2023.05.02-1: Замок Мейсена - Альбрехтсбург
Эта статья посвящена Мейсенскому замку Альбрехтсбург, семейному гнезду когда-то правящей в Мейсене династии Веттинов. Замок ведет свою историю с X-го века, а то чем мы любуемся сегодня относится к веку XVI-му.
Сегодня мы едем в Мейсен (Meißen) - город и административный центр одноимённого округа в немецкой земле Саксония, расположен к северо-западу от Дрездена на реке Эльбе. Город всемирно известен благодаря мейсенскому фарфору, который здесь производят с1710 года.
Но о городе в следующей статье, а сейчас о мейсенском замке Альбрехтсбург (Albrechtsburg), когда-то родовом гнезде курфюрстов Веттины и местом проживания герцогов Саксонии. Сегодня – охраняемый государством культурный и архитектурный памятник.
Дорога в Мейсен и стоянка у замка Альбрехтсбург
Напомню, что во время нашего небольшого путешествия в Германию в апреле-мае 2023 года, мы базировались в местечке Банневиц в небольшом семейном отеле в восьми километрах к западу от центра Дрездена.
Отсюда до стоянки на набережной Эльбы ввиду замка Альбрехтсбург около 33 километров. Доехали быстро, без приключений. Бесплатная стоянка, от которой буквально рукой подать до старого Мейсена и его замка находится рядом с мостом Altstadtbrücke.
От парковки до входа на территорию где находится замок Мейсена примерно 700 метров или 15 минут неспешной прогулки по симпатичным городским улочкам старой части Мейсена, плавно поднимающимся на замковый холм.
Второй способ попасть к замку Альбрехтсбург – оставить машину на парковке Parkplatz am Domaufzug у северного подножья замкового холма. Оттуда к замку можно подняться в вагончике фуникулера. Так как этот вариант мы обнаружили уже находясь наверху ничего не могу сказать о его стоимости.
Замок маркграфов Мейсена в Средневековье
Историю Мейсенского замка ведут с момента как король Генрих I Птицелов (Heinrich der Vogeler, 876 — 936 гг.), первый король Германии из Саксонской династии, в 929 году разрушил сербский замок Гана и стал подыскивать место для нового. Высокая скала на Эльбой оказалась как нельзя кстати.
В 1125 году Конрад I фон Веттин или Конрад Великий (Konrad der Große, 1097 — 1157 гг.) был назначен императором маркграфом Мейсена. Благодаря мастерству и энергии ему удалось взять под свой контроль большую территорию, центром которой был Мейсен.
Успехи Веттинов беспокоили императоров Священной Римской империи, и они всячески пытались ограничить рост могущества маркграфов Мейсена. Дело дошло до того, что император Генрих VI (Heinrich VI, 1165 – 1197 гг.) в 1195 году конфисковал имущество маркграфства.
Однако полностью лишить власти Веттинов императору не удалось и род продолжил править в Мейсене. Правда эту власть они должны были разделить с императорскими бургграфами, которые имели собственную резиденцию на замковом холме.
Готический замок Альбрехтсбург
В XV веке маркграфы Мейсена произвели значительные изменения на территории замка, в том числе вытеснили бургграфов. Замковый комплекс последних постепенно пришел в упадок и был разобран.
В 1423 году курфюрстом Саксонии стал Фридрих IV Сварливый (Friedrich IV., der Streitbare, 1370 — 1428 гг.). Его внуки, Эрнст и Альбрехт, вместе правили Саксонией и Тюрингией с 1464 по 1485 год.
Именно они в 1471 году поручили мастеру-строителю Арнольду Вестфальскому (Arnold von Westfalen) построить первый немецкий замок на месте старого маркграфского. Хотя замок задумывался как резиденция для двух принцев соправителей, он никогда не использовался как таковой и Альбрехтсбург, так и не стал центром двора Веттинов.
В 1485 году правительство двух братьев было упразднено, и страна была разделена на две части. Альбрехт получил Мейсен, включая недавно построенный замок, которому и было дано имя правителя замок Альбрехтсбург.
