2008.09.15-3 Милан, Италия на Пьяцца делла Скала
Полюбуемся на фасад дворца Каса дели Оменони с его теламонами, пройдем на площадь Пьяцца делла Скала с театром Ла Скала, мэрией Милана, памятником Леонардо да Винчи и входом в галерею Виктора Эммануила II. Это четвертая история про наши прогулки по Милану, во время поездки к Лигурийскому побережью Италии.
Прошлый отчет «Милан, Италия часть III: Сан-Бабила и Сан-Фиделе, площади и церкви» закончился осмотром площади Сан-Фидели с памятником Алессандро Мандзони. Отсюда рукой подать до Пьяцца делла Скала (Piazza della Scala) с памятником великому Леонардо и знаменитым театром.
Кусочек площади даже виден, если посмотреть вдоль улицы Касе Ротте (Via Case Rotte), проходящей справа от Палаццо Марино. Но с этого места мы пошли вправо, вдоль здания Церкви Сан-Феделе.
Дом Оменони или дом Леони в Милане.
Судя по всему, Каса дели Оменони (Casa degli Omenoni), знаменитый своими восемью теламонами, поддерживающими его фасад, был в числе отмеченных достопримечательностей Милана, на которые стоит посмотреть.
Casa по-итальянски, как известно означает просто Дом, но дома, удостаивающиеся такого указания в имени, как правило имеют статус или облик дворцов. Дом или дворец Оменони был построен в Милане около 1565 года.
Название дому дали как раз украшающие его фасад «теламоны». Если углубляться в греческую мифологию, то Теламон царь острова Саламин, участник похода на Трою. Неоднократно упомянут в «Илиаде» и «Одиссее». Так же одно из значений древнегреческого слова «теламон» - «опора» «поддержка».
Таким образом «теламон» в архитектуре использующей мотивы греческой и римской архитектуры — это мужская фигура, устанавливаемая вместо колонн для создания опоры антаблементу, террасе или крыше.
Синоним – более известное слово «атлант» или женский вариант «кариатида». Ну а Omenoni это те же теламоны, только на миланском диалекте и означает «великие люди».
Другое название этого дворца – Каса Леони (Casa Leoni), по имени его первого владельца, по совместительству скульптора и золотых дел мастера из Ареццо Леоне Леони (Leone Leoni). Он был императорским скульптором и ювелиром при дворе Карла V Габсбургского и Филиппа II Испанского.
Мастер, назначенный на Миланский монетный двор в 1542 году, купил дом, стоящий на этом месте в 1549 году, а в 1565 году его реконструировал, фактически перестроив заново. В этом доме проживал и его сын Помпео Леони, также скульптор.
И отец, и сын Леони были известными коллекционерами, знатоками и ценителями произведений искусства и собрали знаменитую коллекцию античного искусства и произведений величайших художников своего времени.
Среди которых работы Тициана, Корреджо, коллекция рисунков Леонардо да Винчи, гипсовые копии классических статуй, таких как конная статуя Марка Аврелия в Капитолии.
Фасад Дома Леони (Оменони) по высоте разделен на два ордена по числу этажей и чердака, надстроенного позднее. На первом уровне выделяются восемь колоссальных каменных теламонов, представляющих побежденных варваров, вдохновленных скульптурой классического Рима.
Над головами варваров указаны рода или племена, к которым они принадлежат. Кроме теламонов на фасаде приличное количество орнамента – карнизы со львами, орлами, химерами и гирляндами.
Злобный сатира, убегающий от двух львов должен служить предупреждением для незваных гостей. Повторяющаяся тема украшения дома образами львов отражает не только имя владельца, но и стремительность характера Леоне Леони.
Выходим на пьяцца делла Скала (Piazza della Scala)
Пьяцца делла Скала сейчас большая пешеходная площадь, одна из важнейших для центра Милана. Он назван в честь знаменитого оперного театра известного во всем мире как «Ла Скала», правильно же по итальянски будет «Teatro alla Scala», фасад которого занимает практически всюсеверо-западную сторону площади.
Однако, Пьяцца делла Скала появилась на карте Милана сравнительно недавно. Самое старое здание фасад которого обращен на площадь - Палаццо Марино, датируется серединой XVI-го века. Но построено оно было фасадам на другую сторону, а именно к церкви Сан-Феделе.
