2008.01.05-3 Центр Хельсинки, Финляндия – Сенатская площадь и Кафедральный Собор
Мы снова в Хельсинки, продолжим прогулку по центру финской Столицы. В этот раз выйдем к Сенатской площади с памятником русскому императору Александру II. А также полюбуемся на величественный Кафедральный собор Хельсинки, главную церковь Финляндии. А все вместе – один из символов города и популярнейшее у туристов место.
О начале прогулок по Хельсинки во время первой поездки в столицу Финляндии в первых числах января 2008 года я немного рассказал в материалах раздела «2008.01 Хельсинки-Стокгольм», предыдущая статья «Центр Хельсинки, Финляндия – Кауппатори и Эспланада».
Если же с Кауппатори не идти на Эспланаду, а где-нибудь у русалочки или чуть раньше уйти вглубь квартала, то окажешься на Сенатской площади и у Кафедрального собора Хельсинки.
Сенатская площадь в Хельсинки
Сенатская площадь (Senaatintori) большая площадь перед главным фасадом Кафедрального собора Хельсинки, является самым известным символом столицы Финляндии и одним из самых популярных туристических мест города.
Кроме собора на площадь смотрят окна Дворца правительства и Главного корпуса Хельсинкского университета. Рядом одно из самых старых зданий города - Дом Седерхольма, датируемый 1757 годом. В центре Сенатской площади находится статуя российского императора Александра II.
Сенатская площадь была создана в первой половине XIX-го века при кардинальной перестройке центра Хельсинки и проектировании монументального «имперского центра» столицы Великого герцогства Финляндского.
Инициаторы проекта - Юхан Эренстрем (Johan Albrecht Ehrenström, 1762-1847 гг) как председатель комитета по градостроительству и Карл Энгель (Carl Ludvig Engel, 1778-1840 гг) финляндский архитектор немецкого происхождения.
Ранее, в шведские времена, на этом месте была Большая Рыночная площадь, окруженная городскими общественными зданиями, среди которых были Ратуша, школа и главное управление полиции. На прилегающих улицах, в первую очередь Сууркату (ныне Алексантеринкату), располагались дома самых богатых горожан. К западу от рыночной площади находилась городская церковь и кладбище.
После того, как Хельсинки стал столицей Великого княжества Финляндского в 1812 году, городу понадобились архитектурные преобразования. Во главе работ встали Юхан Эренстрем и Карл Энгель. Центральным элементом нового Хельсинки стала Сенатская площадь как представительное пространство.
При проектировании новой площади Эренстрем был вдохновлен неоклассическими площадями европейских столиц, в первую очередь образом площади Густава Адольфа II в Стокгольме. Эренстрем был сторонником подчеркивания симметрии, что и пытался воплотить в облике Сенатской площади Хельсинки.
Первоначальный план Эренстрема предусматривал сохранение старой ратуши в её северо-восточном углу и главной лютеранской церкви на скале к северу от старого рынка. План предполагал размещение здания Сената на восточной стороне площади и дворца генерал-губернатора на западной. Старые дома буржуа на южной стороне должны быть реконструированы в неоклассическом стиле площади.
Однако с самого начала строительства на Сенатской площади привело к фактическому разрушению старого центра города. К 1827 году были снесены все старые общественные здания и церкви, закрыто и частично перенесено кладбище. Не удалось сохранить и Ратушу, она была снесена в конце 1830-х годов, как только городская администрация переехала на новое место.
Первая работа Энгеля на Сенатской площади состояла в реконструкции Дома Бока на её южной стороне для целей временного дворца губернатора 1816-1819 годах.
Следующим между 1818 и 1820 годами стало здание Сената. Это было первое из трех монументальных зданий, спланированных для площади, и определивших окончательный её архитектурный облик.
В 1828 году из Турку в Хельсинки был переведен Университет. Западная сторона Сенатской площади, изначально зарезервированная для дворца генерал-губернатора, была отдана новому зданию Университета. Генерал-губернатор остался в Доме Бока
Строительство главного здания Университета было завершено в 1832 году, и в соответствии с правилами симметрии Эренстрема, его фасад был идентичен фасаду Сената напротив. Университетская библиотека была пристроена к основному зданию Университета с северной стороны площади в 1840 году.