Между 1495 и 1500 годами строительные работы были остановлены. Лишь в 1521 году сын герцога Альбрехта, герцог Георгий Бородатый (1500–1539 гг.), который теперь проживал в Дрездене, поручил завершить строительство.
К этому периоду относятся петлевой ребристый свод в стиле работавшего в Праге Бенедикта Рида на втором этаже северо-восточного здания и камин в помещении выше и фигуративные рельефы для парапетов большой лестничной башни в стиле раннего Возрождения.
Потомки Альбрехта владели замком до Тридцатилетней войны. Во время той войны замок Альбрехтсбург получил значительные повреждения и затем долго пустовал.
Замок Альбрехтсбург – фарфор и наше время
Лишь в начале XVIII века Альбрехтсбург снова привлек к себе внимание сильных мира сего. При Августе Сильном (August II. der Starke, 1670 — 1733) в 1710 году в замке был открыт первый европейский фарфоровый завод.
Первоначально фарфоровый завод планировалось разместить в Дрездене, но король принял решение в пользу Альбрехтсбурга, пустого и изолированного, что облегчало возможность сохранить секрет производства фарфора.
В середине XIX производство было переведено в новое отдельное здание и замок снова опустел. Правда в этот раз не на долго - наступала эра туризма. Между 1864 и 1870 годами следы фарфорового производства были удалены окончательно, а замок восстановлен.
Отсутствие элементов обстановки было замещено большим количеством сложных картин на стенах в стиле поздней готики, посвященными истории Саксонии и Мейсена и выполненные художникам Дрезденской академии художеств.
Этот жанра искусства, конечно, не был задуман при строительстве замка Альбрехтсбург. Тогда для представительного украшения помещений использовались тканные гобелены.
В конце XIX века Альбрехтсбург стал доступен для посещения и по сей день продолжает радовать туристов как со всей Германии, так и иностранных. Сейчас замок является одним из государственных дворцов и садов Саксонии, и в нем находится музей, открытый для публики.
Стоимость посещения – какие-то разумные деньги, к тому же посетителям доступен аудиогид на русском языке. Он содержит много интересной информации по каждому помещению Альбрехтсбурга.
Архитектура замка Альбрехтсбург
По сути своей сегодняшний замок Альбрехтсбург правильнее было бы назвать дворцом (schloss), т.е. Альбрехтшлосс. Немецким словом burg принято называть замки в привычном нам понимании с башнями, стенами, воротами, то есть Средневековые.
В отличие от других крупномасштабных проектов своего времени, замок Мейсена строился не на протяжении многих этапах строительства, а как целостный проект блестящего мастера. Благодаря этому здесь впервые были реализованы новые формы и техники, по сей день поражающие зрителя.
Все этажи дворца Альбрехтсбург ниже линии карниза имеют арочную форму, что является главной особенностью немецкого дворцового строительства, потребовавших в свое время огромных финансовых и дизайнерских усилий.
Дворец Альбрехтсбург имеет четыре уровня или этажа. Над относительно невысоким первым уровнем два основных этажа с необычно большими окнами, так называемыми навесными арками. Еще один величественный этаж находится в зоне крыши и освещается через окна в выступающих башенных элементах.
Башенный характер облика Мейсенского замка, который и сегодня так бросается в глаза со всех сторон, вероятно, представляет собой хорошо продуманный образ, имеющий политическое значение.
Альбрехтсбург был задуман не только как жилой дворец, в котором было комфортно жить, но также как узнаваемый символ территориального правления Веттинов, которое все больше укреплялось и приобретало имперское политическое, административное и экономическое значение.
Вероятно, с этой целью Арнольд Вестфальский сформулировал новый архитектурный язык. Хотя архитектурное убранство принадлежит периоду поздней готики, множество его элементов уже относится к саксонскому ренессансу.
В башенной структуре Альбрехтсбурга присутствуют две доминанты – лестничная башня со стороны двора и высокая круглая угловая башня со стороны Эльбы, все остальные части здания накрыты мощной крышей.
