2011.01.02-2 Градец-Кралове (Чехия) - Собор Святого Духа и Белая Башня
Продолжим нашу короткую прогулку по небольшому чешскому городу Градец-Кралове. Мы выходим к собору Святого Духа, главному храму города как раз со стороны его главного входа, пройдя улицей Рокитанского. Но здесь так мало места и, чтобы увидеть собор во всей красе, нужно выйти на Главную городскую площадь. Рядом с собором высокая Белая башня, еще один символ города.
Собор Святого Духа в Градец-Кралове.
Величественное готическое кирпичное здание Собора Святого Духа (Katedrála Svatého Ducha) было возведено в 1307 - 1308 годах. Инициатором его строительства стала королева Элишка Пржемысловна (Eliška Přemyslovna).
Она же Элишка Рейчка или Елизавета Богемская, мать императора Карла IV, последняя представительница династии Пржемысловичей на чешском престоле.
Конечно в момент постройки, собор Святого Духа выглядел не совсем так как сейчас, в 1339 году центр города охватил большой пожар, пострадал и собор. После пожара у собора подросли башни и был создан, так называемый, Королевский зал с прилегающей ризницей.
В XV веке собор Святого Духа сначала пострадал во время гуситских войн, но затем на протяжении почти 200 лет здесь проходили протестантские богослужения.
В 1623 в соборе было восстановлено католическое богослужение, и он был освящен в честь Святого Духа. Как результат в 1639 году, после захвата города шведами во время Тридцатилетней войны, интерьер храма был разграблен.
Во второй половине XVIII века собор Святого Духа видоизменялся в соответствии с господствующими тогда архитектурными стилями — классицизм и барокко, но сто лет спустя готика вновь вернулась в облик храма. Сегодня собор имеет длину по внешней стороне почти 56 м, ширину 25 м и высоту башни 48 м. Внутренняя длина храма составляет 50 м.
В интерьерах Собора Святого Духа.
Внутри Собор Святого Духа трехнефный, имеет доминирующий центральный неф, крестовые своды и длинный пресвитерий, к которому пристроены две башни.
К северной стороне собора примыкает капитульная ризница в архитектурном стиле барокко, а к южной стороне Королевский зал в готическом стиле с великолепным сводом и деканской ризницей.
Поздний готический период постройки собора Святого Духа подтверждается конструкцией чердачных помещений, имеющих характерный сетчатый свод и богатые узоры, украшающие опорные ребра.
К тому же оформители собора не забыли указать свои имена на главной стене нефа над хором и дату 1463 год. Основная и боковые части собора Святого Духа арочные с поперечным сводом.
Цветные бюсты в верхней части главной стены нефа изображают святого Климента, покровителя епархии, святого Вита, старейшего покровителя Чехии, святого Лоренцо, покровителя города и святого Эдуарда.
В северном боковом проходе собора Святого Духа находится статуя Божественного Сердца (1922 год), посвященной памяти жертв Первой мировой войны, неподалеку на консоли фигура святого Антония Падуанского (1890 год).
Памятник воинам австрийского 18-го пехотного полка, погибшего в прусско-австрийской войне в 1866 года, самый кровавый бой произошел как раз в районе Градец-Кралове находится рядом.
Северный неф собора Святого Духа заканчивается часовней начала XV-го века c алтарём святого Яна Непомуцкого (1878 год) и алтарь Скорбящей Божией Матери (1890 год). Еще один алтарь святого Антонина Отшельника (1881 год) находится на передней стенке северной стороны.
Под триумфальной аркой с левой стороны собора Святого Духа находится барочное распятие, созданное в 1840-х годах и отреставрированное в 1989 году. На вершине деревянной крыши кафедры находится скульптура Христа Доброго Пастыря.
Оловянный баптистерий 1406 года - самый старый сохранившийся культовый элемент собора Святого Духа. Первоначально он находился в церкви монастыря в Подлажице, а после разрушения монастыря в результате гуситских войн, был перенесен сюда.
О высоком художественном мастерстве свидетельствует богатая отделка, фигуры апостолов, сцены Распятия и Смерти Девы Марии.
На восточной стене южного нефа собора Святого Духа находится самый старый из псевдоготических алтарей, посвященных Деве Марии (1864 год). Рядом алтарь с изображением святого Вацлава (1872 год) в окружении других покровителей Чехии.
Некоторое представление о первоначальном, оригинальном оснащении собора Святого Духа дает Алтарь Родства Христа. Он расположен в центре южного нефа. Изображения на панно были созданы в 1494 году, если верить дате на раме.