Лестница перед собором и памятник Александру II
Последним из зданий определяющих современный облик Сенатской площади был построен Кафедральный собор Хельсинки. Он занимает северную сторону площади, находясь на значительном возвышении. Энгель проектировал элегантную и простую церковь, однако после начала строительства её вид сильно изменился.
В противоречие планам Эрнстрема и Энгеля была сооружена монументальная лестница, спускающаяся от собора на Сенатскую площадь, что привело к сносу нескольких зданий с этой стороны. Это не позволило оформить Сенатскую площадь как замкнутое со всех сторон домами пространство.
Не знаю, что получилось бы при этом раскладе, но существующий вид Сенатской площади с возвышающимся над ней Кафедральным собором Хельсинки смотрится вполне достойно и делает её не похожей на центральные площади других городов.
Кстати лестница, спускающаяся от Кафедрального собора Хельсинки к Сенатской площади или поднимающаяся, как кому нравится, одно из популярных мест так называемой «ночи непослушания». Название вольное, навеянное поведением финнов в последнюю ночь апреля.
Мы как-то случайно оказались в одну такую ночь в Хельсинки. Не зная всей истории подобных ночей, отмечу лишь то что бросилось в глаза. Главное её отличие от других дней и ночей Финляндии – возможность свободно и открыто пить алкоголь, а кроме того ещё и мусорить.
В результате мы наблюдали как буквально все ступени монументальной лестницы к Кафедральному собору Хельсинки оказались уставлены пустыми пивными бутылками. Правда ненадолго. Появляются специальные люди с сумками типа клетчатых челночных. Говорят, они по результатам этой ночи поднимаю на бутылках до трех тысяч евро.
Кроме бутылок финны позволяют себе в эту ночь и следующий день лежать на травке газонов, оставлять везде другой мусор и рисовать на стенах. Но самое интересное, что на утро следующего за разгулом дня не остается никаких следов. И если с мусором и бутылками все понятно, коммунальные службы Хельсинки и энтузиасты работают исправно, то как исчезают надписи со стен домов остается загадкой.
Еще одна примета ночи и дня разгула – особая одежда в которой ходят многие финны. Опять же это только догадка, но похоже эта ночь связана со студенческими делами. Одежда, а это пиджаки и головные уборы, а также значки, кокарды и нашивки, как-то связаны с некими студенческими братствами. Вобщем было забавно наблюдать за всеми этими делами.
Практически в центре Сенатской площади установлен памятник русскому императору Александру II, по совместительству великому князю Финляндскому. Памятник создан финскими скульпторами и открыт в 1894 году, в память о восстановлении императором Александром II финского парламентаризма.
Император изображен в форме финского гвардейского офицера. У подножия пьедестала разместились фигуры, которые олицетворяют «Закон», «Мир», «Просвещение» и «Труд».
Кафедральный собор Хельсинки
Поднимаемся по лестнице от Сенатской площади к Кафедральному собору Хельсинки (Helsingin tuomiokirkko). Собор был освящен в честь Святого Николая и является одним из десяти соборов Евангелическо-лютеранской церкви в Финляндии. Это главная церковь епархии Хельсинки и Кафедральный собор Хельсинки.
Лютеранство основная религия Финляндии, в приверженности именно ей признаются порядка 70-80% населения страны. Лютеранская церковь - это христианская, протестантская церковь, корни которой лежат в движении за реформу католической церкви в Германии в начале XVI-го века, которую возглавил богослов Мартин Лютер (Martin Luther).
Лютеранство пришло в Финляндию благодаря финнам, обучающимся в Германии. Самый известный из них - Микаэль Агрикола (Mikael Agricola, 1510–1557), финский гуманист шведского происхождения, известный деятель Реформации. Агрикола сделал первый перевод Библии на финский язык, также он считается «отцом» финской литературы.
Религиозная система Финляндии настолько открыта людям, что проповеди и программы богослужения в Кафедральном соборе Хельсинки переводятся на несколько языков, так что они доступны не владеющим финским языком.
Архитектура и история Кафедрального собора Хельсинки.
