2011.01.04-3 Ческе Будеёвице (Чехия) - вокруг площади Пршемысла Отакара II
Завершаем нашу короткую прогулку по симпатичному чешскому городу Ческе Будеёвице. Осмотрим фонтан Самсона и дворец Вчел на площади Пршемысла Отакара II, затем покружим вокруг – Черная башня, Собор Святого Николая, Костел Жертвоприношения Девы Марии и новое пиво – Рогозец.
В этот приятный январский денек зимы 2011 года мы продолжаем прогулку по городу Ческе Будеёвице. Напомню, что дело было во время нашей очередной зимней поездки в Чехию (декабрь 2010 – январь 2011).
Мы уже добрались до самого центра города – площади Пршемысла Отакара II и полюбовались Старой и Новой Ратушами, о чем я поведал в предыдущей статье. Далее – другие интересности на площади и немного прогуляемся вокруг.
Фонтан Самсона в Ческе Будеевице
В центре площади Пршемысла Отакара II летом можно отдохнуть в сени струй Фонтана Самсона в стиле барокко, одном из крупнейших в стране, а также важном памятнике и символе города.
В основании фонтана каменный бассейн характерного барочного стиля близком к восьмиугольнику в плане, эффективным диаметром 17 метров. В его центре над водной поверхностью возвышается призматический постамент с четырьмя горгульями по бокам, на котором стоят четыре фигуры атлантов.
Бородатые каменные мужики поддерживают большую круглую чашу, в центре которой водружен ещё один постамент со скульптурой библейского Самсона запечатленного в процессе укрощения льва.
Отмечается также, что при этом Самсон смотрит на север, в сторону Праги. Дополнительно по краям бассейна размещены четыре декоративные каменные вазы, а вокруг по периметру на 24 каменных столба соединены массивной цепью.
Фонтаны на площадях городов, возникших в Средневековье и ранее дело обычное, так как изначально это были просто колодцы для снабжения горожан питьевой водой.
Правда с Ческе Будеевице это произошло немного позже, возможно потому что через центр протекают какие-то речки или каналы. А в центре площади размещался «позорный столб».
Тем не менее с ростом числа жителей Будеевиц в XVI-XVII веках потребление воды для бытовых нужд, а также для хозяйственных и ремесленных целей возросло на столько, что властям пришлось решать эту проблему.
В 1716 году городской совет решил построить в центре главной городской площади фонтан, из которого вода будет поступать также на некоторые ближайшие улицы. Именно поэтому основание фонтана немного приподнято и он достаточно высок.
Фактически работа над фонтаном велась между 1721 и 1727 годами. В проектировании, строительстве и украшении скульптурным декором были задействованы местные мастера.
Воду в Фонтана Самсона закачивали из реки Влтавы, для чего на правом берегу в 1724 году была построена Водонапорная башня. Фонтан служил своему практическому назначению очень долго, даже зимой, когда его накрывали, чтобы вода не замерзала при низких температурах.
В 1990 году фонтан прошел реконструкцию, в ходе которой оригинальные скульптуры были заменены копиями. Оригиналы сейчас находятся в ратуше Ческе-Будеевице, Самсон на первом этаже и четыре горгульи во дворе.
Дворец Вчела в Ческе Будеевице
Оглянемся на площади и посмотрим на Дворец Вчела (Palác Včela) — заметное высотой и архитектурным стилем неоренессанс на углу площади Пршемысла Отакара II. и улица Карла IV, по которой мы вышли на площадь.
Трехэтажный дом, украшенный богатой лепниной и скульптурным декором, является образцом легендарного немецкого неоренессанса (автор венский скульптор).
Скульптурное оформление было спроектировано и реализовано будеёвицким художником и скульптором. Фасад со стороны площади украшен символикой отражающей деятельность заказчика - финансы.
На фасаде также размещены: лепной рельеф с изображением пчелы, судя по всему это герб учреждения или домой знак, ниже мужские фигуры в нишах, одна из них символ Бережливости. На коньке фасада над мансардными окнами, на наших фото можно увидеть статую безымянного немецкого дворянина облика середины XVI века.
А вот на фото в википедии фигуры на верху уже нет и написано что-то типа «… по соображениям безопасности его пришлось снять зимой 2016/2017 года…». И она была перенесена на первый этаж дома, где выставлена в витрине.
