2023-03-04-1: Мюнхен – от Зендлингертор к Асамкирхе
Первая статья, посвященная второму дню прогулок по Старому городу Мюнхена. Начнем его с площади Зендлингерторплац, пройдем воротами Зендлингертор на улицу Зендлингерштрассе и полюбуемся на великолепную церковь Асамкирхе.
Сегодняшний день, второй нашего короткого путешествия в Мюнхен в марте 2023 года, начинаем с поездки на трамвае от нашего отеля Байернленд к площади Зендлингерторплац и воротам Зендлингертор. Мы начнем свою прогулку отсюда по улице Зендлингерштрассе и далее пойдем к центру Старого города.
Площадь Зендлингерторплац
Площадь Зендлингерторплац (Sendlinger-Tor-Platz) расположена в юго-западной части Старого города, отделяя его от района Людвигсфорштадт. Площадь была названа в честь ворот Зендлингертор, со Средневековья находящихся неподалеку и восстановленных в XIX веке.
С транспортной точки зрения площадь является частью кольца окружающего Старый город, крупной развязкой. Помимо автомобильного движения, здесь остановки автобусов (40, 41 и 45) и трамваев (16, 17, 18 и 27), а под землей пересекаются линии метро (U1, U2, U3, U6 и U7) на одноименной станции.
Площадь Зендлингерторплац довольно приличная по размерам имеет неправильную форму в плане и также как Карлсплац условно разбита на отдельные части – для прогулок и транспортную.
В прогулочной части на западе, помимо зеленых насаждений размещен фонтан с пятью струями воды, бьющими на высоту до 3,50 метров, созданный в 1972 году. Говорят, летом он весьма красив и по вечерам подсвечен, но в марте фонтан не работал.
В другой прогулочной части, ближе к воротам, находится «Мемориал СПИДа (Aids-Memorial)», который является первым памятником в Германии, посвященным людям, умершим от этой болезни.
Он также символизирует солидарность с ВИЧ-инфицированными людьми их родственниками и друзьями. Он был открыт в июле 2002 года.
Церковь Святого Матфея в Мюнхене
На запад от площади Зендлингерторплац хорошо видна, особенно сейчас в отсутствие зелени, высокая башня Евангелическо–лютеранской приходской церкви Святого Матфея (St. Matthäus) или Матеуса если по-немецки. Также ее называют Матеускирхе (Matthäuskirche).
Это первая протестантская церковь в Мюнхене, её нынешнее здание построено между 1953 и 1957 годами. Оно является преемником первого постклассического протестантского церковного здания, снесенного в 1938 году.
Церковь Святого Матфея является местом проповеди регионального епископа и является епископальной церковью Евангелическо- лютеранской церкви в Баварии.
С начала XIX века в Мюнхене селилось все большее число протестантских иммигрантов из вновь приобретенных территорий Баварского государства, расширившегося в эпоху Наполеона, и из других частей Германии. В эпоху просвещенной монархии им уже нельзя было в этом отказать.
Поборницей религиозной толерантности была вторая жена короля Макса I Иосифа, принцесса Каролина Баденская. Благодаря ей была создана протестантская придворная община и назначен протестантский придворный проповедник.
Изначально протестантскому приходу Мюнхена была передана в пользование небольшая бывшая кладбищенская церковь, затем в августе 1833 года была открыта новая на площади Карлсплац. Свое название в честь евангелиста Матфея церковь получила в 1885 году.
При нацистах церковь была снесена под предлогом перепланировки и расширения территории. После окончания Второй мировой войны город Мюнхен не поддержал строительство нового здания на старом месте и предложил Зендлингерторплац.
Между 1953 и 1955 годами было построено главное здание с пристроенным приходским домом, общественными помещениями и высокой башней-колокольней.
Ворота Зендлингертор
Наша цель была Старый город, поэтому посмотрев на Маттеускирхе со стороны мы отправились в сторону городских ворот «Зендлингертор (Sendlinger Tor)». Это вторые, первые Карлсплац, сохранившиеся от системы укреплений старого Мюнхена.
В рамках масштабного расширения города, начатого еще Людвигом IV Баварским, между 1285 и 1337 годами была построена вторая линия городских укреплений, частью которой были ворота Зендлингертор.
