2014.10.23-1 - На Крите: Кносский Дворец шестнадцатый день путешествия по Европе
Сегодня завершается наш отдых на Крите. Едем из Ханьи (Альмериды) в Ираклион, для того чтобы вечером погрузиться на паром до Афин. Ну а днем будет время погулки по Ираклиону и побывать на развалинах минойского дворца в Кноссе. Начинается обратный путь нашего путешествия на машине по Европе из Латвии в Грецию, поэтому вновь будем вести путевой дневник. Одометр на старте 10,528 км, в момент прибытия на паром 10,667. Итоговый пробег за 23 октября 2014 года составил 139 км.
На нашем пути от Альмериды до Ираклиона наверняка есть какие-то достопримечательности, но ради них прерывать движение мы не стали. Сама дорога между этими городами - хорошее двухполосное в каждом направлении шоссе, есть возможности для обгона. Скоростной режим, как для автодороги, в местах крутых поворотов есть ограничения.
Движение осенью не интенсивное, так что можно нормально разогнаться. Эта дорога вообще единственное место на Крите, где можно разогнаться. По правой стороне пути чаще всего горы, близко подходящие к морю. По левой стороне почти все время море и прибрежные курортные городки.
Развалины Кносского Дворца находятся юго-юго-восточнее города Ираклиона, как говорят направление на пять часов. Развалины Кносского дворца наиболее известная и посещаемая туристическая достопримечательность Крита. Кносский дворец был самым большим из известных, сохранившихся наследий Минойской цивилизации.
Минойская цивилизация на Крите.
Пара слов о Минойской цивилизации Крита. Это цивилизация древних, относящаяся ко временам бронзового века (2700—1400 года до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были дворцы, крупнейший из которых и располагался в Кноссе.
Так же обнаружены места расположения ещё трёх дворцов - в Фестосе, Закросе и Малии. О трех последних я уже писал в своих предыдущих отчетах. Так уж получилось что развалинами этих четырех дворцов мы любовались в обратном порядке.
Минойская цивилизация получила свое название в честь мифического царя Крита Миноса , известного как владелец лабиринта, с чудовищем Минотавром, построенного, по легенде, гениальным Дедалом.
Благодаря расположению Крита на перекрестке главных морских торговых путей минойцы вели активную морскую торговлю, занимались пиратством, имели обширные связи и дружественные отношения с Древним Египтом.
Что характерно, ни один из дворцов не имел укреплений в виде рвов, стен или башен, очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. В среднеминойский период влияние минойцев распространялось и на материковую Грецию.
Дворцы были разрушены практически одновременно и причины этого так до конца и не прояснены. Минойская цивилизация сильно пострадала в результате извержения вулкана на острове Санторин, породившего землетрясение и цунами.
Ранее предполагалось, что именно эта катастрофа послужила причиной гибели минойской цивилизации, однако это не совсем так, дворцы существовали еще как минимум сто лет после этого.
Рядом с Кносским Дворцом.
Развалины Кносского дворца наиболее известная достопримечательность Крита, поэтому народу здесь всегда много. Недалеко от входа во дворец оборудована большая парковка, значительная часть которой отдана под автобусы. И автобусов здесь огромное количество. Ну и для нашей машинки местечко нашлось без проблем. Стоянка у Кносского Дворца бесплатная.
Так же рядом со входом в Кносский Дворец, точнее на противоположной стороне шоссе расположились различные туристические аттракционы. Здесь множество сувенирных лавок и несколько едальных заведений.
Среди сувениров попадаются вполне интересные экземпляры и даже по приемлемым ценам. Конкуренция среди торговцев сувенирами очень велика и с ценами они не злоупотребляют и сервис на высоте.
Этого же нельзя сказать о тавернах. Нет, конечно, греки всегда радушны, улыбаются и они действительно вам рады. Но нескончаемый поток туристов делает свое дело. Мы зашли, ради интереса, в одну из таверн расположенную на некотором удалении от главного входа во дворец.
Что могу сказать, меню обширное, цены приемлемые, но... Спокойно посидеть здесь возможности нет, все тот же нескончаемый поток туристов, "бысто-быстро", каждое место за каждым столиком на перечет.
В общем, если просто перекусить, по быстрому, то можно и здесь, но посидеть с толком и расстановкой не удастся. Мы немного постояли, посмотрели на этот конвейер и, воспользовавшись халявным Wi-Fi, поехали в Ираклион, искать местечко поспокойнее.