Черная башня в Ческе Будеевице
Черная башня (Černá věž) XVI века еще одна достопримечательность центра Ческе Будеевице, неподалеку от площади Пршемысла Отакара II.
Колокольня и часы Черной башни прекрасно видны с площади, но, чтобы полюбоваться всеми семидесятью метрами ее высоты нужно выйти на одноименную улочку, отходящую на северо-восток.
Решение о строительстве башни, которая должна была служить сторожевой и сигнальной, а также звонницей и, что не менее важно, символом богатства города, было одобрено Городским советом Ческе Будеёвице в 1547 году. Строительство велось между 1549 и 1577 годами, первые колокола были повешены в 1573 году, а в 1606 году башня была дополнительно оборудована часами.
По одной из версий название Черная башня появилось после большого пожара в Ческе Будеевице в 1641 году из-за которого поверхность каменных блоков почернела.
По другой, считающейся более реальной, название появилось лишь в 90-х годах XIX века, когда башня была лишена последних остатков окрашенной штукатурки и поверхность камней почернела, вероятно, в результате загрязнения воздуха промышленными предприятиями.
Черная башня Ческе Будеевице квадратная в плане с длиной стороны 11,6 м и высоту 71,9 м. Стены у основания толще (3,1 метра), а по мере увеличения высоты их толщина уменьшается до двух метров и менее.
По высоте башня имеет девять уровней, на самом верхнем изначально располагалось жилье смотрителя и его семьи. Башня оборудована семью колоколами.
Сегодня Черная башня Ческе Будеевице популярная туристическая достопримечательность, которая в сезон открыта для публики и оборудована смотровой площадкой с отличным видом на центр города.
Собор Святого Николая в Ческе Будеевице
Черная башня расположена рядом с Собором Святого Николая (Katedrála svatého Mikuláše), главным храмом Ческе Будеевице.
Первый камень приходской церкви королевского города Ческе Будеевице был заложен в 1265 году, вскоре после основания города. В 1297 году был освящен главный алтарь церкви и начались службы, но окончательное завершение строительства относят к середине XIV века.
Церковь отметилась в истории тем что во время Тридцатилетней войны с 1631 по 1633 годы здесь хранились драгоценности чешской короны, эвакуированные из Праги, осажденной шведами.
Во время большого городского пожара 1641 года церковь сгорела, и, вероятно, тогда же исчезла и первоначальная отдельная колокольня. В результате последующего ремонта церковь сохранила барочный вид. В 1785 году, когда церковь стала собором вновь созданной епархии, интерьер был изменен.
На фасаде Собора Святого Николая размещены три статуи покровителей из песчаника в стиле раннего барокко. Герб Ческе Будеёвице расположен на северном фасаде. В нише на восточной стороне стены внешнего периметра находится статуя Спасителя, несущего крест.
Деревянный декор главного алтаря Святого Николая Мирликийского датируется 1785 годом, алтарный образ со сценами из его жизни — картина маслом 1648 года
Амвон — барочный, беленый и позолоченный, с фигурной резьбой около 1710 года был перенесен в храм в 1784 году из упразднённой пражской церкви Богоматери Неустанной Помощи. В церкви хороший старинный орган, упоминаемый с XVI века. В 1727–1728 годах был построен большой новый инструмент в стиле барокко.
К сожалению Собор Святого Николая в тот день оказался вне нашего поля зрения, ноги унесли нас куда-то в другие части Старого города Ческе Будеевице, поэтому пишу о нем немного.
Костел Жертвоприношения Девы Марии
Зато Монастырский костел Жертвоприношения Девы Марии (Kostel Obětování Panny Marie) мы не обошли своим вниманием. Он расположен в западной части между улицей Ческа (Českā) и небольшой речкой, огибающей Старый город.
Считается самым ценным историческим и художественным памятником Ческе Будеёвице и одним из самых ценных памятников Южной Чехии. Костел составная часть бывшего монастыря.
Вместе с монастырем это самое старое здание в Ческе Будеёвице и было основано вместе с городом в 1265 году. Самая старая часть церкви, её пресвитерий, был освящен уже в 1274 году, а строительство всего основного здания было завершено к 1300 году.
Как и монастырем церковью управляли сначала доминиканцы (1265–1548 и 1587–1784 гг.), затем пиаристы (1785–1870 гг.) и, наконец, редемптористы (1885–1950 гг.). Позже у церкви были сложности, но все обошлось.
