2008.09.17-1 Сентябрь в Италии, Лигурия, часть первая, вступительная
Этой статьей начну вспоминать наше второе путешествия в Италию в сентябре 2008 года. Я надеюсь что это будет цикл и он будет включать описание посещения Милана, Генуи, Сан-Ремо, небольших городков у моря - Диано Марина и Сан Бартоломео аль Маре, где собственно мы и отдыхали. А так же описание нескольких поездок от сюда во Францию. Боюсь только, что из-за давности событий не смогу быть последовательным в описании.
Небольшое предисловие.
Путешествие в Италию, на Лигурийское побережье в сентябре 2008 года началось так же как и предыдущее майское путешествие в Венецию с небольшой подготовки. Это было время нашего увлечения полетами с авиакомпанией Райанэйр (Ryanair).
На сайте авиакомпании Райанэйр (Ryanair) на интересующий период были найдены билеты на перелет из уже знакомого нам аэропорта финского Тампере в Милан. Конечно не в сам Милан, а в недалеко расположенный аэропорт города Бергамо.
Общий план был следующий. 13 сентября 2008 года на машине из Санкт-Петербурга в Хельсинки, прогулки по финской столице, ночевка.
На следующий день на машине в Тампере, машину оставляем на стоянке аэропорта, перелет самолетом Тампере - Бергамо, трансфер в Милан. Два дня в Милане, два дня в Генуе и восемь дней на море, Лигурийское побережье, местечко Сан-Бартоломео аль Маре, надалеко от Сан-Ремо.
Там у нас через booking.com были зарезервированы апартаменты в небольшом частном пансионе недалеко от моря с завтраком и ужином (полупансион). Местечко находится в часе езды от города Сан-Ремо, знаменитого своим музыкальным фестивалем.
Помимо лежания кверху пузом на солнечном пляже у теплого Лигурийского моря, так же побываем во Франции - в Ницце, на полуострове Кап Фера и в Монако/Монте-Карло. А перед возвращением домой проведем еще пару дней в любимом нами финском городе - Тампере.
Регион Лигурия.
Лигурия (Liguria) небольшой и очень красивый регион Италии. Это был наш первый выезд на европейскую ривьеру Средиземного моря и после суровой природы финского побережья Балтийского моря здесь все было более чем дружелюбно.
Наш выбор на Лигурию, пал можно сказать случайно. Если говорить казенным языком, то это произошло благодаря транспортной доступности региона. По судите сами - Тампере - Милан €250, включая трансфер из Бергамо и стоянку машины.
Поезд Милан - Диано Марина, порядка €20,0 с человека. Поездки в Ниццу на электричке, порядка €5 евро. На удивление, но железная дорога в Италии оказалась очень расположена к туристу. Правда стоимость проживания, особенно в Милане, уже не такая дружелюбная, но об этом мы поговорим в других статьях.
Лигурия расположилась узкой полоской вдоль побережья Лигурийского моря от Специи до французской границы. Центральный город Лигурии исторический город Генуя, а самый известный у нас, пожалуй, музыкальный Сан-Ремо.
Здесь вдоль всего побережья тянутся небольшие но обжитые и хорошо оборудование пляжи, в местных забегаловках и ресторанах вкусно кормят. Лигурийская кухня вполне себе разнообразна и запоминается.
Название региона Лигурия сохранилось как память о древней народности "лигуры", вытесненных кельтами из центральной Европы к побережью Средиземного моря. Когда земли современной Лигурии вошли в состав Римской империи, лигуры стали римлянами и перестали быть отдельной нацией.
Благодаря бурной истории региона здесь сложилась своеобразная культура, где сохранились памятники различных периодов: наскальные рисунки бронзового века, римские виадуки и дороги, храмы и крепости времен величия Генуэзской республики и раннего Средневековья, а так же пышные дворцы эпохи Ренессанса.
Лигурия относится к числу самых густо населенных регионов Италии. Здесь проживают более полутора миллионов человек, а плотность населения составляет 300 человек на квадратный километр.
А в сезон добавьте сюда примерно такое же количество отдыхающих туристов. Мы отдыхали в Лигурии в сентябре, это конец сезона, тем не менее на всех прибрежных дорогах было очень плотное движение, а на пляже так же много народу, особенно в выходные.
Кухня Лигурии.
Традиции Лигурии нашли прекрасное воплощение в местной кухне. На весь мир известный зеленый соус песто на основе оливкового масла, базилика и сыра, оказывается родом из этих мест. Считается, что соус песто был известен ещё во времена Римской империи, однако первое документальное свидетельство о приготовлении такого соуса относят к концу XIX века.
Существует разновидность соуса песто красного цвета, когда в соус также добавляются вяленые помидоры. А в некоторые разновидности добавляют орехи. Соус песто хорош ко многим видам пасты, при приготовлении итальянских супов и лазаньи, его можно намазывать на крекеры или на хлеб.
