2019.06.19-5 Вена – Пратер и парк Ресселя, завершение дня
Завершаем прогулку по Вене теплым летним июньским днем. Встретившись с друзьями у Собора Святого Стефана отправляемся в парк развлечений Пратер, где прокатимся на колесе обозрения и в завершение на Карлсплац в парк Ресселя и к церкви Карлскирхе.
В статье «2019.06.19-4 Вена – площадь Фрайунг и возвращение к друзьям» я уже написал, что этот замечательный день прогулок по Вене во время нашего очередного путешествия на машине по Европе с друзьями завершается. Мы встретились, как и полагается порядочным туристам, у стен Собора Святого Стефана, там же прыгнули в метро и отправились в парк развлечений Пратер.
Метро Пратерштерн
Чтобы попасть в парк развлечения Пратер следует выйти на станции метро Пратерштерн (Praterstern). Здесь пересекаются линии венского метро U1 (красная), которой мы и прибыли и U2 (сиреневая).
Также здесь находится железнодорожная станция Wien Praterstern, которая принимает и отправляет региональные поезда, а также проходят линии S1, S2, S3 и S7 Венской городской железной дороги (S-Bahn).
Это молодая станция метро она была открыта в 1981 году. Впрочем, и остальная подземная часть венской сети железных дорог (U-Bahn) ведет свою историю только с 70-х годов прошлого века.
В отличии от этого, наземная сеть включает в себя ряд участков городской железной дороги, построенных в 1898—1901 годах, а железнодорожная станция Wien Praterstern была построена в 1838 году (была известна как Wien Nordbahnhof или Северный вокзал Вены).
Над станцией метро Пратерштерн располагается здание комплексного назначения, включающее в себя вокзал и торговый центр, как это принято в современной Европе.
Рядом с метро Пратерштерн
Пратерштерн — это один из самых важных транспортных узлов Вены. Ежедневно здесь бывает сотни тысяч людей на велосипедах, автомобилях, пешком или на общественном транспорте.
Выйдя из метро и здания вокзала, мы попадаем на большую округлую площадь, судя по всему также имеющую название Пратерштерн. По крайней мере именно таковы адреса организаций, расположенных торговом центре.
В последние годы градостроительство центра Вены движется в направлении расширения пространства для пешеходов и зелени, отодвигая автомобили к окраинам.
В этом же направлении меняется и Пратерштерн, после реконструкции он получил значительное расширение зоны зеленых насаждений в центре кольцевой развязки, став местом, где люди чувствуют себя комфортно и безопасно и хотят провести больше времени.
По всей площади создано множество мест отдыха, где можно посидеть, отключившись от шума и суеты, среди цветов и деревьев.
Пратер – парк развлечений
Венский Пратер большой парк развлечений, как по площади, так и по числу объектов. Однако, как правило я пишу о тех местах, где побывал лично (или планирую побывать), поэтому на этом о парке все. Зато от описания истории какого-либо интересного объекта посещения, я отказаться не могу, но постараюсь не увлекаться.
Впервые область, где расположен Пратер, упоминается в 1162 году, когда герцог Фридрих I отдал эту землю дворянской семье де Прато, а слово «Пратер» было впервые использовано в 1403 году.
В 1560 году эти земли были приобретены императором Максимилианом II под охотничьи угодья и поэтому долгое время были доступны только для знати. Но времена менялись и в 1766 году другой император, Иосиф II передал этот район городу в качестве зоны отдыха.
А поскольку император также одобрил развитие, как сказали бы сейчас «туристической индустрии» вскоре на краю бывших охотничьих угодий появляются первые закусочные и торговые точки, затем гостиницы, качели, карусели и т.д.
Значительную роль в развитии Пратера как места отдыха горожан сыграла состоявшаяся в 1873 году всемирная выставка в Вене, как раз на его территории.
Во время Второй мировой войны большие участки Пратера были разрушены и парк был восстановлен по частной инициативе и благодаря муниципальному садовому управлению.
