2009.08.27-1 Прекрасный город Барселона прогулка в Парке Цитадель
Представляю первую заметку о втором дне наших прогулок по замечательному испанскому городу Барселона в августе 2009 года. Вчера мы побывали у Саграда Фамилия, на Рамбле и в парке Гуэль. Сегодня начнем день с Парка Цитадель с Триумфальной Аркой, замком Трех Драконов, фонтаном Монументальный каскад, множеством памятников и прочими красотами.
Триумфальная арка в Барселоне.
Если Вы, так же как и мы, решите посетить в Барселоне Парк Цитадель (Parc de la Ciutadella), и решите, что местом выхода из подземки будет станция метро Arc de Triomf, то мимо Триумфальной арки (Arc de Triomf) просто так пройти не удастся. Это величественное сооружение появилось в Барселоне в конце XIX века.
В 1888 году Барселона принимала Всемирную выставку, которая в XIX веке стала для города примерно таким же стимулом развития, каким в XX веке стала Олимпиада 1992 года.
Основным местом проведения мероприятий Всемирной выставки стал недавно появившийся в Барселоне Парк Цитадели. Триумфальная арка, установленная в начале пути в парк со стороны бульвара Льюис Кумпаньс (Lluís Companys) стала входными воротами на выставку.
Автором Триумфальной Арки Барселоны стал архитектор Жузэб Виласека (Josep Vilaseca i Casanovas). Он создал величественное, монументальное сооружение из красного кирпича в классическом стиле с использованием мавританских мотивов, широко распространённых в архитектурном оформлении того времени.
Основной посыл заложенный архитектором при сооружении Триумфальной Арки - оказать уважение странам принявшим участие во Всемирной выставке, а так же жителям Барселоны, Каталонии и Испании в целом, подготовившим такое масштабное мероприятие.
Фриз расположенный на Триумфальной арке со стороны города оформлен как приветствие Барселоны странам - участницам выставки, он гласит "Barcelona rep les nacions", что понятно и без перевода.
Фриз со стороны парка на обратной стороне Триумфальной арки - ранняя работа скульптора Жузэба Льимоны (Josep Llimona i Bruguera) «Вознаграждение» (Recompensa), посвященый вручению медалей участникам выставки.
На Триумфальной арке так же нанесено множество рельефных композиций и скульптур символизирующих труд в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и искусстве. В верхней части Триумфальной арки автор разместил изображения гербов всех испанских провинций во главе с гербом города Барселоны.
Памятник Франсеску Риусу, мэру Барселоны.
Памятник Франсеску Риусу (Francesc Rius i Taulet) мэру Барселоны и главному организатору Всемирной выставки 1888 года установлен в конце бульвара Passeig de Lluís Companys у самого пересечения с бульваром Passeig de Pujades.
Идея установки памятника возникла в 1896 году, первый камень в фундамент был заложен 26 сентября 1897 года, а после четырех лет работы 17 сентября 1901 года памятник был открыт.
Это каменный обелиск, установленный на высоком пьедестале из камня. Со всех четырех сторон на обелиске установлены бронзовые рельефные композиции. На стороне обращенной к парку установлен бюст мэра, его окружают аллегорические фигуры символизирующие победу, славу и добродетель. На обратной стороне крылатая богиня победы и фигуры символизирующие промышленность, науку и искусство.
Памятник украшает надпись: «A Rius y Taulet, con ilustrada iniciativa y actitud incansable protegió la industria y enalteció las ciencias y las artes, realizó en España la primera Exposición Universal celebrada en Barcelona MDCCCLXXXVIII, siendo alcalde de Barcelona alcanzó para la ciudad prosperidad y renombre». Что означает, что Rius у Taulet был большой молодец и здорово организовал Всемирную выставку 1888 года.
В парке Цитадель в Барселоне.
Парк Цитадель, куда мы направляемся полюбовавшись Триумфальной Аркой у настоящего каталонца должен вызывать двойственный чувства. Дело в том, что до середины XIX века на этом месте располагалась самая настоящая крепость, огромная Цитадель (Ciutadella).
Гигантская Цитадель, по площади равная трем четвертям всего Старого города Барселоны, была возведена по инициативе центральных испанских властей для контроля над городом и предотвращения попыток каталонцев обрести независимость.
Произошло это сразу после 1714 года, когда по завершении Войны за испанское наследство, Барселона была взята войсками испанского короля Филиппа V Бурбона и простояла до 60-х годов XIX века, когда по плану развития города на этом месте появился парк.
А с другой стороны, цитадель все же была разрушена и на ее руинах теперь расположено здание Парламента Каталонии, а вокруг разбит прекрасный парк.
Помимо парламента на территории парка Цитадель сейчас находятся несколько музеев в прекрасно сохранившихся исторических зданиях (музей геологии, музей зоологии, музей искусства нового времени), зоопарк Барселоны и прекрасная зеленая зона отдыха с озером, фонтаном и множеством скульптур.
