2009.08.26-4 Прекрасный город Барселона прогулка в Парке Гуэль
Это четвертая статья о прогулках по замечательному испанскому городу Барселона, состоявшихся 26 августа 2009 года. Мы уже побывали у Саграда Фамилиа, прошлись по бульвару Пасео Грасиа и половине Рамблы, а так же искупались в море. Теперь в Парк Гуэль с его пряничными павильонами, лестницей с драконом-саламандрой, колоннадой и чудо-скамьей вокруг главной площади.
Парк Гуэль (Park Gúell), к появлению которого на карте Барселоны приложил руку великий Антони Гауди, расположен севернее района Эшампле, и севернее района Грасия, на холме в пригороде Валькарка (Vallcarca). Добираются до Парка Гуэль, доехав до станции метро "Lesseps". Отсюда порядка 1400 метров до главного входа в парк.
Это обычный, стандартный путь, но мы поступили иначе. Хозяин отеля в котором мы жили посоветовал нам воспользоваться автобусом №116 и проехать несколько остановок в горку. Если не ошибиться с остановкой выхода то можно попасть в парк "сверху", со стороны собственно парка.
Антони Гауди и Эусеби Гуэль.
Думаю будет уместно сказать несколько слов о том кто такой Гуэль, имя которого носит парк. Эусеби Гуэль (Eusebi Güell i Bacigalupi), сын богатого промышленника и успешного предпринимателя, заложившего основы своего богатства на Кубе.
Эусеби получил образование в области права и экономики в Барселоне, Франции и Англии, так же был успешным предпринимателем в текстильной отрасли, а так же удачно вкладывался в недвижимость.
В 1875 году Гуэль стал членом городского совета Барселоны, а в 1878 году — депутатом и сенатором законодательного собрания провинции Каталония. За заслуги был удостоен дворянского звания.
Однако, при всем уважении, для нас он был бы лишь одним из многих, если бы судьба не связала его с Гауди. Антони Гауди был сыном простого кузнеца, но бог щедрой мерой оделил его художественным талантом.
Он верил, что искусство способно направить на верный путь погрязшее в грехах общество. Эусеби Гуэль верил, что погрязшее в грехах общество следует возвращать на верный путь благотворительностью и это их сблизило. Судьба свела этих людей в 1878 году.
Резная витрина для перчаток от Гауди, выставленная в испанском павильоне Всемирной выставки в Париже, привлекла внимание Гуэля. Вернувшись в Барселону, промышленник разыскал мастера и сделал ему заказ на мебель для пантеона часовни в Палау де Собреллано (Palau de Sobrellano in Comillas).
Это стало началом покровительства промышленника художнику, которое затем переросло в настоящую дружбу. Гуэль лучше чем кто-либо другой понимал мысль лежащую в основе архитектуры Гауди.
Одной из первых работ для Гуэля стал Павильон на загородной вилле в Ле Корт, к западу от Барселоны. В 1886 году Гуэль заказал Гауди строительство своего нового дома - Палау Гуэль на Ноу де ла Рамбла (Palau Güell in Nou de la Rambla) в старом городе Барселоны.
В 1895 году Гауди, в сотрудничестве с архитектором Франсеском Беренгером (Francesc Berenguer) построил для Гуэля винодельню в округе Гарраф. Для работников своих текстильных предприятий в пригороде Барселоны Гуэль построил жилой комплекс, называемый Колония Гуэль.
Здесь в 1898 году Гауди построил церковь и дома для рабочих. Ну и наконец в 1900 началось оформление территории, в последствии названной Парком Гуэль.
Гуэль не только сам приглашал архитектора для выполнения заказов, но и познакомил Гауди с другими денежными мешками, обеспечив множеством заказов (дом Мила, дом Батльо, дом Висенс и другие). В течение многих лет семья Гуэля жила в одном из больших домов на территории парка, а Гауди жил в одном из соседних.
Эусеби Гуэль умер в 1918 году, будучи графом, его похороны пышностью превзошли все ранее виденное. Гауди лишившись покровителя, единомышленника и друга сначала полностью ушел в работу над Саграда Фамилия, а потом вообще пропал.
Гауди погиб спустя восемь лет, но на его похороны пришло даже больше народу, чем на похороны Гуэля. Не исключено, что католическая церковь провозгласит архитектора блаженным Антонием Гауди Барселонским.
Происхождение и создание Парка Гуэль в Барселоне.
В 1900 году, к которому относится начало строительства в Парке Гуэль, Барселона уже была современным и крупным городом с населением более полумиллиона жителей. За полвека после сноса средневековых стен город стал стремительно расти в ширь, демонстрируя крупнейшие темпы развития в стране.
Доминирующим стилем развития города стал барселонский Модернизм. Стиль в других местах известный как Сецессион, Свобода, Югендстиль или Арт Нувео (Sezession, Liberty, Jugendstil, Art Nouveau) в Барселоне вышел за рамки чисто архитектурного, выражая стремление к обновлению и культурному возрождению Каталонии.
