2011.09.02 - Стокгольм (Швеция) - Ганновер (Германия)
Вот и наш второй день отпуска в путешествии на машине по Европе. Путешествие началось с приятной мелодии будильника, прозвучавшей в 05.15, что примерно соответствовало времени вчерашней побудки, но уже по шведскому времени, а значит и по среднеевропейскому. Но после более чем шести часов сна эта мелодия уже действительно была предвестником приятных впечатлений. Впереди у нас путешествие сразу по трем странам:
Швеция, Дания, Германия, проезд по одному из наиболее длинных транспортных сооружений Северной Европы и поездка на пароме. Так что новых впечатлений ожидается много. Начало дневного маршрута - Стокгольм (Stockholm), терминал Viking-line, финиш - Ганновер (Hannover), отель. Показания одометра в конце маршрута 70 233 км, таким образом дневной пробег за 02 сентября 2011 года составил 1 134 км. Общий километраж от начала путешествия 1 749 км.
По дорогам Швеции от Стокгольма до Мальме.
Итак подъем в 05:15, пятнадцать минут на туалет и сборы и к 05:30 на завтрак. Кстати, если бы даже будильник не сработал, проспать все равно бы не удалось. Паром в Стокгольме стоит, так же как и в Финляндии, один час и уборка начинается пока еще пассажиры на борту.
К нам заглянул приятный стюард и напомнил, что время просыпаться уже пришло. Завтрак, как всегда на Викинге, не отличался большим разнообразием, он был прост и обилен. Подзаправились хорошо. В этот раз Маша нашла и свой любимый сыр "бри" и красную рыбу.
После быстрого сбора сумки отправились на машинную палубу. Вот там было не просто пробраться к машине. Напомню она стояла в крайнем левом ряду на главной машинной палубе, вплотную к борту, а спуск на палубу происходит в средней части парома. Выйдя из двери мы сразу уперлись в автобус, да не в один.
Автобусы стояли настолько вплотную друг к другу, что единственным способом пробраться к своей машине, оказался полный обход всей колонны автобусов, до самого первого. Дальше было легче – между легковушками пробираться гораздо проще.
На подробном описании терминала Viking Line останавливаться не буду, здесь мы далеко не первый раз. Немного полезной информации есть в статье Аэропорт Стокгольм Скавста (Skavsta), Nykoping, Швеция на нашем сайте. Мы же пойдем далее.
Паром прибывает в 06:30, а 06:45 мы уже были на свободе и взяли путь на Копенгаген (København). Здесь у наших навигаторов разошлись мнения о том каким путем ехать. Мой навигатор, который был отправлен в Копенгаген предлагал от терминала ехать налево. Машин же навигатор, за неимением карты Дании, отправленный в шведский Мальме (Malmö), предлагал ехать вправо.
Победа осталась за моим, правда я не уверен что это было правильно, но об этом речь пойдет дальше. Зато благодаря этому выбранному пути мы проехали по тоннелю, как оказывается, проложенному практически подо всем городом Стокгольмом. Въезд в него буквально в километре, другом от терминала, а выезд где-то ближе к краю города.
По выезде из тоннеля, а затем и Стокгольма, путешествие пошло гладко. Со скоростью 100-110 км/час по отличной дороге, местами с 3 полосами движения в одну сторорну, прошли 300 км по направлению на Гетеборг (Göteborg).
Не доезжая двадцати километров до Йончепинга (Jönköping), случайно, а точнее благодаря Машиному навигатору съехали с трассы в поисках заправки и попали в классический шведский городок с изумительными видами на воду.
Оказалось что это огромное озеро, на берегу которого и расположился город Йончепинг. Заправки в этом городе мы так и не нашли, но красотами полюбовались и оставили фото на память. Надо в будущем побольше узнать об этом месте.
Заправились на Стат Ойл (Stat Oil), вернувшись на автостраду. Бензин в Швеции оказался не дорожем чем в других развитых странах в Европе. 14,40 SEK за литр 95-го, что по текущему курсу примерно €1,575. На заправке столкнулись с интересной системой расчета за бензин, не виденной ранее.