Классический Pesto alla Genovese готовится с помощью мраморной ступки и деревянного пестика, из базилика, выращенного в окрестностях Генуи, соли, семян пинии, чеснока, лигурийского оливкового масла первого отжима (extra virgin) и овечьего сыра пекорино.
В упрощенном варианте вместо семян пинии может использоваться грецкий орех или кешью, пекорино может быть заменен более дешёвыми сырами.
Может быть менее известна у нас, но так же являющаяся неотъемлемой частью лигурийской кухни - фарината. Фарината это разновидность лепешки и делается из простых, доступных продуктов — нутовой муки, воды и оливкового масла, соль по вкусу.
Происхождение этой вариации хлеба уходит в глубь веков, еще во времена греков и римлян, солдаты использовали смесь из нутовой муки и воды, высушивая ее под солнцем на собственных щитах. Рецепт оказался настолько простым и питательным, что пережил Римскую империю и дошел до нашего времени.
В Средние века к рецепту фаринаты был добавлен свежий сыр или маринованый в уксусе лук. Известная легенда гласит, что современная лепешка фарината родилась в 1284 году.
Генуэзские моряки возвращались с победой из очередной битвы с Пизой и попали в шторм. Корабль так болтало, что емкости с нутовой мукой, оливковым маслом и сухим луком перемешались и были залиты соленой водой. В целях экономии образовавшуюся смесь решили попытаться высушить на солнце и употребить в пищу.
Популярна в Лигурии и фокачча - плоский хлеб, выпекаемый в печи или духовке на разогретом камне. Для фокаччи замешивают дрожжевое тесто, довольно жидкое, примерно такое же, как на пиццу, но иногда добавляют молоко.
Кроме хлебной муки, дрожжей, соли и воды, в него добавляют приличное количество оливкового масла, естественно, первого холодного отжима. В наше время изобилия, фокачча становится похожа на пиццу - ее начиняют оливками, колбаской, сыром и другими вкусностями.
Как и в других прибрежных районах, Лигурийская кухня изобилует морепродуктами и смело может считаться вегетарианской или малокалорийной. Здесь нам очень пригодилось, то что был взят в отеле полупансион.
За восемь полных ужинов ни разу не было повторения и мы смогли попробовать самую разнообразную лигурийскую кухню. Кухня так же полна ароматами трав, традиционно произрастающих здесь же: базилик, розмарин, майоран, тимьян, шалфей.
Железные дороги Лигурии.
От Милана до городка Диано Марина на побережье Лигурийского моря расстояние порядка 240 километров. Скоростной поезд Милан - Ницца, итальянских железных дорог проходит это расстояние примерно за три часа.
При этом значительная часть пути проходит по горной местности с туннелями и множеством поворотов. На некоторых, прямых участках скорость поезда превышает сто километров в час, что для нас в 2008 году, конечно было внове. Специально включали GPS навигатор чтобы измерять скорость.
Я так понимаю, что низкая цена по которой мы катались по Италии в сентябре 2008 года определялась видом поезда Евросити/Интерсити. Эта категория поездов появилась в Италии в 80-х годах и тогда считались люксом и предназначались для перевозки пассажиров между крупными итальянскими городами.
Поезд Интерсити, связывающие города соседних стран, называются Евросити, именно на таком маршруте Милан - Ницца мы и ехали.
Поезд достаточно комфортный, в нем есть пара вагонов первого класса и до семи вагонов второго, бывает купейная и общая компоновка внутреннего пространства. Поезда этого класса могут развивать максимальную скорость до 200 км/час.
В конце 2008 года большинство поездов этой категории в Италии были заменены на поезда Евростар. Думаю по этому сейчас цены на тех же маршрутах значительно выше цен по которым мы ездили.
Билеты Милан - Диано Марина и обратные Диано Марина - Генуя мы покупали заранее, на сайте железных дорог Италии - www.trenitalia.com. В вагон входили с распечаткой билета, сделанной дома.
Что касается поездок из Диано Марина, то это были обычные местные электрички, которые останавливаются в каждом населенном пункте и на каждой станции. Отличительный символ электричек - R или REG (regionale). Билеты на электрички мы покупали прямо перед поездкой, как правило в кассе станции, от которой ехали.
При этом в этом сегменте железных дорог присутствует разнообразие. Некоторые поезда выглядели примерно так же потрепано, как и наши российские электрички. Но только внешне! Несмотря на то что снаружи вагоны электрички могли быть расписаны графити, внутри все равно все чисто и чинно, целые сиденья, целые стекла, чистые туалеты.
Некоторые поезда были двухэтажными, и состояли из новых чистеньких вагонов, разделенных на помещения первого и второго классов. Мы решили что старые - это итальянские, а новые французские. Так ли это, не знаю, стоимость поездки в обоих видах электричек одна и та же, время в пути то же.
Вот такой получилась статья - вступление. Продолжим в ближайшее время.