Венское колесо обозрения
Целью нашего краткого посещения парка развлечения Пратер желание некоторых из нас покататься на местном колесе обозрения (Das Wiener Riesenrad). Вот уже более века гигантское колесо обозрения вращается высоко над Веной, и радует посетителей парка захватывающими видами на город, став одним из символов города.
Основные параметры венского колеса: количество вагонов – 15, общая высота над землей - 64,75 м, диаметр - 60,96 м (= 200 футов). В австрийских источниках, посвященных Пратеру венское колесо обозрения названо «гигантским». Это так и не так.
Сейчас в рейтинге высоты колес над землей венское находится в конце пятого десятка (самое высокое в мире находится в Дубае – 250 метров, а в Европе – в Лондоне, 135 м). Но на момент постройки оно действительно было самым высоким в мире и оставалось таковым до 1985 года, т.е. порядка 100 лет. Так что венцам есть чем гордиться.
Ну и немного истории. Гигантское колесо обозрения было построено в 1897 году в честь золотого юбилея императора Франца-Иосифа I.
Это был передовой проект для своего времени. Строительство гигантского колеса обозрения было непростой задачей. Даже транспортировка его частей представляла собой трудности, так что пришлось построить новую дорогу к Пратеру с усиленным покрытием.
В 1916 году из-за износа дело дошло даже до получения разрешение на снос колеса, но дело застопорилось из-за отсутствия средств на снос.
Восстановление колеса обозрения после повреждений Второй Мировой войны началась в 1945 году одновременно с восстановлением Собора Святого Стефана, Государственной оперы и Бургтеатра.
На запущенном в 1947 году обновленном колесе обозрения осталось 15 кабинок из 30 оригинальных. В 2002 году было произведена значительная реконструкция колеса обозрения в рамках общего преобразования парка развлечений Пратер.
Парку были возвращены восемь ранее потерянных кабин. Они не используются на колесе, а установлены в экспозиции «Колесо истории» в рамках выставки «Панорама» в здании у основания колеса.
Колесо обозрения получило подсветку в золотых и серебряных тонах, которая гармонично объединяет старое и новое, прошлое и настоящее, традиции и высокие технологии.
2020 год Венское колесо обозрения остановилось впервые за 73 года из-за пандемии коронавируса, но ненадолго.
Прокатиться на венском колесе обозрения вполне приятно. Ход плавный, неторопливый, обзорность хорошая, поэтому можно пофотографировать окрестности.
Выставка Панорама
Выставка Панорама, расположенная в фойе здания у подножия колеса обозрения. На ней представлены традиции Пратера, сложившиеся за прошедшее с его установки столетие, а также иллюстрируется двухтысячелетняя история города, включая Пратер.
Оригинальные художественные и технические аудиовизуальные инсталляции расположились в восьми старинных оригинальных кабинах колеса.
Римская эпоха представлена военным лагерем Виндобона и Марков Аврелием в конном экипаже. Средние века — это время появления Пратера и собора Святого Стефана.
Далее Турецкие войны, оставившие значительный след в истории Вены. Конец XVII века, кавалерия польского короля Яна Собеского атакует турок.
Следующая важная веха 1766 год, Иосиф II открывает Пратер для публики, императорские охотничьи угодья превращаются в огромный парк развлечений – европейскую достопримечательность.
Впрочем, описывать подобные экспозиции не имеет большого смысла, нужно видеть, а посему заканчиваю.
Станция метро Карлсплац
Завершить день в Вене мы решили на площади Карлплац. Мы там бывали в одно из предыдущих посещений столицы Австрии. Но тогда была зима, а летние впечатления совсем другие.
К тому же, тогда мы притопали на Карлплац пешком, а в этот раз приехали на метро, поэтому ознакомились со станцией метро Карлсплац (Karlsplatz).
Сама станция метро Карлсплатц, в той части, которой пользуются обычные пассажиры находится полностью под землей. Это огромный транспортный и пересадочный узел, где встречаются три линии метро (U1, U2 и U4) плюс несколько трамвайных и автобусных линий.