Прогулка по Кносскому Дворцу.
Сама прогулка по Кносскому Дворцу в октябре месяце - это вполне приятное времяпровождение, приблизительно на пару часов. Это для простых туристов-дилетантов, практически ничего не знающих ни о Кноссе, ни о минойской цивилизации, то есть таких как мы.
Но если заранее подготовиться, почитать хоть пару мифов или заглянуть в учебник истории, то на развалинах можно провести и целый день. Все потому что каждый камень, каждый кусочек керамики здесь хранит эту самую историю. Большинство из тех, что мы видим и по которым ходим находятся здесь более четырех тысяч лет. Это не может не впечатлять.
Если Вы ничего не знаете об истории Крита и Кносского дворца, то самое лучшее это присоединиться к группе туристов, которую ведет гид. Гиды собирают группы из неорганизованных туристов перед самым входом на развалины. Русскоязычную группу так же можно найти. В нашем случае, нужно было ждать долго, наших было мало. Мы ходили сами и чувствовалась нехватка знаний.
В начале стоит несколько слов сказать об Артуре Эвансе, бюст этому английскому ученому и археологу стоит при входе в Кносский дворец. Именно он в 1900 г. организовал масштабные раскопки Кносского дворца.
Увлекшись в 1894 расшифровкой надписей на каменных печатях с Крита, через два года Эванс пришел к заключению, что микенская цивилизация материковой Греции имела начало на Крите. Три года спустя он приобрел участок земли, на котором, как он был уверен, располагался Кносский дворец и после годичных раскопок нашел таки его руины.
Археологическое исследование Кносса продолжалось 35 лет. За свои заслуги в области археологии в 1911 г. Эванс был посвящён в рыцари. Тем не менее предпринятое им «воссоздание» дворца в Кноссе в соответствии с собственными, зачастую неверными представлениями о его первоначальном облике вызывает критику со стороны современных учёных.
Прогулка по Кносскому Дворцу. Продолжение
До этого места все идут одним маршрутом, вход на территорию Кносского дворца со стороны Западного двора. Здесь нас встречают загадочные цилиндрические углубления в земле, иногда их называют «бубликами».
Назначение этих помещений не установлено, но есть мнение что они использовались для хранения сосудов, разбитых во время культовых ритуалов. "Назначение не установлено" относится ко всем помещениям всех минойских дворцов Крита.
Предполагаемое назначение определяется учеными лишь в связи с находками в этих помещениях и сильно искажено современным представлением об устройстве дворцов.
От памятника Эвансу мы уходим вправо, по проложенным здесь эстакадам путь ведет нас вдоль живописных развалин к Центральному Двору Кносского дворца. Живописные руины это остатки Западных кладовых. Помимо обычных для кладовок вещей, здесь были найдены глиняные таблички с линейным письмом В и критским иероглифическим письмом.
По эстакадам, с которых открывается отличный вид на западную и южную части Кносского дворца мы подходим к Южным пропилеям, когда-то внутреннему парадному входу дворца.
Это один из хорошо сохранившихся и частично восстановленных фрагментов Кносского дворца. Здесь была найдена прекрасная фреска, изображающая праздничную процессию, сейчас она находится в музее Ираклиона, а мы можем полюбоваться копией.
Совсем рядом часть стены с фреской «Царь-жрец», или «Принц с лилиями». Она была найдена полностью обвалившейся, на стене оставался только султан на голове юноши и часть одной его руки. Но благодаря умелой реставрации мы можем ею любоваться.
Прогулка по Кносскому Дворцу. Завершение
Попав на Центральный двор дальше идти можно куда угодно. Мы начали с помещений Тронного зала. Здесь тесновато и стоит очередь, но все чинно, по европейски, никто ни кому на ноги не наступает и не подталкивает.
Помещение состоит из нескольких комнат, первая из них что-то типа прихожей. Здесь, помимо всего прочего, стоит деревянный трон — копия каменного из Тронного зала. В сопровождающем прогулку буклете написано, что именно здесь во время раскопок были обнаружены обуглившиеся остатки деревянного сидения, оттого и при реконструкции сюда поместили копию трона.
Следующая комната — собственно Тронный зал. Он освещается «световым колодцем», отделенным от зала колоннадой. Чаша из порфирита в центре зала вероятно была предназначена для ритуальных омовений перед общением с царем.
