurfürstendamm в начале 2009 года был симпатичным, недорогим отелем с очень хорошим расположением. Как пишут сейчас, он идеально подходит для тех, кто планирует поближе познакомиться с Западным Берлином, посетить местные магазины, рестораны и бары.
Наиболее высокий рейтинг отеля среди семейных пар, для которых имеет значение расположение — они оценили проживание в этом районе для поездки вдвоем на 8,7.
Номера отеля расположены на 3-м и 4-м этаже исторического здания. Все номера отличаются традиционными высокими потолками, некоторые из них имеют выход на балкон с видом во внутренний двор. Для зимы не слишком актуально, но почему бы и нет.
К услугам гостей уютные современные номера, всего их 38, каждый с отдельной ванной комнатой, телевизором с плоским экраном и доступом к Wi-Fi. Круглосуточная стойка регистрации.
Станция метро Adenauerplatz находится в 3 минутах ходьбы от отеля. Добраться на автобусе до знаменитой Мемориальной церкви кайзера Вильгельма и Берлинского зоопарка можно за 5 минут. Так же неподалеку станция S-Bahn – Шарлотенбург (Charlottenburg) откуда мы отправимся в аэропорт.
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gedächtnis-Kirche) расположена на проспекте Курфюрстендамм и именно её мы наметили как цель небольшой вечерней прогулки.
Несмотря на то что все шло по плану и путешествие на поезде Прага – Берлин, и поездка общественным транспортом от вокзала, и заселение в отель прошли без проволочек, уже с темнело. Время оставалось на небольшую прогулку по Курфюрстендамм и ужин.
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма на площади Брайтшайдплац (Breitscheidplatz), в самом начале проспекта, одна из самых известных достопримечательностей Берлина, стала первой целью нашей вечерней прогулки.
Хорошо смотрится при ночной подсветке её поврежденная во время Второй мировой войны башня. Её не стали восстанавливать до первоначального состояния, оставив памятником войне и разрушениям, это старая церковь. А рядом построена новая, футуристическая.
Строительство церкви (старой) было инициировано кайзером Вильгельмом II с целью создания религиозного мемориала в честь его деда Вильгельма I. Церковь в неороманском стиле была построена между 1891 и 1895 годами.
Это была традиционная для севера Германии (Пруссии) церковь с основным зданием в форме креста, несколькими башнями по периметру и высокой колокольней по центру. Колокольня Мемориальной церкви кайзера Вильгельма имела высоту около 113 метров и была самой высокой точкой города.
В ноябре 1943 года церковь была разрушена во время авианалета. Фактически сохранилась лишь ее средняя часть вокруг колокольни, чудом не пострадали алтарь и баптистерий.
В марте 1957 года был проведен конкурс проектов, среди которых были и те, что предусматривали полный снос руин церкви и постройку совершенно нового здания. Тема вызвала оживленную дискуссию в обществе, церковь была названа «сердцем Берлина» и был достигнут компромисс.
Было решено сохранить остатки башни старой церкви, сейчас её высота около 70 метров, как памятник военным разрушениям города и восстановлению. А рядом построить комплекс из четырех новых зданий из бетона, стали и стекла, для нужд «новой» церкви.
Самые заметные новые здания - восьмиугольный неф новой церкви и шестиугольная колокольня. Из-за особенностей внешнего вида злые языки иногда называют их «Lippenstift und Puderdose», что значит «Помада и Пудреница».
Стены новой церкви сделаны из бетонных сот, содержащих почти 22 тысячи витражей. Автор был вдохновлен цветами стекла Шартрского собора, преобладающий цвет - синий, с небольшими участками рубиново-красного, изумрудно-зеленого и желтого цветов. Она имеет диаметр 35 метров, высоту 20,5 и может вместить более 1000 человек.
Шестиугольная башня-колокольня имеет диаметр около 12 метров и высоту 53,5 метра. На её плоской крыше установлена позолоченная сфера, над которую водружён позолоченный крест. На колокольне шесть колоколов, отлитых из французских пушек, захваченных во время франко-прусской войны 1870–1871 годов.
Интерьер старой Мемориальной церкви кайзера Вильгельма был великолепно оформлен множеством мозаик и фресок, некоторые сохранились. Для их защиты руины старой церкви были тщательно отремонтированы. Сейчас здесь небольшая музейная экспозиция.
Каждый год вокруг Мемориальной церкви кайзера Вильгельма проходит красочная и популярная рождественская ярмарка. На более чем двухстах прилавках можно делать покупки, слушая приятную рождественскую музыку. К сожалению, мы были уже после того, как все рождественские мероприятия были свернуты.
В декабре 2016 года церковь приобрела еще одно памятное место. Во время рождественской ярмарки исламистский террорист врезался в посетителей рынка на машине. Сегодня золотая трещина в земле перед церковью напоминает о жертвах этого теракта.
Проспект Курфюрстендамм
Проспект Курфюрстендамм одна из фешенебельных улиц Берлина. Здесь расположены самые дорогие отели и бутики: Bally, Escada, Gucci, Louis Vuitton. А в прошлом по ней ездили курфюрсты из берлинского Городского дворца в охотничий замок Грюневальд, отсюда и название.
Мы прогулялись от отеля до церкви это порядка двух километров в одну сторону, а общая длина проспекта около трех с половиной. По архитектуре зданий сразу заметно, что проспект находился на территории Западного Берлина.
Воздушные налёты союзников во Вторую мировую войну пережили лишь несколько десятков домов. Восстановление пришлось на период холодной войны, и Курфюрстендамм стал витриной Запада, символом экономического чуда и главной торговой зоной Западного Берлина.
После падения Берлинской стены Курфюрстендамм несколько потерял в значимости, центр города сместился в его историческую часть в район Берлин-Митте, тем не менее проспект остается улицей эксклюзивных магазинов.
Сегодня было уже поздно и мы ограничились осмотром витрин этих магазинов, а вот завтра кое-куда и зайдем. В Берлине как раз в самом разгаре рождественские распродажи.
В этот вечер по Курфюрстендамм мы прогулялись не только в сторону церкви Кайзера Вильгельма, но также и в другую сторону от отеля. А именно к замечательному заведению с говорящим названием «Haus der 100 biere», где прекрасно поужинали. Но об этом в следующем материале.