Задуманная Эусеби Гуэлем зеленая жилая зона на окраине Грасии отлично укладывалась в пришедшую из Англии градостроительную концепцию города-сада. Для реализации проекта Гуэль приобрёл 15 гектаров земли и разделил ее на участки предназначенные для строительства частных особняков.
Работы по обустройству инфраструктуры парка было поручено Антони Гауди и производились в несколько этапов. В начале было выполнено укрепление и обустройство склонов холма, известного как «Лысая гора».
Гауди, трепетно относясь ко всем природным формам, сумел так обустроить парк, что подобранное множество видов средиземноморских деревьев, не только не требовало большого количества воды, но и помогло предотвратить эрозию земель от ливней.
4 января 1903 года в бюллетене Ассоциация архитекторов было опубликовано первое описание двух павильонов у входа. Также была создана центральная площадь, поддерживающая ее колоннада и главный лестничный пролет, частично были готовы виадуки, призванные обеспечивать парк водой и служащая украшением парка эспланада.
Параллельно в 1902 году архитектором Жули Бальевелем (Juli Batllevell i Arús) был построен первый жилой особняк, его владельцем стал известный адвокат Марти Триас (Martí Trias i Domènech).
Чуть позже второй особняк был построен Франсеском Беренгером (Francesc d'Assís Berenguer i Mestres) и выставлен на продажу. В этот доме в 1906 году поселился Антони Гауди со своим отцом и племянницей.
В 1907 году и владелец парка Эусеби Гуэль поселился в отреставрированном старинном особняке Каса Ларррад (Casa Larrard), доставшийся ему вместе с парком.
К этому времени так же была практически завершена отделка площади, завершены остальные отделочные работы. Осталось завершить знаменитую извилистую скамью, что было сделано к 1914 году.
К сожалению для Гуэля этот проект не стал коммерчески успешным и в итоге парк достался городу и Барселона получила еще один объект туристического паломничества.
Парк Гуэль был признан художественным памятником национального масштаба в 1969 году и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году. В доме принадлежащем Гауди, благодаря его друзьям и поклонникам таланта в 1963 году открылся Дом-музей Гауди (Casa-museu Gaudí).
В экспозиции представлены личные вещи архитектора, наброски для неосуществленных проектов и мебель, спроектированная для дворца Гуэль, дома Кальвет и дома Батльо. Резиденция Гуэля, где он умер в 1918 году, позже стала муниципальной школой и только дом Триаса-и-Доменека и по сей день принадлежит этой семье.
Вход в парк Гуэль и привратные павильоны Гауди.
Напомню, что мы осматривали Парк Гуэль не в том порядке в каком рекомендуют путеводители. С одной стороны это неплохо, так как двигаться нужно было сверху вниз, с другой... Все таки описывать парк буду от главного входа, так как задумывал представлять свой проект Антони Гауди.
С южной стороны парк обращен на улицу Carrer d'Olot и именно здесь туриста встречает Главный вход, именно так с большой буквы, в парк Гуэль. Отсюда открывается великолепный вид на лестницу Гауди и колоннаду, поддерживающую главную площадь.
Парк в этом месте отделен от жилых кварталов каменной стеной в деревенском стиле. Стену украшает художественная крыша из керамической плитки, в нее удачно вписываются круглые медальоны на которых написано стилизованное название парка Гуэль.
По обе стороны входа в парк Гуэль расположены два павильона, выглядящие как пряничные домики. Так по мнению Гауди должны были выглядеть домики для привратника и администрации парка (Casa del Guarda).
В павильоне слева, в том который с высоким шпилем и крестом на нем и сейчас расположена привратная служба парка. А в павильоне справа, он больше левого по размеру, расположена одна из экспозиций Музея истории Барселоны.
Павильоны сложены из такого же как и стены, камня, деревенского стиля. Оба павильона имеют очень нарядный, "пряничный" вид, из-за своих красивых крыш. Они выполнены из традиционной каталонской фасадной плитки с мозаикой из осколков.
Железный забор с воротами, установленный между павильонами, не были на первоначальном плане и появился в парке позже из Каса Висенс (Casa Vicens).
Лестница с Драконом (L'escalinata del drac) в парке Гуэль.
Как Вы помните, парк Гуэль расположен на склоне холма, поэтому полюбовавшийся павильонами на входе турист попадает к подножью лестницы Гауди. В самом низу она раздвоена, а выше широкая и величественная.
По обе стороны лестницы расположены два с виду небольших помещения с колоннами из камня в стиле рустик, похожих на гроты. По замыслу Гауди там должны были располагаться конюшни.
По высоте лестница состоит из трех частей, между которыми расположены ровные площадки для отдыха усталых туристов. Но основное украшение лестниц расположено на самих наклонных участках.