Найдена она была в соседнем коридоре, но Эванс распорядился поставить ее в Тронном зале. В Тронном зале сохранилась великолепная стенная роспись — грифоны в цветах, это тоже восстановленная копия. Вдоль стен под росписью каменные скамьи и каменный же трон.
Дверка из Тронного зала, напротив входа, ведет в святилище при Тронном зале. Там ряд темных комнаток, освещавшихся исключительно светильниками.
Слева от Тронного зала расположена лестница на второй этаж. Там находятся несколько помещений различного назначения по обе стороны от большого зала. В самой целой комнате по стенам развешаны копии фресок в рамах. Фрагменты этих фресок были найдены в других парадных помещениях Кносского дворца и выставлены для обзора здесь.
Это верхняя доступная точка Кносского дворца, со второго этажа открываются прекрасные виды на живописные развалины нижних уровней. В северной части Центрального двора так же хорошо сохранился и частично восстановлен еще один фрагмент древнего здания. Здесь на стену была нанесена фреска с изображением быка, сейчас оригинал так же хранится в музее.
На уровнях, ниже уровня площади Центрального двора, сохранидлось и восстановлено множество помещений различного назначения. В том числе и покои царской семьи, разделенные, по мнению Эванса, на Мегарон царя и Мегарон царицы.
Из истории и архитектуры Кносского Дворца.
В завершение обзора этой части сегодняшнего дня немного информации о Кносском дворце в целом. Любой Минойский дворец начинается с главной доминанты - огромного прямоугольника Центрального двора.
Вокруг Центрального двора располагались здания высотой до трех этажей. Стены древних зданий были сложены из полых кирпичей, плоские крыши помещений поддерживались колоннами.
Внутреннее убранство Кносского дворца было роскошным: полы выложены камнем, нижние части стен были облицованы гипсовыми панелями, верхние множеством фресок с изображениями быта и пейзажами.
Покои, коридоры и залы были расположены в причудливом порядке, напоминая лабиринт. Это дало Эвансу повод предположить, что Кноссе это тот самый знаменитый дворец Миноса с его лабиринтом Минотавра.
Дворец имел развитую систему водоснабжения и канализации со множеством отдельных комнат с ваннами, продуманную вентиляцию и естественное освещение через балконы и веранды, лестничные клетки и световые шахты.
Высокоразвитым было дворцовое хозяйство с ремесленными мастерскими и складами. По подсчетам Эванса емкость всех обнаруженных пифосов составила 75 тыс. литров. Имелась довольно внушительных размеров театральная площадь.
По периметру дворца были найдены отдельные дома, по-видимому приближенных к власти горожан. Сохранились также виадук, караван-сарай и состоящий из камерных гробниц некрополь. Размеры и великолепие находок дают возможность считать Кносс столицей древнего государства.
Беспорядочное, с точки зрения современной архитектуры, нагромождение помещений Кносского дворца обусловлено двумя главными причинами. Во-первых он строился не одномоментно и вряд ли имел архитектурный проект, а во-вторых дворец подвергался нескольким разрушениям.
Эванс насчитал три стадии разрушения Кносского дворца, соответствующие трем этапам жизни минойской цивилизации. Дважды дворец отстраивался заново и в конце концов был разрушен окончательно, после того как в середине XV в. до н. э. минойская цивилизация погибла в результате грандиозного извержения вулкана и вторжения на Крит ахейцев и затем дорийцев.
Помимо стен, колонн и фресок в Кноссе было найдено около 3000 глиняных табличек, очевидно содержащих тексты документов хозяйственной отчетности. На табличках зафиксированы две различные системы древнего письма: линейное письмо "А" и линейное письмо "Б" в терминах Эванса.
Первое более раннее (2000—1500 гг. до н. э.), так и остается не прочитанным. В 1952 линейное письмо "Б" было расшифровано английским ученым, в свое время слушавшим лекции Эванса о критских письменах, а во время Второй мировой войны был шифровальщиком.
Он и доказал, что линейное письмо "Б" являлось ранней формой греческого языка, продемонстрировав неразрывность между бронзовым веком и классической Грецией.
На этом прерву своё описание этого дня. Продолжу в следующей статье, в которой расскажу о прогулке по Ираклиону и посадке на паром до Афин.