Наши банковские карточки, без чипов принимаются нормально, даже виза - электрон. Для избежания двойной конвертации для расчетов использовали рублевую карточку от Балтийского банка. В итоге были сильно озадачены кучей пришедших СМС-ок о транзакциях. Понятно что первая мысль была – сняли деньги 2-раза, а то и три...
Но когда разобрались, поговорив с очень милой девушкой свободно чесавшей на четырех языках, все стало понятно. Система расчетов следующая – сначала суешь карточку и устройство блокирует 600 крон (о чем сразу приходит смс-ка), затем заправляешься, если сумма меньше 600 крон, тут же приходит СМС-ка о фактическом снятии и следующая о возврате остатка.
А так как мы не сразу разобрались как работает автомат и сначала случайно заправились на 8,0 крон, а со второго захода на 595, то получили чехарду из смс-ок. Но как и писал уже, со всем разобрались.
Дальше все шло без приключений. Путь лежал на Хельсингборг (Helsingborg). Но через какое-то время я решил посмотреть маршрут более детально и вдруг с удивлением обнаружил, что мы не едем в Мальме. А ведь именно в Мальме находится мост на Копенгаген. Оказалось, что навигатор ведет нас к парому на Данию в Хельсингборге, чего нам было совершенно не нужно.
Все попытки исключить из маршрута паромные переправы натолкнулись на зависание навигатора на стадии расчета маршрута. Дело оказалось в том, что переправа (мост + тунель) между Мальме и Копенгагеном не обозначена ни на карте Швеции ни на карте Дании, наших навигаторов. Очень напомнило про давний спор товарищей Борща и Лопаты о том кто отвечает за мост через речку Вертопрашку.
Чтобы нормально доехать проложили маршрут в Мальме, оказалось сделали это не поздно, так как основной, так называемый европейский маршрут E-55 на участке от Стокгольма до Копенгагена все равно идет через Хельсингборг.
Для тех кто интересуется европейскими маршрутами (E) поясню, что указанный на картах и знаках маршрут E-04 на самом деле является частью маршрута E-55, однако по-прежнему имеет номер, использовавшийся до 1992 года. Швеция получила право на это исключение из-за высокой стоимости обновления знаков и указателей, установленных вдоль данной трассы большой протяженности.
Мост-тунель из Швеции в Данию
Переправа из Мальме в Копенгаген состоит из двух частей. Сначала это мост, перекинутый со стороны Швеции на один из островов в проливе, затем дорога плавно переходит в тоннель и выныривает уже в Дании, вблизи Копенгагена.
Проезд по мосту платный, стоимость 360 SEK или 295 DK. Вся процедура оплаты занимает несколько минут, все организовано как для проезда по обычной платной дороге. Подъехал, сунул карточку в автомат, шлагбаум открылся, деньги списаны, никаких кодов вводить не нужно, поехали дальше. Прошла рублевая виза - электрон от Балтийского банка.
Мост довольно длинный и вполне симпатичный, обзор на пролив тоже неплохой, ограждения моста не слишком закрывают обзор. Только окна в машине при подъезде к тоннелю открывать не рекомендую. Запах не очень, на непродолжительном участке, но достаточно резкий. Что поделаешь натуральный природный запах не всегда приятен человеку.
Паром из Дании в Германию.
По территории Дании навигатор от Копенгагена к Родби (Rødby) вел уже без возражений. Дороги в Дании отличные, может чуточку похуже Шведских, но только чуть-чуть, бывают заплатки, кое где чувствуются стыки, но не более того.
Дорога на Родби идет сначала так же как на Оденсе (Odense), но потом они расходятся, кто-то едет к следующему платному мосту, а кто-то к парому на Германию. Мы выбрали (еще дома) второй вариант, как более интересный и дающий выгоду примерно в час времени и около 150 км в расстоянии.
