2008.12.29-3 Вена (Австрия) – Альбертина и рядом
Продолжаем прогулку по Вене и идем дальше к центру. Третья часть описания отличного декабрьского дня 2008 года будет об Альбертине. Это всемирно известный музей в центре Вены, расположен в историческом и архитектурно интересном здании и располагает коллекцией графики, а также устраивает выставки «современного искусства».
Продолжаем нашу дневную прогулку к центру Вены. Предыдущий отчет (Вена (Австрия) – 2008.12.29-2 Венская Опера и рядом.) я закончил описанием Венской оперы и тортика Захер. От улицы Филармонии (Philharmoniker) на которой находится отель Захер (Sacher) с его тортиком до Альбертины, как говорится, рукой подать.
Альбертина (Albertina) музей в центре Вены еще одно место, которое всячески было рекомендовано к посещению. Место безусловно интересное и с исторической и с архитектурной точки зрения. Но вот увиденная коллекция оставила неоднозначное впечатление особенно так называемое «современное искусство».
Альбертина располагает крупной и важной коллекцией графики, в которой хранится около 65 000 рисунков и около 1 миллиона старых гравюр, а также современные графические работы, фотографии и архитектурные планы и чертежи. Помимо коллекции графики, в музее Альбертина две больших коллекции произведений импрессионизма и искусства начала XX-го века, а также размещаются временные выставки.
Дворец эрцгерцога Альбрехта - дом для Альбертины.
Как всегда начнем сначала. Музей Альбертина расположен во дворце, когда-то носившем имя эрцгерцога Альбрехта, исторической резиденции династии Габсбургов. Дворец находится на возвышении, так как построен на мощном фундаменте, которым стал один из последних сохранившихся участков венских укреплений – бастион Августина.
Здание в 1795 году досталось для проживания семье герцога Альберта Казимира Саксен-Тешенского, коллекции графики которого и легли в основу экспозиций будущего музея Альбертина.
В 1801-1805 годах здание было значительно расширено до самого Хофбурга. Большая лестница, которая ведет к дверям Альбертины была создана в 1809 году. Позже дворец получил имя одного из членов императорской семьи - фельдмаршала Альбрехта (1817-1895).
Герцог Альбрехт, в целом достойный представитель своего времени, но по отношению ко дворцу именно он ничем особенным не отметился, разве что жил здесь дольше других.
При нем, в середине XIX-го века в облик дворца были внесены некоторые незначительные изменения, а также были красиво оформлены внешние стены бастиона - создан фонтан Альбрехтсбруннен (Albrechtsbrunnen) и установлены скульптуры в стеновых нишах.
Дворец герцога Альбрехта являлся совместной собственностью императорской семьи, которая была национализирована в 1919 году, когда Австрия стала республикой.
Последний эрцгерцог Фридрих Габсбург покинул дворец, взяв только кое-что из мебели, книги и свои личные вещи. С 1921 года дворец герцога Альбрехта окончательно становится музеем Альбертина, правда он не пользовался большой популярностью у туристов.
В марте 1945 года дворец был сильно поврежден в результате бомбардировок, его исторический архитектурный облик после войны был восстановлен не полностью. Самое значительное повреждение получил Альбрехтсбруннен и скульптуры бастиона.
С 1998 по 2003 год Альбертина была капитально отремонтирована и модернизирована. С одной стороны изменения дали новую жизнь старому музею, но с другой - был сделан серьезный шаг в сторону от аутентичности. Реконструкция не была одобрена Федеральным управлением памятников, но санкционирована правительством.
Фонтан Альбрехтсбруннен у Альбертины.
Альбрехтсбруннен (Albrechtsbrunnen), т.е. фонтан Альбрехта расположен в торце стены бастиона Августина, у основания Альбертины. Он обращен и сразу хорошо виден при подходе к музею с площади Альбертины (Albertinaplatz), как собственно мы и шли. Помимо общепринятого, официального, фонтан имеет также и второе имя – Danubiusbrunnen или фонтан Данубиуса.
Композиция фонтана – это три здоровых бородатых мужика, с ногами в виде рыбьих хвостов, сидят в небольшой чаше фонтана. В руках, над головой они держат большой поднос, на котором восседают суровая мужская и миловидная женская фигуры. Это Данубий и Виндобона, представляющие реку Дунай и город Вену, у ног мужика - страшненький ребенок.