Дополнительно высокие прямоугольные эркеры четвертого уровня, расположенные на линии карниза, — образуют пояс небольших башенок, окружающий здание. Эти элементы явно заимствованы из французской архитектуры.
Еще одной важной адаптацией французской архитектурной культуры в Мейсене стало использование полуоткрытой лестничной башни, которая была сформулирована как тип в 1365 году с большой винтовой лестницей во дворе Лувра, позже утраченной.
Большая главная лестница со стороны двора, ведущая на величественные верхние этажи замка Альбрехтсбург, представляет собой шедевр каменной кладки с искусно изогнутыми ступенями, которые огибают открытое пространство посередине.
Их окна изначально были открыты и обеспечивали возможность увидеть идущих по лестнице зрителями во дворе. Однако полная форма цепочки балконов перед мейсенской лестничной башней и прилегающего участка фасада не имеет прямого французского образца.
Лестничная башня меньшего размера также расположена на фасаде двора, в углу между северным и восточным крыльями замка Альбрехтсбург.
Внутри замка Альбрехтсбург
Строителям и реставраторам удалось реализовать весьма сложную пространственную композицию внутри Альбрехтсбурга.
Сейчас в замке находится самая обширная историческая «настенная книга с картинками» в Германии, состоящая в общей сложности из 11 комнат: 51 большая настенная картина (43 из которых до сих пор сохранились), а также 18 других небольших портретов.
Большую площадь первого этажа занимают два больших зала. Оба имеют большие окна на несколько сторон, имеют два нефа и сводчатые потолки, опирающиеся на центральные колонны, как и другие помещения на этаже.
Расположенный в центре светлый зал, к которому ведет главная лестница лестничной башни, служил большим Бальным залом замка, используемым время от времени. Этот зал не был отапливаемым, и в повседневной жизни выполнял функцию холла между лестницей и другими помещениями этажа, в том числе часовней.
Другой, ярко расписанный Северный зал, отапливаемый большой изразцовой печью в северо-восточном углу, служил для встречи мужской части двора, включая принцев, два раза в день для основной трапезы.
Над дверью, соединяющей два зала, находится галерея для музыкантов, с которой они при необходимости могли обслуживать оба.
Три отдельные помещения, сгруппированные вокруг больших залов, были жилыми и служебными. Все они, в свою очередь имели главную комнату с печным отоплением и одну или несколько дополнительных в качестве спален и кладовых.
Наиболее архитектурно сложной является большой апартамент с окнами на три стороны, примыкающий к дворовому помещению на северо-востоке. Вероятно, изначально он предназначался для высокопоставленных гостей. Известно, что в течение XVI века князья во время основных трапез удалялись туда за отдельный стол.
Помещения первого уровня помимо росписи стен, украшают картины и мебель. В Северном зале на постаментах вдоль стен установлены скульптуры курфюрстов.
Выше уровнем архитектор создал помещения, из которых открывается панорамный вид на три стороны, который уже ценился во всей Европе в замковом строительстве. На этом же уровне была территория женщин, отдельная столовая и двое апартаментов поменьше на южной стороне
Помимо этого, на втором этаже располагалась трехкомнатная квартира курфюрста с приемной окнами на Эльбу и двор. В дополнение к главной приемной, в распоряжении курфюрста были спальни и небольшая боковая комната со стороны долины, возможно кабинет.
По своему расположению вдали от беспокойного шума и суеты двора замка кабинет в точности соответствует советам, сформулированным влиятельным теоретиком эпохи Возрождения Леоном Баттистой Альберти (1404–1472) по планировке подобных помещений.
На втором этаже замка в помещениях организованы выставки экспонатов времен строительства Альбрехтсбурга и жизни того времени.
План второго этажа в существенных аспектах повторяется этажом выше. Здесь располагались апартаменты супруги курфюрста с внутренней лестницей в комнаты ее свиты этажом выше в крыше.
На этом пожалуй все про Альбрехтсбург. В следующей статье о том что есть еще интересного рядом с замком на горе.