Мы оплатили проезд на пароме компании Scandlines (2 чел + машина) заранее, из дома через интернет. Проезд обошелся в € 40,0 в одну сторону. Но если этого не сделать, то никаких проблем нет, проезд организован, как обычная платная дорога.
Просто едешь-едешь и упираешься в шлагбаум с будкой для оплаты, здесь или показываешь подтверждение оплаты (что мы и сделали) или платишь. Правда сколько стоит проезд при оплате на месте, я не знаю, возможно дороже, возможно нет. У шлагбаума получаешь билет на проезд, с указание номера коридора, по которому следует ехать к парому, вот и все.
У нас был оплачен и обратный путь, поэтому получили сразу и обратные билет. Проехав по нужному пути мы уперлись в хвост впереди стоящей машины. А дальше – следуй за ведущим и делай как он. Все понятно, везде нужные указатели. Мы приехали в 15.50, а паром отбывает в 16.15. Но ждать пришлось не долго, очередной паром уже шел к причалу.
Всего паромов на линии четыре, ходят по кругу. Один отплывает из Дании, в это время из Германии отплывает другой, а два уже находятся в пути. Как только первый уходит, второй уже идет на его место, третий встречаешь на середине пути, а четвертый отчаливает от пристани в Германии, перед приходом первого.
Погрузка прошла очень быстро, легковые идут на верхнюю грузовую палубу по эстакаде, а грузовики на нижнюю прямо с уровня причала. Паромы двусторонние, что зад что перед – одинаковые, по этому не тратят время на развороты.
Выше грузовых палуб находятся еще две для организации досуга пассажиров, это магазины и едальные заведения. Получается удобно, поставил машину, поднялся в кафе, перекусил, зашел в магазин, если что-то надо, а через 50 минут прибытие.
Мы погуляли и по машинной палубе, фотографировали отплытие из Дании, потом прибытие в Германию. Поднялись на верхние палубы, правда, только поглазеть, магазины не интересовали, а ели мы прекрасно в дороге, прямо на ходу. Да и кафе не впечатлили – только фаст-фуд с его характерным запахом разогретых свежезамороженных котлет - сосисок - фри.
Не за этим мы едем в Германию, не за этим. Но люди ели, многие с аппетитом. С верхней палубы парома можно выйти на открытую палубу, где приятный ветерок хорошо освежает, откуда видно как волна бъет в борт судна и можно помахать рукой пассажирам встречных паромов и просто поглазеть на проходящие по проливу суда.
По дорогам Германии от Путгартена до Ганновера.
В Германии были по расписанию. Порт прибытия парома называется Путгартен (Puttgarden). Сразу же включили навигатор и в путь – на Ганновер (Hannover). Очень много были наслышаны о немецких автобанах и о качестве и о скоростях. Однако качество немецких дорог в северной части Германии, мягко говоря, так себе.
До Гамбурга (Hamburg) ехали постоянно подпрыгивая на поперечных стыках. Что касается скоростей то до Ганновера, там где две полосы в одну сторону – всегда было ограничение 120 км/час, а там где автобан расширялся до трех полос, изредка ограничения снимались, т.е действительно можно было ехать по максимуму.
Мы не пытались гнать, потому что дорога дальняя и не хотелось бы выдавить масло двигателя через прокладки на перегрузке, да и бак не резиновый. Мы на нашем Гольфе Плюс ( бензиновый, 1.6 литра, 8 клапанов) держали до сих пор средний расход бензина 7,2 л на 100 километров и за расчетные на поездку 7,5 литров на сотню вылезать не хотелось.
Поэтому средняя скорость на маршруте получилась 96,32 км/час, но это с учетом выезда из Путгардена и окончания маршрута у отеля в центре Ганновера, хотя местами ехали и 120 и 130. Немцы тоже не гоняли, может быть с десяток машин и пролетели по крайней левой на очень высокой скорости, но не более.
