2014.10.12 - Пантелеймонос - Афины - Ираклион пятый день путешествия на машине по Европе
Пятый день нашего путешествия по Европе из Латвии в Грецию на машине начался с купания в Эгейском море, затем вновь дорога и в завершение дня паром. Старт недалеко от горы Олимп, на одометре 9,255 км, на часах 13:36. Окончание дневного маршрута - афинский порт Пирей, причал "E". На одометре в момент прибытия 9,666, время 18-50. Итоговый пробег за 12 октября 2014 года составил 411 км, время движения 4 ч. 27 мин. Плюс дополнительный бонус - паром Афины (Пирей) - Крит (Ираклион).
Пляж Параллия Пантелеймонос, Греция
Первое, что мы сделали, проснувшись рано утром, отправились к морю. Пляж Параллия Пантелеймонос это трехкилометровая неширокая песчаная полоса, начинающаяся от небольшой речки на севере и заканчивающаяся у подножья Платамонас на юге. Это был первый наш пляж в Греции, сравнивать еще не с чем, поэтому нам он просто понравился.
Глаз радовало синее безоблачное небо, тело ласкало море достаточно теплое для начала октября, под ногами преобладал крупный песок. Вход в море удобный, до глубины идти недалеко. Уже не сезон, поэтому купающихся кроме нас не было, но люди гуляли вдоль моря, принимали солнечные и воздушные ванны.
Всякие шезлонги-зонтики уже убраны. С пляжа Параллия Пантелеймонос отличный вид на старую крепость Платамонас, которая возвышается над самым пляжем, а так же на гору Олимп.
Крепость Платамонас, Пирейя, Греция
Платамонас - крепость византийского периода Греции (Х в н. э.). Она удачно расположена на высоком берегу и ее стратегическая позиция позволяла гарнизону контролировать путь Македония - Фессалия - Южная Греция.
Крепость перестраивалась франками в 1204 году и снова византийцами в XIV веке. Позже крепость принадлежала туркам, которые внесли свои изменения в ее архитектуру.
Доминанта крепости, высокая восьмигранная башня, типичная для европейской архитектуры Средних веков. С башни открывается отличный панорамный вид на дорогу вдоль моря, гору Олимп и Эгейское море.
Окружают башню и внутренний двор крепости Платамонас каменные высокие зубчатые стены, несвойственных Греции очертаний. За счет белого цвета они хорошо выделяются на фоне моря, зелени и неба.
Благодаря раскопкам, проведенным в крепости Платамонас в 1995 году, были обнаружены следы древних стен, датируемых эллинистическим периодом (IV век), подтверждающих тот факт, что на этом месте был древний город Ираклион.
Сейчас в крепости Платамонас исторический музей, так же стоит посмотреть на византийскую церковь X-XI веков, жилые дома X века, храм XVIII века, часть эллинистической стены и древние ворота.
Гора Олимп, Греция
Оли́мп (греч. Όλυμπος) — наиболее высокий горный массив в Греции, максимальная высота вершины Митикас - 2917 м. Она обращена к глубокой пропасти под названием Казанья (Котел). Две другие вершины Олимпа называются Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м). В древности горный массив служил естественной границей Фессалии и Македонии.
В древнегреческой мифологии Олимп — священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом. На северном склоне находился город-святилище македонян — Дион, город Зевса. Склоны Олимпа это не только история и мифология, но и национальный природный парк, богатый как флорой, так и фауной.
Ближе всего к Олимпу находится небольшой городок Литохоро, откуда начинаются практически все восхождения на гору Олимп. В окрестностях Олимпа разместились множество монастырей и церквей.
Чтобы подняться на гору и даже бегло познакомиться с каждым из них вряд ли хватит и недели. Поэтому посещение Олимпа и окрестностей мы откладываем до следующего визита в Грецию.
Дорога до Афин
Тронулись в путь в этот день нашего путешествия по Европе на Машине не слишком рано, на часах 13:36. Первые 30 километров от Параллия Пантелеймонос пока еще не стали автострадой.
Этот участок греческого шоссе №1 обычная дорога с одной полосой в каждом направлении изобилующая множеством поворотов и горными пейзажами за окном. Хозяин наших апартаментов говорил, что где-то в местных горах интенсивное строительство туннеля, который позволит сделать шоссе №1 полноценной автострадой.
Тем не менее греки умудрились установить первый пункт оплаты еще в середине этого участка дороги. Всего на оставшемся участке автомагистрали Aegean до Ламии мы останавливались для оплаты четыре раза, оставив €2.0/€1.4/€4.0/€3.5 последовательно. Итого €10.90 за двести километров пути, что приблизительно в два раза дешевле стоимости проезда по платным дорогам Испании или Франции.
