2008.09.16-1 Милан, Италия Замок Сфорца
Замок Сфорца это шестая история про наши прогулки по Милану, во время поездки к Лигурийскому побережью Италии. Отправимся на метро до станции Кайроли, полюбуемся на символ Милана – башню Филарета, Военную площадь, укрепленную Рокетту и герцогские апартаменты.
Итак, новый день, шестнадцатое сентября две тысячи восьмого года. Милану мы можем посвятить лишь первую половину этого дня, так во второй нас ждет поездка на поезде к конечной точке отдыха на Лигурийском побережье. Об этом я уже написал в статье Сентябрь в Италии, Лигурия, часть первая, вступительная.
Основная тема прогулки и этой статьи – посещение бывшей резиденции герцогов Милана, замка Сфорца или Кастелло Сфорцеска (Castello Sforzesco).
На пути к замку Сфорца
Времени было не много, поэтому к замку Сфорца мы отправились на метро. Сделать это весьма удобно, буквально в двухстах метрах от главной воротной башни замка находится выход из станции метро Cairoli, по-русски - «Кайроли», если верить translate.google.
Станция принадлежит красной ветке, той же что и станция метро у отеля нашего проживания Loreta. Немного о миланском метро я написал в статье Милан, Италия часть I: транспорт и проживание, там же и об отеле (отелях) в котором (которых) мы жили.
Станция Кайроли получила свое название от небольшой круглой площади Largo Cairoli, под которой и находится. Здесь мы выныриваем на поверхность и отсюда начинаем прогулку. Площадь, названная в честь итальянского политического деятеля, небольшая, чисто утилитарная, она обеспечивает пересечение довольно оживленной улицы Foro Buonaparte, огибающей замок Сфорца с несколькими сходящимися здесь маленькими типичными для центра улочками.
Архитектура зданий по внешнему кругу историческая, на мой взгляд дилетанта – век этак XIX или ранее, все очень итальянское. В центре площади Кайроли установлен конный памятник Джузеппе Гарибальди на высоком пьедестале. Странно, но он не попал в кадр нашего фотоаппарата.
Национальный герой Италии, главное действующее лицо Рисорджименто - войны за объединение страны, восседает на коне, обращенном мордой от дворца, читай – к нему задом. Недостаток знаний об истории Италии не позволяет понять почему памятник установлен здесь (в Милане вообще и на этой площади конкретно) и почему такое направление.
От площади Кайроли в сторону замка идем по улице Via Luca Beltrami. Эта короткая и широкая улица, фактически площадь, отдана для маневров и парковки многочисленных туристических автобусов, подъезжающих к замку Сфорца.
На Замковой площади (Piazza Castello) окружающей замок, перед самой главной воротной башней установлен фонтан с большим круглым бассейном. Судя по всему, он не имеет собственного названия, просто Фонтан Замковой площади (Fontana di Piazza Castello).
Тем не менее, а может и поэтому миланцы дали ему название la turta di spus, что можно перевести как «свадебный торт». Возможно потому, что он своей формой его напоминает. Фонтан довольно скромен, два круглых бассейна, один в другом и ряд трубок для пуска воды вверх под углом. Никаких фигур богов или животных.
Древняя история Замка Сфорца в Милане
Кастелло Сфорцеско (Castello Sforzesco), в русском переводе с итальянского «Замок Сфорца» — средневековое укрепление XV века. Строительство было начато по инициативе Франческо Сфорца, герцога Миланского. Ранее на этом месте стоял укрепленный замок предыдущего века.
У меня мало точных сведений о жизни в Средневековой Италии, но не потому что лень читать, а потому что эта жизнь была весьма бурной. На территории Аппенинского полуострова, ныне целиком занимаемого Италией, в те времена располагалось множество отдельных государственных образований. Они постоянно воевали друг с другом, города переходили из подчинения одного к другому.
Одно из таких государств со столицей в Милане, называлось Миланское герцогство, долгое время (1395—1556 гг.) было относительно независимым и входило в состав Священной Римской империи. После распада этого европейского надгосударственного образования герцогство осталось под властью династии Габсбургов, сначала испанских (1556—1714 гг.), затем австрийских (1714—1797 гг.).
