2023-03-03-4: Мюнхен – Новая ратуша
Четвертая статья о Мюнхене посвящена Новой ратуше. Это огромное здание в неоготическом стиле занимает целый гектар. Его красивейший фасад длиной порядка ста метров занимает всю северную часть Мариенплац, а на башню высотой восемьдесят пять метров можно подняться, чтобы посмотреть на город.
От церкви Фрауенкирхе, описанием которой я закончил предыдущую статью «2023-03-03-3: Мюнхен – Кауфингерштрассе и Фрауенкирхе» до главной площади Старого Мюнхена – Мариенплац рукой подать.
Когда выходишь на Мариенплац первое, что сразу бросается в глаза великолепный фасад Новой ратуши Мюнхена, на который можно смотреть и смотреть. Великолепное неоготическое здание, построенное из кирпича и камня, занимает почти всю северную часть площади.
История Новой ратуши Мюнхена
Новая ратуша (Neues Rathaus) действительная новая и история у нее короткая. Она была построена между 1867 и 1909 годами в три приема под руководством немецко-австрийского архитектора Георга фон Хауберриссера.
Архитектурный стиль здания - неоготика, которая была очень популярна в Германии XIX-го и начала XX века. Этому способствовал подъём немецкой национально-романтической идеологии в период после революции 1848—1849 годов.
Как следствие в немецких землях активизировался интерес к реконструкции и завершению строительства выдающихся построек, грандиозных соборов средневековья, таких как Кёльнский собор, соборы в Ульме и Регенсбурге, ну и конечно же строительству новых, как в Мюнхене.
Непосредственным же толчком к строительству послужил рост города и соответственное увеличение количества чиновников, заседавших в стенах Старой ратуши. Её здание, кстати, сохранилось и находится также на Мариенплац, в нескольких десятках метров от новой.
Образцами для вдохновения архитектору Новой ратуши Мюнхена очевидно послужили неоготические ратуши Брюсселя и Вены, последняя строилась по проекту архитектора, у которого учился Хауберриссера.
Фасад Новой ратуши Мюнхена
Готический стиль в архитектуре Европы получает широкое распространение в период среднего и позднего средневековья, примерно с конца XIII по начало XVI веков.
Готику отличает заметное стремление ввысь, сочетание некоторой мрачности конструкции и изящества отдельных деталей, обилие декора.
Остроконечные шпили, башенки пинакли, стрельчатые арки оконных и дверных проёмов, треугольные фронтоны вимперги и прочие подобные остроконечные элементы создают ощущение, будто о здание можно уколоться.
Неоготика от готики, ка я понимаю, отличается главным образом технологическими особенностями. Возможности строителей XIX века существенно отличались от таковых в XIII.
Неоготическим зданиям не требуются массивные аркбутаны и контрфорсы, выступающие наружу опоры стен, принимающие на себя основной вес здания и кровли. Это делает неоготические здания более изящными.
Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей этого стиля, в первую очередь при сооружении соборов.
Основной признак готического свода — чётко выраженные профилированные диагональные рёбра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.
Неоготическим зданиям XIX – XX века такая конструктивная особенность, также перестала быть необходимой. Точнее все это присутствует в зданиях неогтики, как дань стилю, но выглядит, несколько декоративно.
Главный фасад Новой ратуши Мюнхена, обращенный к Мариенплац имеет длину почти 100 метров. Он богато украшен башнями, резьбой, фигурами принцев и баварских герцогов.
Среди них основатель города Генриха Лев, почти все представители династии Виттельсбахов с конца XII до начала XX правившие Баварией. А также множество прочих легендарных персонажей, святых, горгулий и могущественный дракон Вурмек, который напоминает об опасности чумы.
Самая крупная деталь украшения главного фасада Новой ратуши Мюнхена - конная статуя принца-регента Луитпольда Баварского (1821–1912), установленная в специальном портике на уровне второго этажа.
На фасаде Ратуши, выходящей на Вайнштрассе, не менее изящном, также в стиле неоготики, аллегорические изображения и фигуры из популярных легенд и истории города Мюнхена.
Два других фасада Ратуши: восточная сторона (Динерштрассе) и тыльная (Ландхафштрассе) также прилично оформлены, но менее броские и впечатляющие.
Над аркадами первого этажа и окнами третьего этажа со стороны Мариенплац и Динерштрассе в общей сложности размещено тридцать гербов баварских городов. Многие витражи здания изображают религиозные и городские мотивы.
Отдельно отмечают бронзового дракона (его называют Вурмек – Wurmeck), пытающегося подняться вверх по юго-западному углу здания Новой ратуши. Каменные рельефы вокруг зверя рассказывают историю его легендарного появления и поражения.
Согласно легенде, в темные дни Средневековья в центре Мюнхена из-под земли выползла крылатая змея, распространяющая среди людей Черную смерть, вызывая волны смерти и разрушения. Но героические жители Мюнхена вступили в бой и убили это существо.
На другом, юго-восточном углу здания установлена бронзовая фигура святого Георгия, сражающегося с драконом.
Башня Новой ратуши Мюнхена
Главный фасад ратуши украшает 85-метровая изящная неоготическая башня. На ее верхушке установлена фигура, называемая «Мюнхенское дитя (Münchner Kindl)».
Образ «Мюнхенское дитя» является символ города Мюнхена и размещен на городском гербе с XIII века. Правда изначально на изображении был монах с Библией в руках.
К XVI веку он трансформировался в маленького ребенка в остроконечном капюшоне, держащего в руках или книгу (официальный), или пивную кружку или какую-то зелень.
Этот символ в Мюнхене можно встретить в самых различных местах от здания Ратуши до крышек канализационных люков и пивных кружек. В наши дни, в качестве талисмана Октоберфеста это обычно молодая женщина.