После проезда Ламии начинается другая Автомагистраль, называется она Pathe. В Греции за разные автомагистрали отвечают разные частные компании, поэтому стоимость проезда одного и того же расстояния может быть различна.
Например за 200 километров от Ламии до въезда в Афины (пересечения Pathe и окружной) мы останавливались для оплаты так же четыре раза оставив €1.65/€3.90/€3.95/€3.35 последовательно. Итого €12.85.
Где-то на полпути между Ламией и Афинами останавливались на четвертую заправку. По заправкам на автострадах Греции была замечена небольшая особенность многие заправки находятся за "барьером". То есть заправка на автомагистрали как бы есть, она видна, но съезд к ней не прямой с автострады, а его нужно еще поискать.
Подъехать к заправке, а затем выбраться обратно на автостраду, нам помог наш навигатор. В "iGo" очень хорошая база POI, в том числе и заправок. Он привел нас к заправке, отмеченной в навигаторе и имеющей на самом деле вывеску "BP".
По факту это оказалась семейная заправка на две колонки, одна с дизелем, другая с бензином. Заправлял нас лично хозяин, расчет был прямо у колонки, никакого чека мы не получили. О расчетах карточкой даже не стоило и заикаться.
Итог заправки - залито 53,68 литра, пройдено от предыдущей заправки в Сербии 807 километров. Расход между заправками 6,65 л/100км. Несмотря на то что почти весь путь был по автострадам расход несколько уменьшился, что странно.
Возможное объяснение - чуть более ранняя отсечка при наливе. Стоимость дизеля на этой колонке "BP" €1,397 за литр, почти такая же как на предыдущей заправке в Сербии.
Ламия и обед на автостраде
Городок Ламия, лежащий на нашем пути и разделяющий две греческие автострады, небольшой с населением порядка пятидесяти тысяч человек. Здесь есть замок XIV века, где расположился Археологический музей, собор и так же можно посмотреть на неоклассическое здание муниципалитета.
Сам город мы обошли стороной, но полюбовались окрестностями. Где-то за 40-45 километров до Ламии автострада выходит на берег залива Милиакос. В самом узком месте его ширина менее трех километров и оба его берега смотрятся просто великолепно, кроме того можно любоваться и скалистыми берегами северной оконечности острова Эвбея.
Не доезжая Ламии автострада становится обычной дорогой и появляется возможность съехать и пообедать в многочисленных греческих тавернах. Мы выбрали одну, соблазнившись вывеской обещающей морепродукты. Это оказался отличный ресторанчик.
Обед из четырех блюд, как обычно мясное и морепродукты плюс два салата, но без алкогольных напитков и вода бесплатно обошелся в €23,0 включая чаевые. Мясное это сувлаки, такие небольшие шашлычки, на мой вкус у них немного суховатое мясо.
Морепродукты - тарелка мелкой жареной рыбешки, которую можно есть с головой и костями, все очень вкусно, порции большие. В этот раз десерт не предлагали, а от предложенной рюмочки ракии мы отказались сами.
Фермопилы, Греция
Сразу после Ламии дорога идет мимо еще одного места, о котором как и о горе Олимп, знает каждый школьник (нашего времени конечно, не нынешний). Это место называется Фермопилы.
Сейчас это небольшой греческий городок, лежащий в широкой долине, между горами и морскими пляжами. Но тогда, более 2,5 тыс. лет назад здесь был узкий проход между берегом моря и крутым склоном горы. Это был единственный путь между Северной, захваченной персами и Южной Грецией.
Здесь, в 480 г. до н.э. небольшая армия греков сдерживала огромное войско персов. Отход основной армии, опасающейся окружения в ущелье защищали царь Леонид и его 300 спартанцев. Для греков Фермопилы – синоним героизма и любви к Родине.
На въезде в Фермопилы установлена стена с барельефными изображениями героев-спартанцев, а над стеной высится бронзовый Леонид с занесённым для удара копьём.
Недалеко от этого места в 1997 году, для исправления исторической несправедливости, был открыт памятник погибшим здесь феспийцам. Дело в том, что в последней битве помимо спартанцев, которых на самом деле было больше трехсот, так же участвовали порядка 700 представителей этого города.
Памятник изображает одного из главных богов древнегреческого города Феспии – крылатого Эроса. Каждая деталь памятника имеет определённый смысл: обезглавленная статуя символизирует неизвестность подвига погибших феспийцев, обнаженное тело — храбрость и смелость; открытое крыло — победу, славу и свободу; отломанное крыло — невозможность насладиться добытыми славой и свободой.