Могущество миланских герцогов и символизировал Замок Сфорца (ит. Castello Sforzesco), один из самых знаменитых замков Италии, неразрывно связанный с ее историей, а также символизирует многовековую историю развития города. Милан, кстати, на момент закладки замка представлял собой могущественный город с развитой инфраструктурой, был обнесен защитными стенами с башнями и воротами, имел мосты, рынки, вымощенные улицы и даже систему канализации.
Первая династия миланских герцогов из рода Висконти, но он прервался за отсутствием наследников по мужской линии. Франческо Сфорца (Francesco Sforza) видный миланский военачальник из наемников стал герцогом Милана, удачно женившись на Марии Висконти, последней представительнице рода.
После прихода к власти Сфорца решает восстановить разрушенный во время прошедших войн замок своих предшественников. По его замыслу новая крепость должна стать символом красоты города и защитить Милан от возможных противников.
В работе над строительством укреплений и отделкой помещений замка, начатой примерно в 1450 году, принимали участие многие известные архитекторы своего времени. В 1452-м главным строителем стал флорентийский архитектор Антонио Филарете ('Il Filarete'), чьё имя увековечено в названии центральной воротной башни замка.
После смерти Франческо Сфорца труды по созданию замка взяли на себя его дети. История свидетельствует, что Сфорца того времени были людьми любящими покупать роскошные вещи, лошадей, бриллианты и произведения искусства. После лет неустанных работ замок превратился в роскошную резиденцию.
В 1482 году герцог Лодовико пригласил в Милан к себе на службу в коллегию герцогских инженеров Леонардо да Винчи. Последний украсил залы замка, или уже дворца, фресками, некоторые из них благодаря длительной реставрации можно увидеть и сегодня.
В середине XVI века вокруг Милана были построены новые массивные стены, снаружи от старых и дополнительные бастионы. В эту систему был вписан и Замок Сфорца, превратившийся из роскошной резиденции в настоящую крепость, в которой можно было одновременно разместить до 2000 солдат. В соответствии с архивными источниками здесь были также: госпиталь, аптека, ремесленные цеха, булочная, таверна, склады и две церкви.
Замок Сфорца в современной истории
Одна из важных страниц в истории Миланского замка связана с Наполеоном, армия которого захватила город в мае 1796 года. Жители Милана, в духе идей французской революции, были настроены разрушить до основания замок как символ былой тирании, но обошлось.
Самому Наполеону, видимо, не нравилась эта идея, а, вскоре город был взят русско-австрийскими войсками под командованием А. В. Суворова. Замок не был разрушен, но все же сильно пострадал.
После окончательного поражения Наполеона австрийцы использовали территорию замка Сфорца как вспомогательные помещения, главным образом как казармы и арсенал. Отсюда во время восстания «Пяти Дней» в марте 1848 года пушки обстреливали город, а позже все арестованные зачинщики восстания были заточены в подвалах замка.
После Воссоединения Италии предлагались различные проекты по возрождению былой славы Замка Сфорца, в том числе разрушить до основания и построить заново. Но вновь обошлись без крайних мер.
Работы по восстановлению начались в 1893 году под руководством архитектора Бельтрами (Luca Beltrami). Была уменьшена высота нескольких башен, снесены стены соединявшие замок с городскими стенами, восстановлены старые залы, фрески, карнизы, обновлена крыша. В герцогских апартаментах расположился музей.
Башня Филарета Замка Сфорца
Осмотр Замка Сфорца начинается с пятой внешней башни, носящая имя своего архитектора - «Башня Филарета (Torre del Filarete)». Она построена в середине стены обращенной к городу и имеет ворота, служащие главным, парадным входом в замок. Пройдя Главные ворота замка, попадаем в большой внутренний двор, имеющий собственное наименование – площадь Piazza delle Armi.
Благодаря своей характерной и узнаваемой форме башня Филарета Замка Сфорца стала одним из символов Милана. Башня кирпичная, его темно красный цвет оживляют мраморные вставки. Нынешний её вид является результатом неустанного изучения имеющихся документов и изображений архитектором реконструкции Лукой Бельтрами с целью максимально точно воссоздать башню в соответствии с оригиналом эпохи Возрождения.
Бельтрами установил часы в верхней части башни, ниже в нише статую Святого Амвросия в стиле конца XIV века, непосредственно над воротами барельеф из мрамора Кандолья, изображающий Умберто I верхом на лошади, а также изображения гербов миланских герцогов.