Во время Всемирной выставки парк Цитадели был основным местом её проведения. Парк был существенно реорганизован, появилась планировка в английском стиле, новые павильоны, парковые светильники.
Вновь построенные павильоны Зимний сад (Hivernacle) и Оранжерея (Umbracle) находятся со стороны бульвара Пикассо (Passeig Picasso), про Триумфальную Арку я уже писал, а про Замок Трех Драконов и Каскад будет сказано далее. В 1892 году в парке Цитадель появился зоопарк Барселоны.
В парке Цитадель есть небольшое озеро, где можно наслаждаться соседством маленьких черепашек, греющихся на камнях и любоваться рыбками, плещущимися у поверхности. А можно взять лодку и покататься, вода, зелень и уютная атмосфера настраивают посетителей на романтику.
По парку там и сям во множестве разбросаны многочисленные скульптуры, так же появившиеся в XIX и начале XX веков. Одна из них, носящая имя «Desconsol», что означает что-то типа "страдание" или даже "отчаяние" подарена городу уже упоминавшимся скульптором Жузебом Льимоной и стала еще одним из символов Барселоны.
Замок трех драконов в Барселоне.
Замок трех драконов (Castell dels Tres Dragons) одно из зданий, с которого как считается пришел в мир барселонский модернизм. Оно было построено архитектором Луисом Доменеком в 1887—1888 годах, так же к Всемирной выставке. Над проектом работали и другие мастера.
Замок трёх драконов такая же визитная карточка парка Цитадель как парламент или триумфальная арка. Основная постройка создана из кирпича и покрыта листовым железом. По форме
Замок трех драконов - квадрат с башнями по всем четырём углам. Две башни квадратные, одна многогранная, а одна с куполом, шпилем и флюгером. В верхней части стен замка по всему периметру, а так же на каждой башне ряды декоративных зубцов, напоминающих короны.
Нарядность стенам замка придают светлые керамические плиты, обрамляющие верхнюю часть фасада. Они причудливой формы, несколько напоминающей рыцарские щиты, на них изображения растений, животных и людей, роспись в синих тонах.
Именно для их создания Доменек приглашал других мастеров. Оконные проёмы замка были украшены витражами, к сожалению безвозвратно утрачеными в период боев Гражданской войны.
Не очень понятна история происхождения названия замка, так как ни в отделке ни в архитектуре его мы не заметили каких либо упоминаний даже об одном драконе. Может плохо смотрели... Сегодня в здании Замка трех драконов располагается уникальный Зоологический музей Каталонии.
Фонтан Монументальный Каскад в Барселоне.
В северной стороне парка Цитадель мы внезапно обнаружили величественное и торжественное сооружение, которым оказался Фонтан Монументальный Каскад (Cascada Monumental).
Если его рассматривать только как фонтан, то он не слишком-то монументальный и не очень-то и каскад, но вместе со всей остальной архитектурой производит очень хорошее впечатление.
Сооружение выполнено в классическом стиле из серого и бежевого камня, и увенчано бронзовой скульптурой конной упряжки с возницей. В ансамбль каскада включено еще множество скульптур.
Автор общей композиции каскада архитектор Жузэб Фонсере (Josep Fontserè), он же автор общей композиции парка, а скульптуры выполнены другими известными мастерами Каталонии.
Есть даже версия, что кое-какие элементы отделки говорят об участии в проекте и Антони Гауди. Впервые фонтан был запущен в 1881 году, но вплоть до начала Всемирной выставки продолжал дополняться деталями.
Центральная скульптурная группа фонтана - "Рождение Венеры". Мраморная Венера восстает из мраморной раковины в окружении мраморных наяд. Раковина Венеры расположена на вершине художественного нагромождения крупных камней.
Ниже Венеры на камне скульпторы почему-то расположили фигуры коней. Фронтон арки сооружения за фонтаном так же украшен скульптурой Венеры, на этот раз лежащей.
Самая яркая скульптурная группа на вершине сооружения. Это колесница другой красавицы - богини утренней зари Авроры, запряженная четверкой лошадей. Бронзовая наездница держит в правой руке факел, символ света, освещающий мир каждое утро. Автор скульптуры Россенд Нобас (Rossend Nobas) работал над колесницей более пяти лет.
В состав комплекса фонтана помимо бронзовых и мраморных скульптур входят несколько каменных фигур Гриффонов работы скульптора Рафаэля Атче (Rafael Atché). Всего их четыре, они расположены прямо в искусственном озере, расположенном между крыльями лестницы и так же являются частью фонтана. Из пасти каждого гриффона бьет струя воды.