Алтарь происходит из церкви святого Павла на Стржезине, разрушенной в 1778 году при строительстве крепости Градец. Центральная тема основана на позднесредневековых легендах о семье святой Анны.
Она сидит посередине со своей дочерью Девой Марией и внуком маленьким младенцем Иисусом. Слева Благовещение с архангелом Гавриилом и Девой Марией, справа Дева Мария и мать Иоанна Крестителя Елизавета. Есть и другие сцены изображающие святого Иоакима, отца Девы Марии и святую Анну.
Позднесредневековая литургия задействовала монументальный пастофорий из песчаника позади алтаря собора Святого Духа. Это святилище позднеготического типа, в которое допускались и гости.
Чрезвычайно ценная работа, датированная 1497 годом, приписывается Матею Рейсеку (Matěj Rejsek) известному чешскому каменщику, скульптору, строителю и архитектору в стиле поздней готики. Его имя частенько упоминается при описании достопримечательностей Праги.
Пастофорий имеет форму эркера с башенной надстройкой, общей высотой 8,20 м. Характерной чертой облика пастофория стали кованые железные решетки, украшенные причудливыми орнаментами и надписями из Святого Причастия. Их прерывает монограмма W, символизирующая короля Владислава Ягеллона.
Из оригинального псевдоготического оснащения собора Святого Духа заслуживают внимания кресла епископа и деревянный экран на южной стороне пресвитерия, вышедшие из знаменитой мастерской Беккера в Вене.
Главный алтарь храма относительно современный, он был спроектирован мастером из Брно, скульптурное оформление — мастерская из Праги. В алтаре хранятся мощи нескольких известных чешских святых.
Портал слева от алтаря ведет к часовне святого Михаила, созданной в 1736 году. Ризница на противоположной стороне алтаря собора Святого Духа скрывает ценные готические настенные росписи ранее XIV-го века.
На них сцены Коронации Девы Марии, Воскресение Христово, Крещение Иисуса Христа и изображения отдельных персонажей. Украшение ризницы дает нам представить основную идею оригинального облика интерьера храма средних веков.
Нынешний орган собора Святого Духа относительно молодой инструмент в почти семисотой истории собора. У него 12 регистров в 1-м руководстве, 8 во втором и 8 в третьем, в педали 9. Всего 37 голосов, 2440 труб, самая большая почти шесть метров в длину, самый маленький шестнадцать миллиметров.
Склепы собора Святого Духа.
Под собором Святого Духа находятся захоронения, размещенные в четыре склепа. Самый сохранившийся епископский склеп под алтарем. К нему ведет лестница из тринадцати ступеней мраморного камня в середине пресвитерия между Королевским входом и пастофорием.
Склеп размером 7,65 x 5,02 х 3,2 м имеет сводчатые потолки и оштукатуренные стены, пол ровный с двумя канализационными отверстиями, накрытыми решетками. На отдельном каменном основании находится гроб с останками епископа, имя которого нам ничего не скажет.
Рядом еще две гробницы с останками других пяти епископов собора Святого Духа, на северной и южной сторонах останки двадцати каноников Градец Кралове.
Из склеп епископов есть проход в небольшой склеп рядом с так называемым «королевским» залом на южной стороне с восемью известными захоронениями. Следующий большой склеп длиной почти 19 м и шириной почти 6 м с останками 175 человек.
Колокола собора Святого Духа
В башнях венчающих собор Святого Духа сохранились старинные колокола XV и XVI веков, которые являются прекрасными образцами декоративно-прикладного искусства того времени, пережившими опасности многих войн и пожаров.
В северной башне находятся два колокола. Первый - Михаил диаметром 176 см, высотой 132 см и весом 4629,5 кг, созданный в 1496 года. Второй Леопольд диаметром 93 см, высотой 80 см и весом 336 кг - 1485 года.
В южной башне находится так же два колокола - Жебрак, 1538 года, диаметром 146 см, высотой 115 см и весом 2098,5 кг, и Клемент 1510 года, диаметром 119 см, высотой 100 см и весом 1120 кг.
Белая Башня в Градец-Кралове.
Белая башня (Bílá věž) — отдельно стоящая недалеко от Собора Святого Духа, башня в архитектурном стиле эпохи Возрождения. Башня стоит настолько близко к собору, что при некоторых ракурсах смотрится как единое с ним целое.