Впервые они упоминаются в 1319 году, но, вероятно, существовал и раньше. Названы по ближайшему местечку Зендлинг, куда и вела дорога отходящая от ворот.
Конструкция ворот, первоначально состоявшая только из центральной башни, характерной для всех городских ворот Мюнхена, была дополнена около 1420 года двумя боковыми башнями.
В 1808 году была снесена средняя башня ворот Зендлингертор. В 1860 году реконструированы две боковые башни и воссоздана часть стены между ними с тремя входными воротами.
В 1906 году для удобства дорожного движения вместо трех ворот появляется большая центральная арка, а через боковые башни устроены проходы с башенными порталами.
Ворота Зендлингертор практически не пострадали во время Второй мировой войны и были полностью отремонтированы в 1980-х годах.
Улица Зендлингерштрассе
Пройдя воротами Зендлингертор вступаем на территорию Старого Мюнхена и попадаем на пешеходную улицу Зендлингерштрассе (Sendlinger Straße). Это важная торговая улица простирается от ворот в северо-восточном направлении до места пересечения Фюрстенфельдер-штрассе и Риндермаркт.
Самой значимой достопримечательностью Зендлингерштрассе и причиной почему сегодня мы начали прогулку отсюда, является Асамхаус (Asamhaus) и связанная с ним Асамкирхе (Asamkirche), им далее посвящены отдельные разделы.
Остальная застройка представлена домами различных архитектурных стилей довольно значительной для Старого города этажности. Всего на Зендлингерштрассе расположено 24 памятника архитектуры.
Я уже писал ранее, что в Мюнхене нет Старого города в обычном представлении о Старых городах Европы с узкими улочками и домами из Средних веков. Это связано с динамичностью его развития, в первую очередь. А то что не перестроили сами горожане, было разрушено войной.
В послевоенный период здесь располагался мюнхенский квартал красных фонарей, сейчас он переехал (правда не указано куда). В тот же период по улице ходил трамвай, соединяя Зендлингертор с Мариенплац.
С годами тротуары становились все шире, а полоса движения для автомобилей сужалась, в 2012 году часть улицы стала пешеходной, а к нашему визиту пешеходной она стала вся. Сегодня на Зендлингерштрассе множество ресторанов и кафе, отличные возможности для шопинга.
Улица считается хорошим местом для ведения бизнеса среди модных компаний со всемирно известными брендами. В последние годы они открывают новые магазины, например, торговый центр Hofstatt, открывшийся в 2013 году поднял рейтинг улицы Зендлингерштрассе по числу туристов с 28-го на 14-е место.
Дворец Асамхаус
Теперь посмотрим на Асамхаус (Asamhaus) – дворец по адресу Sendlinger Straße 34, перестроенный братьями Асам для себя и по собственному проекту в стиле позднего барокко.
Братья Асам (Cosmas Damian Asam, 1686–1739 и Egid Quirin Asam, 1692–1750) были скульпторами, строителями, художниками и архитекторами, одними из важнейших представителей немецкого позднего барокко и рококо.
Изначально это был дом еще в готическом стиле, построенный вероятно в XVI веке. Братья Асам купили его и жили здесь с 1730 года постепенно меняя его облик. Они не следовали архитектурным обычаям того времени, а рассматривали фасад своего дома как объект для свободного творчества.
Основная роспись фасада выполнена Космасом Дамианом, а богатая лепнина дело рук Эгида Квирина. Помимо всего прочего фасад их дома служил рекламой мастерства братьев.
Фигуры над входом — это путти, лошади и множество других фигур группами или по отдельности. Потребуется время, чтобы внимательно рассмотреть все великолепие лепных фигур и орнаментов.
Возможно потребуется выйти на обочину противоположной стороны улицы, чтобы рассмотреть весь ансамбль. Фигуры лучше всего выделяются при слабом освещении.
Лепнина кажется более пространственной, когда солнце светит сбоку или по диагонали сверху. Свет и тень придают лепнине еще более скульптурный вид.
Абзацы выше – перевод с немецкого с сайта, видимо большого любителя этого дома. На наших фото, возможно из-за недостатков освещения, стены дворца кажутся покрытыми грязными пятнами.
