2008.09.15-2 Милан, Италия Сан-Бабила и Сан-Фиделе, площади и церкви
Следующая, третья история про Милан, во время поездки к Лигурийскому побережью Италии. Сначала немного про старинную церковь Сан-Бабила. А затем про площадь Сан-Фиделе, с памятником поэту и писателю Алессандро Мандзони и церковью эпохи Возрождения Сан-Фиделе. И кое-какие фотографии на близлежащих улочках.
По Corso Venezia можно попасть в самый центр города, она пересекает кольцо улиц окружающих исторический центр Милана и заканчивается у площади Сан-Бабила (San Babila), где можно полюбоваться старой церковью.
Возле церкви Сан-Бабила
Сан-Бабила (Basilica di San Babila) - римско-католическая церковь, когда-то считавшаяся третьей по значимости в Милане после собора Дуомо и базилики Сант-Амброджио. Освящена в честь святого Бабилы Антиохийского.
Святой Бабила, в русском варианте Вавила Антиохийский (греч. Βαβύλας Αντιοχείας; 238-251) епископ Антиохии, священномученик, пострадавший в годы гонений на христиан.
Согласно житию, во время языческого праздника император, какой не скажу, потому что имена в русской и итальянской википедии расходятся, захотел войти в христианский храм во время литургии, но был изгнан епископом Вавилой.
Епископа арестовали, заковали в цепи, водили по городу и принуждали поклониться языческим богам и отречься от Христа, а затем повесили на дереве, подвергли пытке огнём, да ещё и обезглавили. После погребения, в гроб мученика были положены его оковы.
В 351 году другой римский император Констанций Галл построил в предместье Антиохии небольшой храм и перенёс в него мощи святого Вавилы, это был чуть ли не первый случай переноса мощей святых.
В начале V века епископ Милана Марол привез мощи святого Вавилы из Антиохии в Милан. Святой почитается как защитник чистоты и священнического целомудрия.
Дата строительства церкви Сан-Бабила определена как 1095 год. По традиции здание церкви было возведено на остатках раннехристианского Собора Святых VII века, в свою очередь возведенного на руинах языческого храма, посвященного богу Солнца.
Церковь Сан-Бабила все еще сохраняет свой оригинальный средневековый дух, хотя многое было потеряно из-за поздних барочных и современных реконструкций. В XVI веке церковь была расширена, был обновлен фасада в стиле барокко.
В конце XIX века церковь вновь была кардинально перестроена с восстановлением первоначального облика, а её фасад приобрел неороманские черты. В 1927 году была реконструирована, также близко к оригиналу, башня-колокольня, построенная в 1821 году в стиле барокко, взамен оригинальной, которая упала в 1575 году.
Здание базилики, имеет характерный трехнефный тип, который так же отражен и в облике главного фасада, разделенного на три части. В нише арки центрального входа изображен на золотом фоне Христос, благословляющий книгу Евангелие.
Выше большое трехстворчатое окно со скульптурными капителями, над ним окно в форме греческого креста. В глубине базилики восьмиугольная мощная башня с арочными проемами.
Колокольня базилики Сан-Бабила представляет собой высокую четырехугольную башню с тремя рядами окон: одноканальные на нижнем уровне, многослойные на среднем уровне и трехпроемные на верхнем уровне.
В интерьере базилики центральный неф и два боковых прохода, разделенные колоннами, а так же пристроены две боковые часовни поздней пристройки. В правом проходе изображение Мадонна, которая высоко почитается в Милане.
Здесь же вдоль стены надгробия XV-XVII веков. В правой боковой часовне, построенной в 1500 году для хранения Святого Причастия, сохранился алтарь с изображением святого Франциска Ассизского.
Левая сторона часовня, симметрична по отношению к правой, здесь алтарь с изображением святого Иосифа. В левой боковой часовне, перестроенной в 1951 году, находится алтарь святой Марии Аддолораты.
В центральном нефе выделяется фреска, изображающая святого Вавилу и троих его детей - учеников, так же принявших с ним мученическую смерть.
Люнеты между боковыми арками и куполом, украшенные фигурами Искупителя и Богородицы в окружении разных святых, представляют собой мозаики, наложенные в 1929 году на оригинальные фрески.
