2010.12.28 Бремен Бёттхерштрассе и Шноор
Представляю вторую часть описания прогулки по Бремену. Вновь на Рыночной площади, оттуда в Бременский собор, на улицу Бёттхерштрассе, затем в старинный район Шноор и возвращаемся обратно по улице Зёгештрассе.
На два дня в Бремене мы оказались во время Новогодней поездки 2010 – 2011 года. Сюда мы прилетели из Тампере и далее отправимся на автобусе в Прагу.
Сегодняшнюю прогулку по Старому городу мы посвятим главным образом улице экспрессионистской архитектуры Бёттхерштрассе и Средневековому кварталу Шноор, а заодно прогуляемся вновь по Рыночной площади и заглянем в Бременский Собор.
На самом деле деление статей по датам достаточно условное. И сегодня и вчера мы гуляли по центру, а последовательность прогулки просто по порядку.
Рыночная площадь Бремена
Быть в Старом городе Бремена и не пройтись по Рыночной площади (Bremer Marktplatz) просто невозможно. Это самый центр ганзейского города и одна из его старейших площадей. Сегодня здесь больше нет рынка, за исключением ежегодной рождественской ярмарки и Kleiner Freimarkt в октябре.
Вся рыночная площадь, а также некоторые прилегающие к ней улицы являются пешеходной зоной, исключение трамваи маршрутов 2 и 3, проходящих вдоль северо-западной её стороны между ратушей и Роландом.
Ансамбль зданий по периметру рыночной площади Бремена, считается одним из красивейших в Германии. Это обеспечивается использованием для строительства домов довольно однородных материалов - песчаника и темного кирпича или клинкера.
Всю северо-восточную сторону площади занимает Бременская ратуша. Свой нынешний вид здание приобрело между 1608 и 1612 годами, когда был обновлен фасад в стиле везерского, т.е. местного бременского ренессанса.
Восточный угол упирается в главный фасад Бременского собора, юго-восточная сторона занята зданием Парламента вольного ганзейского города Бремена (Bremische Bürgerschaft).
Несколько симпатичных зданий красуются на северо-западной стороне площади. К сожалению, они хоть и имитируют ренессансные дома XVI-XVII веков, но были построены в XX-м.
Шюттинг или купеческая гильдия Бремена
Точно напротив Ратуши любуемся на величественное здание Бременской торговой палаты, а исторически это Шюттинг (Schütting) – здание купеческой гильдии. Дом и его название известны с 1444 года и, кстати, название это не немецкое и происхождение его точно не установлено.
Оно могло произойти от нижненемецкого глагола, переводимого как «защищать», а в норвежском языке подходят слова «дом собраний» и «накопленные финансовые ресурсы торговцев».
Дома с такими названиями известны в Норвегии и на севере Германии, они служили как для проведения мероприятий и хранения бумаг, так и в качестве жилья для приезжих купцов. Конкретно это здание было построено в 1537 - 1538 годах, по образцу строгих и изящных построек эпохи Возрождения во Фландрии (строил архитектор из Антверпена).
Внешняя отделка здания продолжалась в последующие десятилетия и в итоге элегантный вид нового здания, расположенного ровно напротив, превзошел ратушу того времени. С того времени сохранился западный ступенчатый фронтон в стиле поздней готики и семь колонн, расположенных под углом и украшенных львами и фигурой воина.
Восточный фронтон был возведен в 1565 году в нем уже проявляются формы раннего Возрождения с пилястрами, карнизами и фризами. Над окнами в круглых арках размещены портретные медальоны.
В 1594 году фасад, обращенный к рынку был обновлен, к этому периоду относятся балюстрада над главным карнизом и богато декорированный фронтон с ганзейскими зубцами.
В период с 1895 по 1899 год была создана великолепная портальная архитектура с открытой лестницей и венчающим ее гербом Шюттинга, вход был перенесен в середину здания.
Бёттхерштрассе в Бремене
Вдоль юго-восточной стены здания Шюттинга проходит небольшая улочка, которая выведет нас к улице-музею Бёттхерштрассе (Böttcherstraße).
Улица историческая, известна в городе со Средних веков так называемой «медной торговлей». Производство и продажа бочек сделали живущих здесь торговцев и ремесленников богатыми людьми.