Всего ниши стен бастиона Августина украшали 12 скульптур белого каррарского мрамора, плюс к вышеуказанным это образы других рек бывшей Австрийской империи. Инициатором создания фонтана и фигур, украшающих бастион стала компания, получившая прибыль на строительных городских подрядах. Компания пожелала или ее заставили сделать подарок городу Вена.
Фонтан и остальные фигуры был сильно повреждены во время бомбардировки Вены 12 марта 1945 года. Восстановление происходило в значительно сокращенном виде. Фактически восстановлен был только сам фонтан, остальные фигуры (не все) вернулись на свои места значительно позже.
Памятник эрцгерцогу Альбрехту у Альбертины.
На небольшой площадке перед главным входом в Альбертину установлен большой конный памятник. Это скульптура эрцгерцога Альбрехта (Albrecht Friedrich Rudolf von Österreich, Herzog von Teschen) и его коня.
Герцог был комендантом Вены, участвовал в кампаниях на Апеннинском полуострове, был главнокомандующим австрийскими войсками, пользовался репутацией «серого кардинала» династии Габсбургов.
Однако успешным или чем-то выдающимся его назвать сложно, при нем Австрийская империя растеряла все свои имперские амбиции, превратившись в либеральную Австро-Венгрию, была потеряна Италия.
Тем не менее «благодарные потомки» установили ему памятник в одном из центровых мест Вены всего через четыре года после смерти. Про сам памятник много не скажешь – бронзовая фигура в мундире, бронзовый конь, высокий каменный пьедестал. Смотрится солидно и главное уместно.
Крыло Альбертины - Soravia Wing.
А что неуместно в качестве элемента исторического дворца – это Крыло Альбертины (Soravia Wing), образец вторжения современного представления о городской архитектуре в историческую.
Крыло – это совсем неподходящая для исторического центра города металлическая конструкция в форме неравнобедренного треугольника, размером 53х12 метров, поверхность которого имеет площадь порядка 300 квадратных метров.
Частичное его назначение служить крышей над эскалатором на бастион и на пути туриста к главному входу в музей, но и с этим крыло не справилось. Через семь лет после установки оно прохудилось и стало пропускать воду за шиворот бедолагам туристам. Т.е. горе архитекторы «современного искусства» не способны делать ни красиво, ни с пользой.
Музей Альбертина, история коллекции.
Имя Альбертина музей получил в честь Альберта-Казимира, герцога Саксен-Тешенского (1738-1822 гг.), зятя императрицы Марии Терезии. Герцог успел побыть представителем императорской семьи в Королевстве Венгрия и в Австрийских Нидерландах, много путешествовал по «австрийской Италии». Именно он положил начало коллекции графики музея Альбертина.
Коллекция герцога Альберта постепенно стала одной из самых значительных коллекций произведений графического искусства в мире. Герцогу повезло с супругой, Мария Кристина разделяла его тягу к прекрасному, к тому же обладая значительными личными средствами для ее реализации. Также она была талантливой рисовальщицей, которая копировала всю свою жизнь работы голландских и французских мастеров.
На протяжении более 50 лет он через посредников и самостоятельно скупал выставлявшиеся на аукционах предметы частных коллекций, а также приобретал произведения искусства большими партиями на зависимых австрийских территориях (в Венгрии, Нидерландах, на Апеннинах).
В итоге в его коллекции оказались более 14 тысяч рисунков и 200 тысяч гравюр. Среди них оригиналы и черновики работ многих европейских мастеров XV – XIX веков начиная от Микеланджело, Рубенса и Дюрера и до его современников, т.е. начала XIX века.
С самого начала герцог Альберт систематизировал свою коллекцию в соответствии с художественно-историческими критериями, школами и содержанием работ. На первом плане произведения немецких и австрийских мастеров, за ними следуют работы голландских, итальянских и французских художников.
Герцог Альберт провел последние десятилетия своей жизни в уединении, занимаясь исключительно расширением своей коллекции. В 1816 году он определил свою коллекцию графики как неделимую и неотъемлемую.
В результате чего она перешла целиком его главному наследнику и приемному сыну эрцгерцогу Карлу, а затем управлялась эрцгерцогами Альбрехтом и Фридрихом, которые продолжали пополнение коллекции.