Костел Жертвоприношения Девы Марии имеет три нефа с не выступающим трансептом, который открывается в барочный притвор на севере. Самая старая часть церкви сохранила раннеготический облик, несмотря на многочисленные последующие реконструкции.
Здание не выглядит легким, как постройки высокой готики, несмотря на размеры арочных окон с типично раннеготическим узором. Внешний вид также отмечен массивными опорными колоннами, лишенными каких-либо украшений, а восточный фасад был совмещен с городскими укреплениями.
На фронтоне Костела Жертвоприношения Девы Марии сохранилось семь оригинальных декоративных ниш, типичных для фронтонов раннеготических церквей.
По всей церкви, за исключением трансепта, в нижней трети, проходит простой декоративный карниз. Южная сторона церкви является частью монастырских построек.
Интерьер церкви во многом сохраняет свой первоначальный раннеготический облик, который нарушают лишь незначительные барочные пристройки в западной части.
Костел Жертвоприношения Девы Марии - это трехнефная базилика с углубленным трансептом, основным входом с севера и соединена в южной части двумя порталами с монастырем.
Свод главного нефа имеет крестообразную форму с десятью типичными полями и одним пятиугольным полем над алтарем. На ребристых опорах нефа изображены различные человеческие головы.
Боковые нефы отделены от основного шестью парами колонн, они не достигают полной высоты нефа. Они также имеют сводчатые крестовые своды с профилированными ребрами в семи пролетах.
Главный алтарь украшен панно с изображением Богоматери Будейовицкой - копией картины, предположительно пришедшей из Италии (1410 г.). Кафедра выполнена в стиле рококо 1759 года. Орган в стиле барокко датируется XVII веком. В церкви сохранились чрезвычайно ценные фрески XIV века.
В переходе к Костелу Жертвоприношения Девы Марии от улицы Ческа находятся скульптуры Святой Троицы и Распятия 1741–1742 годов. Колонна Святой Троицы слева изначально стояла посреди нынешней Пиаристской площади перед костелом, в то время, когда здесь еще было кладбище.
В композиции Голгофа справа у подножия каменного распятия обнимая его плачущая Мария Магдалина, слева от нее стоит Дева Мария, справа – святой Иоанн Богослов.
Пиво Рогозец
В процессе последующих блужданий по улочкам Старого города Ческе Будеевице набрели на пивницу с названием «Hospudka Stare Časy» неподалеку от моста «Most Muselák».
О самой пивнице сейчас писать не имеет смысла, на картах Google она не обозначена, скорее всего не перенесла прошлого кризиса. Отмечу только, что антураж был в чешском стиле, а наливали пиво «Рогозец (Rohozec)».
Пивоварня в Рогозце была основана в 1850 году Фердинандом Унгером, крупным землевладельцем и торговцем стеклом. Позже управление пивоварней перешло к его сыну Карелу, который добился на этом поприще больших успехов и в результате был удостоен дворянского титула.
В феврале 1948 года, с установлением социалистической экономики, пивоварня была национализирована, но не пользовалась особой милостью у властей.
С 2004 года пивоварня вновь в частных руках и считается, что вернула себе былую славу и варит приличное пиво. Но увы, нам оно не зашло. Жесткое на вкус с преобладанием хмеля, а я предпочитаю солодовые нотки.
Мы почему-то решили попробовать выпить здесь чего-нибудь оригинального и выбрали пиво с малиновым вкусом. Но, как и в случае с вишневым от Пивоварского дома, оно оказалось не сладким, а без этого и вкус малины мозг не воспринимает мозг, так обычный лагер подкрашенный красным.
Кстати на сайте пивовара малинового сейчас нет. Есть вишневое, про которое написано, что то-то типа:
«Подсластите вечер своей второй половинке нашим вишневым пивом с восхитительным вкусом вишни. Мы использовали вишневый сироп, который придал напитку совершенно иное измерение. Сладкий окутанный вкус вишни и хмелевой горчинки пива идеален для жарких летних дней, вечеринки или романтического ужина».
Т.е. до производителя наконец-то дошло, что вкус должен соответствовать названию – лимон кислый, хина горькая, а малина или вишня сладкие.
Заключение
Вот и все что я хотел сказать о нашей прогулке в Ческе Будеевице. Конечно это не все что мы видели, а также осталось в городе и сто что сложно посмотреть во время однодневной поездки из Праги. Например, в планах посещение пивоваренного завода Будеевицкого будвара.