Но с тех времен осталось только название, а известными эти 108 метров улицы, ставшие одним из культурных памятников Бремена и туристической достопримечательностью, сделал век XX-й.
Большинство зданий на улице были построены в период с 1922 по 1931 годы и представляют собой собранный в одном месте редкий образец экспрессионистской архитектуры в её кирпичном варианте. Архитектурный экспрессионизм практиковался почти исключительно в Германии, приблизительно с конца Первой мировой войны и до конца 1920-х годов.
Стиль отличался использованием округлых и зубчатых форм, а особая пластика зданий основана на влиянии искусства, особенно скульптуры, пропагандируемого Рабочим советом по искусству.
В самом начале XX века состояние исторической бременской улицы Бёттхерштрассе было настолько катастрофическим, что город хотел снести весь район и построить на его месте что-нибудь новое.
Вот тут-то и появился на городской сцене Людвиг Розелиус (Ludwig Roselius, 1874-1943) — успешный предприниматель, коллекционер, интересовавшийся искусством, археологией и культурой.
Именно благодаря его усилиям и ресурсам, улица стала ключом к реализации его личного видения: сочетания в городском ландшафте произведений искусства, современной архитектуры и традиционного мастерства.
В 1909 году после покупки первого дома на Бёттхерштрассе, улица стала его штаб-квартирой, а двери дома были открыты для торговцев, художников, архитекторов и писателей. Вместе с тремя архитекторами Эдуардом Скотлендом, Альфредом Рунге и Бернхардом Хётгером, хорошим другом и скульптором, они преобразили старую улицу.
Поскольку ганзейский город Бремен всегда привлекал гостей из-за рубежа, Бёттхерштрассе с самого начала задумывалась как туристическая достопримечательность, «город в городе» с уникальной художественной архитектурой.
Как вы понимаете это все цитаты, которые я надергал с различных немецких интернет-источников, благорасположенных к искусству начала XX века. Мое же личное отношение к нему довольно прохладное.
Я с уважением отношусь к художникам и архитекторам того времени, но все же мое сердце отдано эпохе Возрождения, ну может еще немного барокко. Так что по Бёттхерштрассе мы просто прогулялись, сделали отметку «просмотрено» и пошли дальше.
Исторический квартал Шноор в Бремене
Другое дело Шноор (Schnoor) — квартал или район узких улочек и переулков в старом городе Бремена, в его самом южном окончании, возникший в эпоху Высокого Средневековья. Самые старые светские здания района датируются началом XV века, а церковь Святого Иоанна была построена в конце XIV века.
Несмотря на планы полного сноса, район, в значительной степени уцелевший во время Второй мировой войны, был сохранен в 1950-х годах и теперь является ещё одной важной туристической достопримечательностью Бремена.
Район получил свое название от древнего судостроительного промысла плетения канатов. В то время люди частенько селились по профессиям. Так и образовался район, где изготавливали канаты и тросы (Schnoor переводится со старонемецкого как «шнур»).
Большинство зданий района были возведены в эпоху классицизма (около 1800–1850 гг.) и историзма (около 1850–1890 гг.). Но некоторые сохранились с периода барокко (1700–1770 гг.), а есть и несколько уникальных зданий датируемые эпохой Возрождения (1550, 1630).
Самыми старыми светскими домами являются дом №15 («Бразильский дом»), построенный в 1512 году на фундаменте 1402 года. Дом №9 датируется 1621 годом. Дом №38 с загрузочным люком во фронтоне и двухэтажным эркером, возможно, датируется XVI веком, его портал точно относится к эпохе Возрождения.
Некоторые дома являются копиями исторических или состоят только из фасадов, которые изначально стояли в другом месте. Первое письменное упоминание о Шнооре относится к XIII веку, когда здесь был построен францисканский монастырь, от которого сохранилась только монастырская церковь.
Нынешняя католическая церковь Святого Иоанна была построена в XIV веке в стиле кирпичной готики как безбашенная зальная церковь с башенкой на крыше.
Здесь интересно погулять по маленьким улочкам среди небольших симпатичных домиков. Заглянуть в магазинчики и кафе. Глаз отдыхает.