От трехпролетного сооружения, увенчанного колесницей Авроры в обе стороны отходят широкие лестницы, охватывающие полукругом бассейн фонтана. Если подняться по какой-либо из них то попадаешь на площадку где можно увидеть медальоны с ящерицами, которые и позволяют предполагать участие в проекте Антони Гауди. Однако в биографии гения архитектуры упоминание об этом отсутствует.
Военная Церковь Església de la Ciutadella.
Недалеко от Парламента Каталонии можно взглянуть на церковь Цитадели (Església de la Ciutadella). Церковь была возведена между 1717 и 1728 годами инженером Алехандро де Рецем (Alejandro de Retz.) специально для нужд военных и обслуживающего персонала Цитадели.
Это небольшая церковь в неоклассическом французском стиле, крестообразная в плане, с одним нефом и боковыми часовнями. В церкви сохранился оригинальный мраморный пол из множества чередующихся геометрических фигур. После сноса Цитадели церковь была сохранена.
Особенностью церкви было то что основными прихожанами были военные, поэтому в ней много образов святых покровительствующих именно военным. Есть среди них покровители пехоты и даже покровители авиации.
Так же внутри церкви есть захоронения, конечно же военных. В 1934 году республиканские власти Каталонии даже одобрили проект превратить церковь в пантеоне выдающихся каталонцев, но Гражданская война и последующая диктатура нарушили эти планы.
Церковь и сейчас остается под юрисдикцией Военного Архиепископства Испании. Его прихожане почти исключительно военные и бывшие военные. Доступ внутрь церкви Цитадели возможен только в воскресенье в полдень, когда происходит месса, остальные дни церковь закрыта.
Памятник генералу Приму в парке Цитадель.
Бронзовая конная статуя генерала Прима (del general Prim) была установлена Луисом Пужженаром (Lluís Puiggener) между 1882-87 после победы в конкурсе, проведенном городским советом Барселоны.
Генерал гордо восседает на коне, а с обеих сторон пьедестала памятника можно полюбоваться рельефными картинами из сцены его военной жизни.
Генерал Прим - известный генерал испанской армии XIX в.
Принимал участие в Крымской войне, Испано-марокканской войне, одерживал победы.
Он скончался от ран в 1870 году, после того как в Мадриде на него было совершено покушение.
Тогда же в Барселоне было решено установить ему памятник.
Место установки памятника было выбрано не случайно, именно благодаря генералу Приму Барселона смогла добиться решения о сносе Цитадели.
К сожалению, скульптура была разрушена в 1936 году, но в 1948 памятник был восстановлен очень близко к оригиналу.
Фонтан Дама с зонтиком в парке Цитадель.
Фонтан Дама с зонтиком (La Dama del Paraigües) был создан для Всемирной выставки 1888 года и была установлена в центральной галерее Дворца промышленности, главного здания экспозиции.
Автор фонтана так же Жузэб Фонсере. Павильон был демонтирован в 1930 году, а скульптура перенесена ближе к зоопарку.
В соответствии с первоначальным проектом фонтан должен был быть увенчан фигурой аллегории прогресса, но почему-то не получилось, а получилась Дама с зонтиком.
На первых порах скульптуру много критиковали, казалось что она была слишком тривиальной и проигрывала объектам остальной части монументального оформления парка.
Но время расставило все по своим местам и Дама с зонтиком стала еще одним символом города.
Фигура дамы, одетая в костюм своей эпохи, стоит с зонтиком в левой руке. Вода фонтана падает с вершины зонтика благодаря внутренним трубам, затем попадая в чашу пьедистала.
Так же замечено, что скульптор выбрал для модели зонтик подходящий как для защиты от дождя, так и от солнца. И это оценили производители зонтов - образ фонтана можно найти на рекламных буклетах и тех и других.
Скульптура Каменного Мамонта в парке Цитадель.
Довольно необычная для парка Цитадель внезапно появляющаяся из-за кустов скульптура Каменного Мамонта (Mamut de Piedra).
Она не совсем вписывается в ряд скульптур парка, состоящих из коней, дам и ангелочков.
С другой стороны близость зоопарка немного смягчает эту необычность, но возникают другие вопросы. Например почему именно мамонт? Или почему только мамонт?
Идея установки скульптуры мамонта в парке Цитадель принадлежала ученому-натуралисту Норберту Фонту (Norbert Font i Sagué).
После завершения Международной Выставки 1888 года он предложил организовать в парке Цитадель экспозицию под открытым небом представляющую вымерших доисторических животных в реальном масштабе.
Результатом инициативы стала скульптура огромного мамонта высотой 3,5 метра и длинной 5,5 метров.
Автором монумента, появившегося в парке в 1907 году стал скульптор Микеле Дальмау (Miquel Dalmau). к сожалению развития тема не получила и мамонт так и остался единственным персонажем.
Ну а мы от мамонта древности перейдем к животным современности и пойдем осматривать зоопарк Барселоны.