Название Белая башня происходит от светлого тона песчаника из Горжице, из которого она построена. Функциональное назначение Белой башни весьма прозаическое - городская охранно-пожарная башня. Её высота составляет почти 72 метра, и с верхней площадки открывается захватывающий дух вид, на город и на десятки километров вокруг.
Сейчас Белая башня открыта для посещения круглый год и предлагает специальные тематические мероприятия, например такие как встреча рассвета на башне или возможность сыграть любимую мелодию при помощи большого башенного колокола, носящего имя Августин.
Колокол Августина является третьим по величине колоколом в Чешской Республике и был отлит в 1509 году. Так же на Белой башне установлены часы с уникальным оригинальным механизмом, созданным в 1829 году. К сожалению в эту зиму башня находилась на реконструкции и подняться на её вершину не было возможности.
Немного истории Белой Башни.
Дата начала строительства Белой Башни 7 июня 1574 года, когда под покровительством Мартина Кейпа из Пеклиновца был заложен первый камень в её фундамент. В течение следующих шести лет на фундаменте выросла башня из горжицкого песчаника, несколько ниже нынешней.
Затем пришел черед крыши, конструкция которой несколько раз меняла форму и цвет. Было время, когда она сияла медью, а была и бело-серой или зеленой. Последняя трансформация формы Белой башни состоялась в 1840 году, когда башня подросла на 20 метров.
В мае 1581 года впечатляющий колокол «Августин» был торжественно подвешен на 4-м этаже башни. Колокол был отлит еще в 1509 году за счет средств горожан, так сказать «на вырост», в ожидании строительства Белой башни. И временно трудился в качестве колокола на невысокой деревянной колокольне на кладбище у церкви Святого Духа.
В 1585 году на Белой башне устанавливаются Астрономические часы. Их изготовил известный часовщик из Нового города Праги. В 1829 году другой часовой мастер и механик из Политехнического университета в Праге, заказал и построил новые астрономические часы. В 1923 году их остановила молния.
Первые часы на Белой Башне имели свою особенность. Они имели так называемый цельный или чешский циферблат, разделенный на 24 часа. Первый час начинался на закате.
К концу XIX -го века этот подход сильно устарел и замена часов была неизбежна. Другой особенностью часов Белой башни было то, что минуты отмеряла маленькая стрелка, а часы — большая. Говорят, это было сделано, чтобы люди работающие на полях могли издалека видеть час.
На фасаде Белой башни выбит девиз на латыни, приписываемый Императору Максимилиану II-му: «Deus Provitbit, Vigilandum Tamen», что переводится как «Бог позаботится, но мы должны быть бдительными».
Ниже — лев как знак страны и буква G как знак города. Позже эти два символа были объединены в один и лев, держащий в лапах букву G, стал гербом города Градец-Кралове.
Белая Башня сегодня.
В последние годы Белая Башня живет насыщенной культурной и общественной жизнью, благодаря выставкам и художественным салонам, стала центром туризма и культурных мероприятий Градец-Кралове. 23 мая 2015 года Белая башня была вновь открыта после масштабной и длительной реконструкции.
Среди новинок - уникальная стеклянная модель Белой башни, которая состоит из более чем 500 кусочков стекла и весит около 1000 кг. Только ручная работа над ним длилась более 1500 часов.
Стеклянная модель Белой Башни, создана в Нью-Йорке по уникальной технологии склеенных блоков из сверхчистого плоского стекла. Склеенные блоки были обработаны до точных размеров, а затем отполированы вручную для достижения желаемого оптического эффекта.
Стеклянные блоки были дополнены различными формами ручной резки и выдувания. Для достижения лучшего визуального эффекта матовые и глянцевые поверхности были объединены по всей модели, чтобы осветить внутреннюю часть модели внешним освещением.
В реконструированной Белой башне также представлены современные аудиовизуальные технологии и интерактивные экспозиции. Белая башня открыта круглый год каждый день, включая выходные и праздничные дни (за исключением 1 января, 24 декабря и 7 сентября), всегда с 9 до 18 часов .
Запрещено входить в помещения Белой башни с животными, с едой и напитками, курение запрещено на всей территории, включая открытые галереи. Можно фотографировать и фотографироваться.
Из-за расположения колокола, часового механизма и других строительных элементов в Белой башне нет лифта, и поэтому башня не доступна для инвалидных колясок. Ночные экскурсии проводятся каждую первую субботу каждого месяца с 20 до 24.00.