Решение герцога Альберта и добросовестность наследников позволило избежать раздробления коллекции и впоследствии она целиком была национализирована австрийским государством и дошла до наших дней.
Исключение составила библиотека в 25 тысяч томов, одна из самых значительных на континенте, которая осталась в распоряжении последнего эрцгерцога Фридриха.
Дальнейшая история коллекции шла с переменным успехом. Что-то было утрачено, какие-то новые экспонаты появлялись. Государство не слишком обременяло себя заботой о дворце и коллекциях Альбертины, все держалось на энтузиазме директоров или хранителей музея.
Новая жизнь Альбертины.
Новая жизнь Альбертины началась в 2003 году, когда музей был открыт для публики после более чем десятилетия реконструкции, расширения и модернизации. Были отреставрированы в том числе и помещения в которых проживали представители императорской династии, для них была найдена и возвращена оригинальная мебель и предметы обстановки.
Сейчас в Альбертине четыре выставочных зала общей площадью около 5000 м². Сама коллекция разделена на четыре больших направления – Графическая коллекция, Коллекция Картин, Архитектурная коллекция и Фотоколлекция плюс экспозиция в помещениях.
Такой подход позволил значительно расширить круг посетителей и в настоящее время музей является одной из самых посещаемых достопримечательностей в Вене, в 2018 году здесь побывало более миллиона туристов.
Коллекция Графики.
Коллекция графического искусства музея Альбертина содержит более миллиона рисунков и гравюр от поздней готики до наших дней. От Микеланджело, Дюрера, Рембрандта и Рубенса до Климта и Пикассо.
К сожалению, из-за чувствительности к свету шедевры графики не могут выставляться на постоянной основе. Поэтому работы из Графической коллекции демонстрируются в рамках специальных выставок.
Например, на ближайшей январской выставке будет представлена коллекция рисунков одного из гениев эпохи Возрождения - Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.). В коллекции Альбертины порядка 200 рисунков, картин Дюрера, а также копии и печатная графика.
Картины и скульптура
Совсем недавно музей Альбертины пополнился большой коллекцией работ великих художников от французского импрессионизма до произведений русского авангарда и шедевров Пикассо и это несомненно хорошо.
А вот фраза с официального сайта, что «…музей Альбертина является домом для всех новаторских художественных идей современной эпохи…» на практике означает, что в один ряд с шедеврами прошлого Альбертина ставит и всякую современную ерунду. Например, центральным «полотном» выставки которую мы посетили был огромный портрет Микки Мауса.
Ну, да ладно, не буду дальше развивать эту тему, возможно мы просто ошиблись выставкой. Все-таки Альбертина хранит и шедевры, входящие одну из самых важных в Европе коллекций модернистского искусства - коллекцию «Batliner».
В ее составе картины таких художников импрессионизма и постимпрессионизма, как Дега, Сезанн, Тулуз-Лотрек и Гоген, кубизма – Пикассо, русского авангарда – Малевич и Шагал, а также менее известных у нас немцев и австрийцев.
Коллекция носит имя Герберта Батлинера (1928-2019 гг.), одного из величайших коллекционеров и покровителей искусства нашего времени. В начале века он передал Альбертине свою коллекцию, на сегодняшний день одну из самых важных в мире коллекций модернистской живописи.
Фотография
Коллекция фотографий Музея Альбертина - самая большая и самая важная на сегодняшний день коллекция художественной фотографии в Австрии. Здесь около 100 000 экземпляров фотографической истории, прослеживают наиболее значимые события в этой области и дают представление о жанрах, включая портретную, архитектурную, пейзажную и уличную фотографию от рождения искусства фотографии до наших дней. Экспонируются на специализированных выставках.
Архитектура
Будь то барочные постройки, великолепные здания эпохи Возрождения или архитектурные ансамбли, такие как Венская кольцевая дорога: коллекция архитектуры в музее Альбертина представляет собой захватывающий обзор жанра архитектурного рисунка, который насчитывает более 40 000 планов, набросков и моделей. Охват экспозиции от позднеготического периода до архитектуры современности.
Альбертина однозначно рекомендуемый к посещению венский музей, разумеется с учетом внимательного прочтения названий текущих выставок. Иначе не избежать встречи с Микки Маусом или шедевром типа «куча мусора», «два треугольника синий и красный» или «туалет не работает» (помните разговор об искусстве из фильма «О чем говорят мужчины»?).