По дороге, где-то в районе Гамбурга заправились. Хорошим немецким бензином, который нужен нам, здесь зовется Super (95-й). Кроме того на заправке купили отличный атлас автодорог Европы, давно собирались. До Ганновера добрались благополучно.
Правда где-то в районе Гамбурга, перед самым городом, наверное километров за десять образовалась небольшая пробочка, минут на пятнадцать из за ремонта автострады. Надо видеть, как немцы ведут себя в пробках.
Они спокойно подъезжают к остановившейся машине, которая, кстати, включает аварийку, оставляя значительную дистанцию между машинами. И когда трогается впереди стоящая машина, не особо торопятся нажать на газ, поэтому между машинами образуются большие промежутки.
Я по российской привычке стал влезать в эти промежутки, перескакивая из ряда в ряд. Но быстро прекратил это дело. Во-первых, я оказался один такой и выглядел глупо, но это пол-беды, во-вторых, все три ряда идут примерно одинаково, так что выглядеть глупо было еще и бессмысленно. Пробка была из-за сужения дороги из трех полос в две, когда мы дошли до этого места, то все аккуратненько перестроились и погнали дальше.
Ганновер пивной ресторан Паулайнер (Paulaner)
На улицах Ганновера пробки замечены не были. Практически до центра мы ехали по скоростному шоссе, затем немного по нужным улицам и вот мы у отеля. Наш отель располагается в районе ЦОО (ZOO), это недалеко от центра города.
Было около восьми вечера, уже стемнело. Отель отличный, стандартная четверка, довольно большой номер, комфортабельный, отлично оборудованная ванная комната. Правда времени на детальное разглядывание отеля мы тратить не стали, кинули вещи и бегом в город, успеть немного посмотреть и поужинать.
Для ужина был запланирован пивной ресторан Паулайнер (Paulaner) на Prinzenstr. 1. Информацию об этом месте нашел на сайте Турбина (tourbina.ru), за что благодарность пользователю Charcharell. Отель хоть и не далеко от центра, но все же пешком и по прямой 3 км, поэтому ехать решили общественным транспортом.
Было два варианта – автобусы №128 и №134, а так же трамвай №11. Автобус пришел быстрее, да и маршрут у него интереснее. Билеты на проезд брали прямо в автобусе, на вопрос водителя нужны ли обратные, дали утвердительный ответ и получили проездной типа Daily (на один день) на пятерых человек.
Обошелся в €8,40 при этом четыре разовых билетика стоили бы 4 х €2,30 = €9,20. Спасибо водиле, сэкономил нам денежки. Водила не говорил по-английски, но дружелюбие, жесты и желание помочь сгладили этот недостаток.
Паулайнер оказался таким как описывали. Стильный ресторан, немецкие интерьеры, немецкое пиво, немецкая еда. Не мудрствуя лукаво, заказали свиную рульку и по кружке. Я предпочел пшеничное.
А Маша как любительница экспериментов, последовала рекомендации милой девушки – официантки и заказала светлый Паулайнер, сваренный к предстоящему Октоберфесту. Мы оба остались довольны, светлый в общем то обычный Паулайнер, но с какими то интересными вкусовыми нотками, оттеняющими стандартный вкус лагера. Рулька была хороша, конечно в немецком понимании этого блюда, и мы дозаказали еще одну кружку лагера.
Ужин обошелся в €24,30. Интересная здесь оказалась система оплаты чаевых. Официантка приносит чек и спрашивает «Хотите Вы чтобы чаевые внесли в чек, для оплаты картой?»
Мы согласились, так как по возможности сохраняли наличные для Испании, где они более востребованы. Тогда она и говорит «Внесите сумму в чек своей рукой». Как против этого можно устоять? Ужин был отличный, официантка мила и предупредительна... Так что внес €3,0 евро...
После ужина немного прогулялись по ночному городу и в 22.50 на последнем автобусе №128 (№134 ходит до полуночи и даже дольше) отправились в отель.