В базилике Сан-Бабила хороший орган, сделанный полностью с механической системой передачи, он используется для литургий и концертов. Базилика Сан-Бабила является частью светской и религиозной истории Милана, в том числе с религиозным движением патариев, одной из ветвей катаров.
Баррикада у Сан-Бабила была одной из самых активных во времена выступлений за независимость и объединение Италии, а на расположенных неподалеку Порта Ориенталь был поднят первый трехцветный флаг.
На площади Сан Феделе
Мы просто гуляли по Милану, придерживаясь лишь общей цели, рано или поздно выйти к Дуомо, поэтому мне не удалось опознать принадлежность многих фотографий к определенным местам. Но в конце концов ноги вынесли нас на площадь Сан Феделе (Piazza San Fedele).
Пьяцца Сан-Феделе получила свое название от церкви Сан-Феделе XVI века, которая обращена сюда главным фасадом. Посреди этой небольшой, пешеходной площади расположился памятник Алессандро Мандзони. А одну и сторон полностью занимает задний фасад Palazzo Marino.
Итак маленькая площадь, раньше была совсем крошечной, а нынешними размерами обязана событиям 1814 года, произошедшим с падением Наполеона. В апреле был убит министр финансов, созданного им Королевства Италии, Джузеппе Прина.
Также в процессе боевых действий был разрушен его дом - Палаццо Саннаццари, расположенное перед церковью Сан-Феделе. Австрийская администрация Милана решила не восстанавливать его, а разобрать по камешку, так площадь и стала в два раза больше.
Так же в облик площади вмешались англо-американские бомбардировки города во время Второй мировой войны. Был разрушены все исторические здания с правой стороны, если смотреть на церковь - иезуитский колледж, театр Мандзони и знаменитый до войны отель «Bella Venezia». На их месте построены дома современной архитектуры.
Памятник Алессандро Мандзони
Памятник Алессандро Мандзони (Alessandro Manzoni) статуя в бронзе установлена на площади в 1883 году. Место установки перед церковью Сан-Феделе выбрано не случайно, здесь он, будучи ослаблен долгой болезнью, упал 6 января 1873 года, получил травму головы, от которой затем скончался.
Алессандро Франческо Томазо Антонио Мандзони (1785-1873), уроженец Милана, итальянский поэт и писатель с мировым именем.
В частности, он известен как автор романа «I promessi sposi» (можно перевести как «Обручённые»), входящего в число шедевров мировой литературы и самого читаемого литературного произведения, написанного на итальянском языке.
Роман также является признанным символом итальянского Рисорджименто (Risorgimento), движения за национальное объединение Италии в борьбе с Австрийской империей. Роман ценится как за содержащееся в нем патриотическое послание, так и потому, что он стал основной вехой в развитии современного единого итальянского языка.
Кроме того, Мандзони был активным общественным деятелем, сенатором и влиятельным сторонником либерального католицизма в Италии.
Статуя изображает писателя, замершего с вдохновленным лицом, вероятно в момент обдумывания нового поворота литературного сюжета. Левая рука заложена за спину, правая впереди. На передней части высокого постамента бронзовый венок.
Памятник был открыт в мае 1883 года в ряду торжественных мероприятий, посвященных десятилетию со дня смерти.
Церковь Сан-Феделе Chiesa di San Fedele
Церковь Сан-Феделе (Chiesa di San Fedele) католическая церковь XVI века, считается образцом сакральной архитектуры искусства времен контрреформации.
Инициировал строительство Карло Борромео (Carlo Borromeo) кардиналом и итальянским католическим архиепископом, почитаемым католической церковью как святой, как раз за усилия в борьбе с реформацией.
Церковь Сан-Феделе строилась на месте ранее существовавшей церкви, повторяет ее образ, но существенно увеличена в размерах. Старая церковь, так же носившая имя Сан-Феделе, в честь святого мученика, местного значения, вероятно, была построена на месте еще более ранней церкви. Она носила имя Санта-Мария в Соларио и упоминалась в булле Папы Евгения III в 1147 году.
Строительство церкви Сан-Феделе было начато иезуитами в 1567 году, вскоре после их прибытия в столицу Ломбардии и в основном завершено в 1579 году и мессу освящения провел сам Карл Борромео. Этот период строительства курировал архитектор Пеллегрино Пеллегрини, по прозвищу TIBALDI.