В то время вся территория площади Пьяцца делла Скала была занята зданиями. И даже тогда, когда в 1778 году было построено первое здание театра Ла Скала, его фасад был обращен к улице. Только в середине XIX-го века власти Милана озаботились реконструкцией центра города, план которой включал и создание площади перед театром.
Авторство большей части архитектуры площади принадлежит архитектору Луке Бельтрами (Luca Beltrami), который спроектировал дворец, названный его именем, новый главный фасад Палаццо Марино и здание Коммерческого Банка (Banca Commerciale Italiana).
Театр Ла Скала (Teatro alla Scala).
Здание Театра Ла Скала, как уже писал, было построено в конце XVIII-го века. А сам оперный театр быстро стал одним из самых почитаемых любителями классической музыки мест в мире. На его сцене состоялись премьеры многочисленных известных произведений таких композиторов, как Верди и Беллини.
Новое здание оперного театра Милана было построено после того, как в 1776 году пожар уничтожил оперный театр Реджо, существовавший с 1717 года. Императрица Мария Терезия, которая также была герцогиней Миланской, распорядилась построить новый оперный театр.
Здание было возведено на месте церкви Санта-Мария делла Скала, которая ранее была разрушена. В память о церкви новый оперный театр получил названние Teatro alla Scala.
Автор проекта нового здания оперного театра Милана стал придворный архитектор Джузеппе Пьермарини. Строительство здания заняло всего два года, и оперный театр был торжественно открыт 3 августа 1778 года постановкой Антонио Сальери «Признанная Европа l'Europa Riconosciuta».
Оперный театр Ла Скала был разрушен во время бомбардировок Милана в 1943 году. Он стал первым общественным зданием, которое было реконструировано после войны. Открытие состоялось в мае 1946 года концертом под руководством Артуро Тосканини.
Внешний вид здания миланского оперного театра Ла Скалы довольно скромный для заведения такой значимости. На главном фасаде отсутствуют значимые лепные детали, основное его украшение — трехарочный портал с пилястрами.
Вероятно, это связано с тем, что главный фасад театра Ла Скала при постройке был обращен на обычную узкую улицу. Площадь Пьяцца делла Скала, с которой можно полюбоваться театром издалека, появилась лишь спустя столетие.
В отличие от наружного убранства, интерьеры Ла Скала отличаются роскошью и многообразием убранства. Внутри мы не были, поэтому процитирую описание с одного итальянского сайта.
Зрительный зал, известный своей исключительной акустикой, вмещает чуть более двух тысяч человек. Он богато украшен красным бархатом, шелковыми драпировками и богат позолоченной лепниной.
Фойе театра украшено резными колоннами и большими настенными зеркалами. Люстра зрительного зала изготовлена из богемского хрусталя и в ней насчитывается 365 светильников. Сама сцена считается одной из крупнейших в мире, её общая площадь более 1200 квадратных метров.
В здании театра Ла Скала кроме оперных представлений можно побывать в Театре-музее Ла Скала. Он был основан в 1913 году и его основой стала уникальная коллекция театральной атрибутики собранная парижским антикваром Жюлем Самбоном.
В музее представлена история Театра Ла Скала и история оперы в целом, экспозиция подкреплена картинами, статуями, элементами декораций, инструментами, оригиналами музыкальных партитур и другими театральными памятными вещами. Большая часть музея посвящена творчеству Джузеппе Верди, одному из величайших и самых известных композиторов Италии.
Другие здания на пощади Пьяцца делла Скала.
Сторону площади, противоположную Театру Ла Скала, юго-восточную, занимает новый фасад Палаццо Марино. Сейчас в здании располагается мэрия Милана. Об этом здании я уже писал в статье «Милан, Италия часть III: Сан-Бабила и Сан-Фиделе, площади и церкви», ссылка выше.
Следующее классическое здание на северо-восточной стороне площади Пьяцца делла Скала - Palazzo della Banca Commerciale Italiana. Здесь много не скажешь — вечная классика и монументальность.
Напртив банка, с юго-западной стороны площади находится вход в Галерею Виктора Эмануила II (Galleria Vittorio Emanuele II). Автор проекта галереи болонский архитектор Джузеппе Менгони (Giuseppe Mengoni).