А вот наземные павильоны представляют историческую и архитектурную ценность. Два павильона в стиле модерн были возведены в 1898 году в ходе строительства городской наземной железной дороги (Stadtbahn).
Их спроектировал известный в эпоху модерна архитектор Отто Вагнер, впрочем, о нем и об этих станциях я уже писал. Но в этот раз сделал хорошие фотографии в летнем антураже, поэтому не могу не упомянуть.
Парк Ресселя на площади Карлсплатц.
Большую часть пространства, определяемого как площадь Карлсплац занимает парк, носящий имя «Парк Ресселя (Resselpark)», в честь известного в Австрии ученого изобретателя, чешского происхождения.
Йозеф Рессель (Joseph Ludwig Franz Ressel, 1793 – 1957 гг.) считается одним из изобретателей (он получил патент в Австрии) корабельного винта. Правда при жизни ему не довелось получить ни признания, ни коммерческой выгоды от своего изобретения.
Так же Рессель долгое время служил императорским королевским лесным инспектором в прибрежной средиземноморской лесной зоне в районе Триеста. Наверное, поэтому в честь изобретателя назвали именно парк, а не какое-нибудь иной городской объект.
В то самое первое посещение Вены, малоснежной зимой какая и была на рубеже 2008/09 годов парк смотрелся не слишком ярко, зато сейчас в тени его густых деревьев очень приятно было скрыться в жаркий солнечный день.
Памятники в парке Ресселя.
На территории парка установлено несколько памятников и бюстов. Прежде всего большой ростовой самому Йозефу Ресселю, а также немецкому композитору периода романтизма Иоганну Брамсу.
Далее, австрийскому портному Йозефу Мадерспергеру, придумавшем в 1814 году иглу с ушком, электрику и механику Зигфриду Маркусу, создавшему в 1864 году одно из первых самодвижущихся транспортных средств с бензиновым двигателем.
А на пути от станции метро к церкви Карлскирхе установлена небольшая скульптура «Мать и дитя». Композиция изображает женщину и ее ребенка, вероятно после купания. Все просто, но материнская тяга к ребенку смотрится трогательно.
В 2019 году Resselpark был определен как место для установки памятника гомосексуалистам – жертвам гонений в нацистскую эпоху. В апреле 2020 года жюри должно было определить победивший проект объявленного конкурса.
Скульптура Hill Arches
В южной части площади Карлсплатц, прямо перед самой Карлскирхе расположен небольшой искусственный пруд овальной формы.
Наши дамы воспользовались возможностью приятно посидеть на его ступенчатом бортике, отдохнуть после дневной прогулки по Вене, как любит говорить Маша – «помочить ножки», пока мы с фотоаппаратом сходили в Карлскирхе.
Над водной гладью бассейна, в его восточной части установлен очередной образец современного «искусства» - большая бронзовая скульптура под названием Hill Arches.
Я не знаю, что значит это название и не смогу описать это «произведение», состоящее из четырех причудливо изогнутых отдельных частей. Но «специалисты», трактующие простому обывателю нюансы «современного искусства», три из них описывают как стремена, а четвертая - большая сфера.
Скульптура была установлена в 1978 году и первоначально не вызывала восторгов у жителей Вены, так как совершенно не гармонировала с обликом исторической церкви, но потом смирились.
Автор этого произведения английский «художник» Генри Мур. Его специализация - полуабстрактные монументальные бронзовые скульптуры, которые расположены по всему миру как общественные произведения искусства.
Многие «специалисты» видят в волнообразных формах его странных фигур отсылку к ландшафтам и холмами его родных мест в английском Йоркшире. Хотя это как-то странно, смотреть на кривой камень и представлять ландшафты. Почему бы не полюбоваться ландшафтами непосредственно?
Положительным в жизни и деятельности Генри Мура было то, что большую часть своих гонораров, а он был исключительно богат, вкладывал в благотворительный фонд своего имени, который продолжает поддерживать образование и продвижение искусства.
На этом закончу описание нашего насыщенного событиями дня в Вене. Усталые, но довольные возвращаемся к метро, с его помощью к стоянке машин и далее обратно в Братиславу.