Здание с одним нефом, которое возвышало центральное место алтаря для евхаристического празднования и предусматривало боковую кафедру для облегчения проповеди.
Архитектор сумел обеспечить общее великолепие и монументальность комплекса. Внутреннее помещение оформлено из двух больших частей, накрытых сводами в форме чаши, опирающимися на шесть больших коринфских колонн на высоких постаментах, по периметру стен.
Строительство остальных частей здания церкви Сан-Фиделе было выполнено в последующие столетия уже другими известными в Италии архитекторами.
После упразднения ордена иезуитов в 1773 году церковь стала приходской для прихода Санта-Мария-алла-Скала. Собственная церковь которого, построенная в XIV веке пошла под снос, чтобы освободить место для театра Ла Скала.
Церковь стала носить имя Санта Мария дела Скала в Сан-Феделе и в неё были перенесено внутреннее убранство разрушенной церкви.
Элегантный фасад церкви Сан-Феделе был закончен только в 1835 году под руководством архитектора Пьетро Пестагалли, который тщательно придерживался идей, заложенных Тибальди. Треугольный фронтон фасада, украшенный ценным барельефом, представляющим Успение.
Элегантность интерьера церкви Сан-Феделе достигается благодаря хроматическим эффектам материалов, использованных для архитектурных элементов, и в частности анжерского камня, добываемого вблизи озера Маджоре, чьи розовые оттенки были восстановлены после недавней реставрации.
Внутрь церкви мы не заходили, поэтому это была цитата из описания в итальянской википедии, на этом остановлюсь.
Орган церкви Сан-Феделе был создан в 1979 году органом-строителем Тамбурини для Театра Ла Скала и передан в дар церкви Сан-Феделе в 2010 году. Орган имеет полностью механическое управление, клавиатуру из 58 регистров. Используется только во время проведения служб.
В декабре 2014 году, по завершении реставрации, которая продолжалась десятилетие, в церкви Сан-Феделе открылся Музей Сан-Феделе. Здесь за умеренную плату можно ознакомится с жизнбю церкви, побывать в склепе и в некоторых часовнях, посетить выставку церковной утвари и картинную галерею.
Палаццо Марино.
Палаццо Марино (Palazzo Marino) своим главным фасадом обращено на большую площадь Ла Скала (Piazza Della Scala) с театром Ла Скала и памятником Леонардо да Винчи. На нее мы еще выйдем, и я о ней скажу.
На площадь Сан-Феделе палаццо Марино обращено своим тылом, но и с сзади у него есть на что посмотреть. Палаццо архитектурный шедевр XVI века и образец дворца знати города Милана и изначально был ориентирован на площадь Сан-Феделе к церкви.
Дворец был построен для генуэзского банкира и торговца Томмазо Марино как дворянская резиденция богатой семьи. Он был построен между 1557 и 1563 годами под руководством архитектора из Перуджи Галеаццо Алесси, специально приглашенного в Милан по этому случаю.
Многие скульпторы, работавшие над украшением Дуомо участвовали и в создании фигур украшающих фасады палаццо Марино. Оформление палаццо внутри и снаружи в стиле, сравнимом со стилем самых богатых дворов того времени – христианство вперемешку с античностью.
Есть изображения подвигов Геракла, Метаморфозы Овидия, картины женитьбы Эроса и Психеи, а также фрески с картинами из жизни Муз, Вакха, Аполлона и Меркурия, чередующиеся с барельефами с рассказами о Персее, Марсе и Минерве.
После смерти Томмазо Марино, дела семьи поокатились под гору и великолепный дворец был выкуплен за долги банкиром Эмилио Омодеем. Омодеи никогда не жили во дворце, нижние этажи использовались как служебные помещения, верхние были закрыты, дворец ветшал.
В 1781 году палаццо было выкуплено городом, что позволило его отреставрировать, а также переориентировать фасад на противоположную сторону, ныне площадь Ла Скала. Во дворце разместились Счетная Палата, Генеральное Интенданство, Казначейство и Имперский Банк Венского Банка.
Со дня объявления независимости объединенной Италии здесь располагается муниципальная администрация города Милана.
Далее мы, обогнув палаццо Марино, отправимся на площадь Ла Скала.