Бременский собор
Про Бременский собор (St. Petri Dom Bremen) я уже писал в статье о первой прогулке по Старому городу. В этот раз мы заглянули внутрь.
После того, как осенью 1638 года собор был открыт для лютеранского богослужения, последним архиепископом Бремена была заказана богато украшенная кафедра. Первоначально кафедра имела цветную раму, в эпоху барокко — белую с золотом, а в XIX веке — коричневую, которая была удалена около 1977 года.
Богатая резьба представляет четырех евангелистов у перил, вокруг изображены пророки Ветхого Завета (Иеремия, Исайя, Даниил, Иезекииль и Моисей), неподалеку от них Иоанн Креститель и Христос.
Деку окружают восемь апостолов, а возвышает ее воскресший Христос, побеждающий зло. Кафедра всегда стояла на центральной колонне северной романской аркады нефа.
Если верить старым источникам накануне Реформации в соборе находилось пятьдесят алтарей, увы ни один из них не сохранился. Главный алтарь Собора сегодня довольно прост, еще три алтаря расположены в двух криптах и на северной стороне нефа.
Высокий хор расположен над восточной криптой. Великолепные хоры располагались здесь вплоть до XIX века. Смена алтарей и перестройки значительно изменили его первоначальный облик.
В Бременском Соборе неплохие витражи. К сожалению, к марту 1945 года все существовавшие, созданные после 1852 года, были утрачены.
Роза на западе и витражи на стене хора были восстановлены уже в 1946 году. «Поклонение волхвов» было создано в 1953 году, несколько окон в часовнях южного нефа были спроектированы в последующие десять лет.
Окна собора неоднократно подвергались изменениям. Когда в 1638 году южная башня рухнула, ни одно из средневековых окон, скорее всего, не сохранилось и в результате собор был оборудован простыми окнами.
При реставрации в XIX веке старинные окна вернулись, но они были уничтожены во время Второй мировой войны. Окна в часовнях южного нефа были спроектированы в 1953 году, они иллюстрирует тексты из Ветхого Завета и эпизоды Рождества.
В период с 1970 по 1987 год были созданы окна в криптах, северном нефе, верхнего света центрального нефа и восточный хор. Это простые серые окна, гармонично вписывающиеся в старые стены. Единственное живописное изображение апостола Петра находится в верхнем окне западной галереи.
Улица Зёгештрассе в Бремене
Еще один простой путь попасть со стороны вокзала к центру Старого города Бремена – улица Зёгештрассе (Sögestraße). Сегодня Зёгештрассе главная торговая улица Бремена. Впервые она упоминается в 1261 году, правда под другим названием.
Наряду с Лангенштрассе и Обернштрассе улица была одной из первых главных улиц средневекового Бремена. На углу улиц Зёгештрассе и Обернштрассе располагалась первая известная ратуша Бремена.
Улица получила свое название от слова Sögen, что на нижненемецком означает «свиньи», поскольку в Средние века здесь, вероятно, было много свинарников. Северный конец улицы упирался в специальные ворота для скота в городской стене, через которые стада свиней выводились на общественное пастбище.
Где-то в этом месте сегодня туриста встречает популярный бронзовый памятник свинье «Свинопас и его стадо (Schweinehirt und seine Herde)» скульптора Петера Лемана. Он был создан в 1974 году и с тех пор отмечает вход в пешеходную зону в центре Бремена.
Памятник, изображающий свинопаса, его собаку и стадо из пяти свиней и четырех поросят, был изготовлен из бронзы. Финансировали создание коммерсанты с Зёгештрассе.
Пастухи, овчарки и свиньи являются частью истории Зёгештрассе и старого города Бремена. Памятник быстро стал торговой маркой Зёгештрассе, что, вероятно, полностью соответствовало желаниям местных торговцев.
Также с 1974 года, когда были установлены свинки, большая часть Зёгештрассе была полностью перепланирована (проведены канализационные работы, новое мощение, превращение в пешеходную зону).
С тех пор этот участок Зёгештрассе считается первой улицей Бремена, свободной от автомобилей. Дети и подростки (и не только) используют бронзовых свиней в качестве ездовых животных для игр.
Также среди бременцев и гостей города стало обычной практикой встречаться «у свиней» и использовать их в качестве мест для сидения.