Конкретно для украшения верхушки башни Новой ратуши Мюнхена бронзовая фигурка одной рукой держащая библию, а другой благословляющей город, была создана Антоном Шмидтом. Художник использовал в качестве модели своего девятилетнего сына.
Карильон башни Новой ратуши
Еще одной туристической достопримечательностью башни Новой ратуши Мюнхена является карильон или по-немецки глокеншпиль (Glockenspiel) из сорока трех колоколов
Основа карильона, как известно набор колоколов, звучанием которых можно управлять механически. С конца XV века карильоны устанавливались на колокольнях (беффруа) и муниципальных зданиях (ратушах) европейских городов.
Крильон башни Новой ратуши Мюнхена считается одним из самых больших в Европе, кажется пятым по величине. Впервые они прозвучали в 1908 году, а сегодня его можно услышать ежедневно в 11:00 и 12:00, а с марта по октябрь также в 17:00.
Крильон башни Новой ратуши Мюнхена можно не только услышать, но и посмотреть представление. 43 колокола и 32 фигуры в натуральную величину ежедневно оживают, воспроизводя две сцены из истории Мюнхена.
В верхней части воспроизводятся события сопровождающие роскошную свадьбу баварского герцога Вильгельма V в 1568 году. Механические рыцари в синем представляют Баварию и одерживают победу над рыцарями Лотингрена в красном.
В нижней части глокеншпиля бондари (представители гильдии производителей бочек) танцуют в честь окончания чумы. В конце представления с верхушки глокеншпиля чирикает маленькая золотая птичка. Все шоу длится около 15 минут.
Смотровая площадка башни Новой ратуши
В башне Новой ратуши расположена обзорная площадка на 360 градусов, с которой открывается великолепный панорамный вид на Мюнхен и окрестности, включая саму Мариенплац и Альтштадт в целом.
Чтобы попасть на смотровую площадку, надо прежде всего приобрести билет. Сделать это можно, например, в кассе справа от подножия башни.
Стоимость билетов из-за изменчивости мира, не привожу. Скажу только, что здесь она самая низкая, по сравнению с предложениями на многочисленных сайтах посредников.
Также стоимость посмотреть на город с башни Новой ратуши самая низкая по сравнению с другими площадками (например, башни Фрауенкирхе).
Площадка не большая по размерам, поэтому билет предусматривает время начала посещения. В марте народу на Мариенплац было не так много, поэтому билет у нас был со временем через полчаса (кажется там 15-минутныйе интервалы).
Вход, за которым лифт, расположен в основании башни, в проходе слева в обрамлении портала под старину видима дверь с атрибутикой лифта (кнопки, цифры перемещения лифта и символы указатели). Подъем происходит в сопровождении лифтера.
Мы подошли посмотреть, что да как, показали лифтеру билеты и, хоть нам было не по времени, все равно поднялись. Лифтер, кстати, оказался русскоговорящим дядькой.
Подъем производится в два приема. Сначала короткий бросок, этажа на два или три. Затем проход по этажу мимо поста охраны к другому лифту. Вот он уже основной, скоростной.
Дворы Новой ратуши
Комплекс зданий составляющих Новую ратушу Мюнхена занимает площадь примерно 100х100 метров и внутри его шесть дворов, которые соединены между собой проходами.
Самый интересный двор — Прункхоф, он самый большой из них. Этот двор расположен в юго-западной части комплекса, попасть можно с Мариенплац, вход свободный.
Мостовая двора украшена мозаичным рисунком, которую можно увидеть целиком только вне летнего и зимнего сезона. Зимой рисунок скрыт рождественской ярмаркой и городским вертепом, летом столиками пивного сада Ratskeller.
С западной стороны двора возвышается башня, так называемая Лестница веков, на которой расположены фигуры, в том числе и люди, символизирующие разные этапы жизни: от маленького мальчика до горбатого старика.
Внутри Новой ратуши
Внутреннее убранство Новой ратуши состоит из 400 комнат — от великолепно украшенных конференц-залов до публичной юридической библиотеки с ее великолепным читальным залом, изобилие гранита и мрамора.
Некоторые залы ратуши доступны бесплатно в дни открытых дверей. Внутренние коридоры и лестницы можно посещать практически круглый год. Также возможно посещение ратуши с отдельными экскурсиями.
Комната 200, также известная как комната Хауберриссера в честь архитектора здания, оборудована так же, как и при открытии ратуши, включая оригинальную мебель.
Мемориальная комната, восстановлена в 1958 году на первом этаже со стороны Мариенплац. Внутри комнаты центральный алтарь и две каменные памятные плиты по бокам рядом с витражами.
Это дань памяти о погибших в обеих мировых войнах и тех, кто подвергался политическим преследованиям во время нацизма.
Монументальная картина Карла Теодора фон Пилоти (1826–1886) размером 6х17 метров украшает большой зал заседаний Новой ратуши.
Небольшой зал заседаний магистрата с картиной Вильгельма Линденшмитта «Коронация монархии - расцвет Мюнхена при Людвиге I в искусстве и науке (1888)».
Выставочный зал, работающий с 1979 года, сегодня это художественная галерея под названием «Галерея Ратуши».
Зал площадью 650 квадратных метров с пятью проходами расположен под стеклянным куполом высотой восемь метров. Фонтан украшает центр зала.
В зале регулярно проходят различные выставки, тематически связанные с городом Мюнхен, его историей и его жителями. В канун Рождества в стенах галереи проходит выставка вертепов.
Сегодня в Новой ратуше находится резиденция бургомистра и заседает городской совет. Магазины и кафе расположены на первом этаже.