Первый проект Кафедрального собора Хельсинки появился в 1818 году, отсюда в ее названии имя русского царя Николая I, разумеется в контексте Святого Николая. Кафедральный собор Хельсинки был построен по проекту Карла Людвига Энгеля в 1830—1852 годах. В своем облике собор имеет общие черты со строящимся в это же время в Петербурге Исаакиевским собором.
Здание Кафедрального собора Хельсинки в стиле неоклассицизма стало частью, так называемого «имперского центра» столицы Великого герцогства Финляндского. В процессе работ была снесена церковь Ульрика Элеонора 1727 года. На память о ней в центральной башне Кафедрального собора Хельсинки остался большой колокол.
В плане Кафедральный собор Хельсинки имеет форму равноправного креста. С каждой стороны креста - треугольные портики, поддерживаемые шестью коринфскими колоннами каждый. Наружные стены собора украшены рельефами со сценами из жизни Христа и его сподвижников.
Центральный купол собора поднимается более чем на восемьдесят метров над уровнем моря. Четыре башенки с куполами в местах крестообразного соединения здания были добавлены облику Кафедрального собора Хельсинки уже после смерти Энгеля.
Тогда же были построены два отдельных здания, перевод с официального сайта дает им наименование «террасные павильоны», по бокам высокой лестницы со стороны главного входа. Если не ошибаюсь, в них находятся внешние часовни.
Фигуры двенадцати апостолов установленные на крыше образуют одну из крупнейших в мире коллекций скульптур подобной тематики. Скульптуры апостолов также появились после смерти главного архитектора собора Энгеля.
Комитет по строительству церкви решил, что между центральной башней церкви и порталами чего-то не хватает. Двенадцать фигур, установленных по три на каждый портал, исправили эту ситуацию. Аналогичную расстановку фигур на крышах храмов использовали древние античные архитекторы и более поздние ренессансные.
Фигуры апостолов были заказаны в Берлине известному в то время скульптору, но он сделал только четыре. Остальные статуи были созданы несколькими молодым берлинским скульпторами и доставлены в Хельсинки в три этапа в течение 1847-48 годов, а установлены в 1850 году.
Внутри Кафедрального собора Хельсинки.
Внутри Кафедрального собора Хельсинки, в большом Соборном зале могут разместиться 1300 человек. Службы проводятся каждый день недели, кроме обычных церковных служб, в соборе проводятся специальные богослужения, посвященные празднованию Дня Независимости, а также по поводу открытия и закрытия парламента.
Соборный зал Кафедрального собора Хельсинки украшают статуи реформатора Марти Лютера и его последователей Филиппа Меланхтона и Микаэля Агриколы. Они напоминают гостям об истории лютеранской церкви вообще и Финляндии в частности.
Музыка является неотъемлемой частью богослужений Кафедрального собора Хельсинки. Эту сторону обеспечивает орган, обеспечивающий музыкальное сопровождение церковных гимнов и литургий. Первый орган собора был создан в Германии в 1847 году и установлен в 1850-м, второй в Дании в 1967-м, новый в Швеции в 2006-м.
Алтарь находится в передней части Кафедрального собора Хельсинки, со стороны хора. На алтаре изображение сцены погребения Иисуса. Картина была написана придворным художником в Санкт-Петербурге и подарена собору царем Николаем I. По бокам алтаря - фигуры ангелов.
Кафедральный собор Хельсинки доступен не только по прямому назначению, т.е. для молитв верующих, но также для изучения самой церкви каждый день с 9:00 до 18:00, а летом до 21:00, с учетом чисто церковных мероприятий прихода.
Под зданием Кафедрального собора Хельсинки находится склеп. Более ста лет склеп, а точнее просто подвал внутри фундамента собора практически не использовался. Здесь располагается хранилище церковного отопительного оборудования, склад дров.
Склеп был отремонтирован в 1972-73 годах, затем еще раз в 1996-1998 годах во время масштабной реконструкции собора. Здесь было установлено новое алтарное устройство и места для проведения выставок алтарной живописи, церковного облачения и т.д., здесь проводятся встречи членов конгрегации, концерты, летом действует кафе.