Менгони долго изучал устройство исторических торговых галереи, в том числе и в Париже. Для Милана он предложил проект крупномасштабной арки со стеклянным покрытием, соединяющей Пьяцца делла Скала с площадью перед главным миланским собором — Дуомо.
Первый камень в фундамент галереи был заложен королем Виктором Эммануилом II, в честь которого и назвали её впоследствии. К сожалению, не знание архитектуры Милана, привело к тому, что в этот раз в галерее мы не побывали, а к Дуомо шли другим путем.
Так что оставляем посещение галереи Виктора Эммануила II на следующее посещение Милана. Более подробное описание также оставлю для будущей статьи, а здесь пару слов для памяти.
Галерея строилась в эпоху итальянского объединения и символизировала итальянское единство и уверенность в будущем страны, украшена множеством патриотических символов, изображениями гербов регионов (Савойи, Рима, Флоренции, Турина и Милана).
Галерея Виктора Эммануила II впечатляет своими размерами: она имеет форму латинского креста, длиной 196 метров и 105 метров по перекладине. Вход с площади Пьяцца дель Дуомо оформлен в виде монументальной триумфальной арки.
Рядом Палаццо Бельтрами (Palazzo Beltrami), построенное позже — между 1918-м и 1927-м годами. Автор проекта архитектор Лука Белтрами. Здание в стиле эклектики разделено на три части на четырех этажах.
Первый этаж образован рустикальным ашларом, второй оформлен большими окнами, украшеными изогнутыми фронтонами, верхний этаж заканчивается скульптурами на фризе.
Памятник Леонардо да Винчи на Пьяцца делла Скала
В центре площади Пьяцца делла Скала небольшой сквер с памятником Леонардо да Винчи, считавшегося одним из самых талантливых людей, когда-либо ходивших по этой планете. Автор памятника скульптор Пьетро Маньи (Pietro Magni), известный также скульптурами в галерее Виктора Эммануила II.
История появления этого памятника в центре Милана довольно длинная. Она началась еще тогда, когда не существовало площади, на которой мы им любуемся.
Будучи «человеком мира» Леонардо да Винчи жил в разных городах, в Милане он бывал, а одна из его самых известных работ «Тайная вечеря» (церковь Санта Мария делле Грацие) была создана именно здесь.
В 1834 году появляется первое упоминания о «благородном и высококультурном сограждане Милана», который намеревался финансировать создание памятника Леонардо да Винчи. Памятник предполагалось установить на лестнице ведущей во дворец Брера.
Второй заход состоялся в 1856 году, когда был объявлен конкурс Академии художеств в Милане. Памятник вновь предполагалось установить во дворе дворца Брера, но совместить с фонтаном.
В декабре 1858 года специальной комиссией была выбрана модель «Думай в мраморе», представленная скульптором Пьетро Магни и место установки — будущая площадь Пьяцца делла Скала. Однако было отмечено, что для создания такого памятника требуется больший чем предусмотрен бюджет.
В итоге памятник был открыт только в 1872 году и приурочен к открытию в Милане первого конгресса инженеров и архитекторов и планируемой Национальной выставке изобразительного искусства.
Композиция памятника включает пять статуй. В центре на постаменте мраморный Леонардо, по бокам постамента четыре его ученика. Постамент композиции - кусок не равностороннего восьмиугольного красного гранита Бавено, высотой чуть более семи метров.
Гений стоит в задумчивости, его руки сложены на груди, фигура высотой 4,4 метра. У фигуры с фронта — имя героя «Леонардо», на обратной стороне имя скульптора. В 1919 году, по случаю 400 летия со дня смерти Леонардо да Винчи была установлена бронзовая корона.
Вокруг постамента на его небольших выступах из коротких сторон восьмиугольника - четыре мраморных же скульптуры высотой 2,60 метра. Это четыре ученика Леонардо, видимо достойные ребята, но не знатокам их имена ничего не скажут, поэтому не привожу.
На более длинных сторонах восьмиугольника четыре мраморных барельефа изображают четыре аспекта жизни Леонардо в Милане: художник, скульптор, архитектор и инженер.