Церковь Асамкирхе
Великолепная церковь Асамкирхе (Asamkirche) пристроена вплотную к Асамхаусу, её официальное наименование церковь Святого Иоганна Непомука (мы привыкли называть его на чешский манер Яном Непомуцким).
Стилистически согласованные два здания Асамов на улице Зендлингерштрассе образуют, безусловно, самый красивый ансамбль Мюнхена в стиле бароко. Стиль оформления церкви стоит уже на пороге рококо, но типичная ведущая форма орнамента — рокайль — здесь еще не появляется.
Первоначально церковь задумывалась как семейная часовня дома братьев Асам для вящей славы Божией и спасения душ строителей. Это позволило братьям строить без оглядки на мнение заказчика. Несмотря на то что церковь строилась как частная, братьям пришлось сделать ее открытой для публики после протестов населения.
Первый камень в фундамент был заложен в 1733 году в праздник Святого Иоганна Непомука курфюрстом Максимилианом Йозефом Баварским. Еще недостроенная церковь была освящена 1 мая 1746 года.
Фасад церкви Асамкирхе в стиле барокко интегрирован в ряд домов на Зендлингерштрассе и лишь слегка выпукло изгибается наружу. Церковь построена на очень небольшом пространстве, размеры участка всего 22 на 8 м.
Тем более удивительным становится достижение двух строителей, сумевших гармонично соединить архитектуру, живопись и скульптуру в двухэтажном интерьере.
Над фронтоном портала перед большим восточным окном стоит статуя святого Иоганна Непомука. Ангелы рядом с ним. На верхнем фронтоне замерли божественные добродетели: вера, любовь, надежда.
В отличие от дворца, куда доступ туристам закрыт, церковь можно посетить и это настоятельно рекомендуется. Входим в церковь Асамкирхе через мощную деревянную дверь, украшенную четырьмя рельефами и двумя золотыми украшениями в форме звезд.
При входе с каждой стороны расположены исповедальни, с впечатляющим апостолом Петром слева и святым Иероним справа в виде лепных фигур в натуральную величину.
Из-за чрезмерного количества лепнины и орнаментов на такой маленькой площади интерьер церкви Асамкирхе поражает воображение и буквально бьет по глазам, на мой взгляд избыточностью всего. Такого буйства мрамора, золота и лепнины мы не видели где-либо в другом месте.
Особенно впечатляет хор с фигурами Троицы, косвенно освещенными через потайные окна. Скрытые за главным карнизом окна эффектно освещают фигуры сзади. Сам главный карниз кажется поднимающимся и опадающим из-за своей изогнутой формы.
Интерьер церкви следуя канонам барокко вертикально разделен на три части, яркость которых увеличивается снизу-вверх. Самая нижняя часть со скамейками для посетителей остается относительно темной, ее дизайн символизирует страдания мира.
Вторая, средняя часть в бело-голубоватых тонах и предназначена для императора. В 1742 году императором стал баварский курфюрст Карл Альбрехт.
Верхняя часть посвящена Богу и вечности, её великолепная потолочная роспись, изображающая жизнь святого Непомука, предполагает выход в небо и сияет сквозь свет окон.
Четыре колонны на главном алтаре являются отсылкой к четырем колоннам Бернини над могилой Петра в соборе Святого Петра в Риме. Под скинией находятся мощи святого Иоганна Непомука.
Над главным алтарем находится объемный так называемый престол милосердия, на котором изображен Бог-Отец с тройной папской тиарой на голове.
По сравнению с обычной приходской церковью в стиле барокко, которая обычно имеет очень строгую структуру, Асамкирхе имеет некоторые особенности, обусловленные ее статусом частной церкви: она имеет западную, а не обычную восточную ориентацию, её главный алтарь находится на западе.
Кроме того, распятие напротив кафедры висит слишком низко. В церквях в стиле барокко он должен висеть выше кафедры, чтобы проповедник также мог смотреть на Иисуса снизу-вверх.
Хор сильно пострадал при взрыве бомбы в 1944 году, только в ходе внутренней реставрации с 1975 по 1983 год после изучения источников был воссоздан его первоначальный вид.