Описывать творения Гауди это все равно что пытаться пересказать словами музыку, смотрите фотографии, виды в google, но лучше приезжайте в Барселону. Скажу только что вдоль лестницы Гауди устроил питьевой источник, на одной из площадок поставил замысловатые оригинальные скульптурные формы, одна из которых эмблема Каталонии.
А на верхней части лестницы прилег дракон, или может быть саламандра огромного размера, сверкающая на солнце благодаря покрытию декоративной мозаикой. Дракон-саламандра является символом парка Гуэль, а может быть и всей Барселоны, его самым популярным образом, ну и дал название лестнице.
Великолепная колоннада (La Sala Hipòstila) парка Гуэль.
Великолепная лестница Гауди приводит к великолепной колоннаде Гауди. В общем-то назначение установленных здесь колонн вполне прозаическое - поддерживать большую горизонтальную площадку верхнего уровня. Но Гауди как раз и отличался от множества других, талантливых архитекторов, тем что мог превратить обычное в чудо.
Колоннада состоит из 86 колонн декорированных по всей высоте, так что нижняя часть цилиндрическая, а выше - многогранник. Колонны установленные по периметру имеют явное отклонение от вертикали, что противоречит правилам классической композиции, но в порядке вещей для Гауди.
В средней части между колоннами оставлены свободные пространства, которые образуют три нефа, как это принято в архитектуре церквей. Потолок оформлен в виде множества малых куполов, украшенных с использованием как традиционной техники, так и оригинальной мозаики.
В центре каждого купола размещены медальоны, выполненными так же в мозаичной технике, в цветах преобладает любимый Гауди глубокий голубой оттенок. Колоннада и поддерживаемая им крыша образуют огромное помещение, так же похожее на грот.
По проекту здесь предполагалось разместить рынок, а сейчас, благодаря хорошей акустике, иногда устраиваются концерты.
Площадь Греческого театра (Природы) и Скамья Гауди.
Колоннада поддерживает большую площадь, являющуюся центральной для парка Гуэль. По первоначальному плану она была названа площадью Греческого Театра (El Teatre Grec) и должна была служить подмостками для представлений.
Совсем не давно площадь сменила название на Площадь Природы (Plaça de la Natura) и сейчас служит в основном местом притяжения туристов. Отсюда хороший вид вниз на парадную лестницу и пряничные домики-павильоны у входа.
Вдоль всего края площади Гауди разместил изгибающуюся волной скамью, посадочные места на которой, говорят размечены его собственным спиной и тем что ниже, ну или этим местом кого-то из помощников.
Обратная сторона скамьи Гауди выглядит как красивый парапет, опоясывающий площадь, он полностью покрыт плиткой и мозаикой от Жузэба Жужоля.
За разнообразие цветов и насыщенность рисунка Гауди и мы должны быть благодарны не только мастеру непосредственно руководившему работами, но и всем трудившимся над обустройством парка и на других объектах Гауди в Барселоне.
Они дисциплинировано подбирали на стройках и даже на улицах старую посуду, керамическую плитку, бутылки и приносили в парк, где уже специальная бригада измельчала их и под присмотром Жужоля покрывала парапет и лестницу.
Внутри скамьи Гауди разместил трубопровод, собирающий дождевую воду, которая в конечном итоге поступает вниз в подземный резервуар, и в фонтаны на лестнице.
Дорожки, виадуки и зелень в парке Гуэль.
От главной площади парка и на всем его протяжении проложена сеть пешеходных дорожек, позволяющим попасть на прогулочные аллеи. Среди них выделяется алея за свой причудливый вид получившая название аллеи Птичьих гнёзд.
Она создана Гауди с использованием местного камня, «гнёзда» выступают прямо из склонов холма, а внутреннее пространство образованной наклонными колоннами каменной галереи создаёт интересную перспективу.
Для обеспечения доступа жителей парка к своим домам на склонах холма Гауди планировал установить три эстакады Pon de Baix, Pon del Mig и Pon de Alt (нижний, средний и высокий мосты) не менее пяти метров шириной каждая, они даже появились на первых рекламных открытках парка.
Другой большой проезжей дорогой через парк, десяти метров в ширину, должна была стать аллея от Carretera del Carmel до противоположной стороны.
Еще одним объектом на территории парка Гуэль, который стоит отметить и побывать стал Австрийский Сад (Jardins d'Àustria). По замыслу Гуэля и Гауди в этой зоне планировалась застройка, но после появился муниципальный питомник растений.
Эта часть парка отличается от остальных, она получила свое название после появления деревьев, присланных из Австрии в подарок городу Барселоне в 1977 г.
Прогулка в парке Гуэль для нас стало достойным завершением насыщенного первого дня в Барселоне. Мы от центрального входа (выхода) прошлись до станции метро и отправились отдыхать и готовится к не менее насыщенному дню завтрашнему.