Воинская площадь Замка Сфорца
Круглые башни со стороны города и главных ворот носят название Башня Кармини (Torrione dei Carmini) и Башня Санто-Спиро (Torrione di Santo Spirito). Они были спроектированы в 1452 году, а нынешний вид - работа Бельтрами, который восстановил башни до их первоначальной высоты по найденным чертежам. В башне Кармине находится Художественная библиотека.
Внутренний двор Замка Сфорца носит название Воинская площадь (Piazza delle Armi). На стороне, обращенной к башне Кармине, находятся, как в музее под открытым небом, свидетельства утраченного Милана, каменные саркофаги позднеримского периода (III-IV вв. н.э.), фрагменты статуй и архитектурные остатки. Два фасада ренессансных зданий, которые когда-то украшали нынешние улицы Бассано Порроне и Спадари в центре Милана, замурованы в куртину.
На противоположной стороне двора находится Испанская больница. Перед внутренним укрепленным замком - Герцогским двором сохранились остатки средневекового рва. Неподалеку от входа установлена мраморная статуя Святого Яна (Джовани) Непомуцкого.
Далее перед нами внутренняя часть замка, состоящая из двух отдельных блоков зданий. Они разделены свободным пространством, перед которым ранее находились ворота Porta Giovia, а сейчас небольшая башня.
Рокетта - самая укрепленная часть Замка Сфорца
Левый блок зданий внутренней части Замка Сфорца когда-то был его наиболее укрепленной частью и носит наименование Рокетта (Rochetta). Крепость в крепости появилась благодаря Бонне Савойской, вдове герцога миланского Галеаццо Сфорца. Она не без оснований опасалась за свою жизнь и жизнь сына и приказала построить крепкие стены и высокую башню.
Со стороны двора Рокетту укрепляет высокая башня Torre di Bona di Savoia (Башня Боны Савойской), встроенная в высокую (выше внешних стен) сурового внешнего вида стену без окон, а снаружи, помимо внешних стен - Torre Castellana, западная прямоугольная башня.
Первая башня позже служила тюрьмой, о чем свидетельствует камера, закрытая дверью с глазком, в который можно заглянуть с лестницы. На первом этаже второй башни распложён зал Sala del Tesoro (сокровищница). Здесь можно увидеть прекрасные фрески Брамантино (Bramantino). Внутренний двор оформлен портиками с колоннами.
Апартаменты герцога в Замке Сфорца
Правый блок зданий занимают герцогские апартаменты, внутри также есть своя небольшая площадь в окружении зданий. С севера апартаменты герцога прикрывает прямоугольная угловая башня Torre Falconiera.
Одним из украшений этой части Замка Сфорца является портик, построенный тосканским архитектором Бенедетто Феррини в 1473 году, известный как Portico dell’Elefante (Портик слона) из-за фрески, узнаваемой до сих пор. Раньше здесь присутствовали изображения и других животных, в частности льва.
На первом и втором этажах располагались жилые помещения герцогской семьи и прекрасная семейная часовня. Первый и второй этажи здания соединены лестницей с низкими и широкими ступенями, позволявшими герцогу при желании подниматься в верхние апартаменты, не слезая с коня.
Многие залы носят свои имена: Sala dei Ducali, Sala delle Colombine, Sala degli Scarlioni и т.д. Они были построены еще во времена Галеаццо Мария Сфорца. В украшении апартаментов герцога принимал участие Леонардо да Винчи. Его работы обнаружили реставраторы под уже известными виньетками. Фреска Леонардо, вероятно, должна была дать зрителю ощущение того, что он находится на открытом воздухе, среди зелени.
Замок Сфорца располагался на окраине Милана, а Рокетта и Герцогские апартаменты были частью оборонительных укреплений. Позже на некотором удаление была построена дополнительная стена, а замок был соединен с ней посредством укрепленных перемычек. От внешней стены сейчас остался лишь фундамент, но часть перемычек можно видеть и по сей день.
После Замка Сфорца мы отправимся пешком к церкви Санта-Мария-делле-Грацие, где демонстрируется самый главный в Милане шедевр Леонардо – картина Тайная вечеря.