Афинский порт Пирей
Автострада по которой мы въезжаем в Афины идет без снижения скорости практически до пункта нашего назначения - афинского морского порта Пирей. В порту Пирей нам сначала нужно было попасть в офис компании ANEK LINES, где нас ждали билеты на паром "Kriti I", идущий в Ираклион. А затем собственно паром и причал у которого он пришвартован.
Пире́й (греч. Πειραιάς) город в Греции, на Эгейском море, административный центр нома Аттики и в то же время входит в состав Больших Афин. Главный внешнеторговый порт Греции и один из центров мирового судоходства.
На относительно небольшой площади порта располагаются сотни офисов судоходных компаний и смежных с судоходством фирм. В Пирее представлены все члены основных морских классификационных обществ, включая Российский морской регистр судоходства.
Пирей является центральным узлом пассажирских и автомобильных паромных линий на острова Греческого архипелага и в страны Восточного Средиземноморья. В порт круглый год заходят крупнейшие круизные лайнеры мира, а для некоторых круизных фирм Пирей является базовым или начальным портом круиза.
Если, кто-то как и мы будет заказывать и покупать билеты на паром Афины (Пирей) - Ираклион или другой порт Крита в компании ANEK LINES, то после оплаты на почту получит подтверждение покупки.
В письме так же будут указаны адреса, где можно получить билет. Мы выбрали центральный офис компании, расположенный по адресу 24 Akti Kondili str 18545 Piraeus, tel: +30 210 4197510, это прямо в порту, недалеко от причалов.
Этот выбор был не самый лучший, так как перед офисом компании ANEK LINES начисто отсутствует парковка. Наверное парковка есть где-то рядом, но при интенсивном трафике в порту, начинающихся сумерках и т.д. мы ее искать не стали.
Припарковались прямо у дверей, Маша осталась в машине, сидеть с аварийкой, а я пошел за билетами. Народу было не много, поэтому все получилось быстро и удачно. Да, билеты на двоих плюс машина в одну сторону обошлись в €106,0. Без каюты в так называемых "air-seat" - сидячие кресла на подобие самолетных.
Погрузка на паром Афины - Крит
Следующий этап - погрузка на паром. От офиса ANEK LINES до причала E3 всего 550 метров, но проехать их не просто. Как я уже писал, трафик в Пирее довольно серьезный. Мимо порта проходит большой поток машин, у поворота на сам причал, справа в этот поток вливается еще один не менее значимый.
Поворот к причалу налево по стрелке, но за время ее работы повернуть успевает 3-4 машины. И горит она не долго и у причала куча машин на въезде, просто некуда ехать. Поэтому рекомендую приезжать заранее. Приезжать заранее рекомендуется не только по этой причине, но об этом скорее всего в той статье, где напишу о самом пароме.
До Греции у нас был лишь один опыт погрузки на подобные паромы на автомашине - это Viking Line в Турку, Финляндия и Стокгольме, Швеция. И мы ожидали нечто подобное, но действительность оказалась совсем иной. Она имеет две стороны, в чем - то лучше в чем-то хуже.
С одной стороны, хорошо, что перед погрузкой на паром, для попадания на территорию порта и далее на паром нет никаких препятствий. Т.е. нет пропускных пунктов или чего-то подобного. Чем это хорошо? А тем, что получить билеты на паром можно не только в офисе компании ANEK LINES, где нет парковки, а прямо у причала.
Там есть павильон этой компании, а так же и других паромных компаний. А попасть на территорию порта можно беспрепятственно и парковаться там где угодно. Проверка происходит лишь непосредственно на пароме уже в его брюхе, только там подходит человек и смотрит билеты.
Ну а с другой стороны, отсутствие порядка на погрузке (и на выгрузке тоже) просто потрясающее. Если у финнов и шведов машины сначала заезжают на площадку-накопитель, где их выстраивают в каком-то порядке, происходит предварительная сортировка машин.
А затем по команде происходит погрузка. Здесь же машины едут на погрузку как бог на душу положит, в несколько рядов, без всякого порядка, фуры вперемешку с легковушками, никто этот процесс не контролирует.
Мы приехали достаточно рано, за два часа до отплытия, поэтому сильно не толкались, заехали свободно. Но затем смотрели с борта парома как продолжалась погрузка, зрелище прикольное, тем интереснее, чем ближе время отхода парома.
Но о Пароме, особенностях путешествия, выгрузке я напишу скорее всего в следующей статье, посвященной завтрашнему дню. Но может быть и в статье про обратный путь, такой обзор будет более полным.
Итог сегодняшнего дня - 411 километров за 4 ч 27 минут времени движения. Средняя скорость - 92,36 км/час.