2019-09-25-2: Прага бывший Монастырь святой Анежки Чешской
Продолжаем прогулку предпоследнего дня в Праге в сентябре 2019 года. Пройдемся по улице Градебни в сторону набережной Влтавы, осмотрим архитектуру здания Министерства промышленности и торговли Чешской республики и посетим бывший монастырь святой Агнессы, ныне выставочную площадку Национальной галереи.
В целом, этот день был посвящен прогулке в северной части центрального района Праги, той что находится между Влтавой и Староместской площадью. Начали мы с площади Республики, продолжаем набережной Дворжака.
Улица Hradební
С улицы Революции по улице Долгой сворачиваем в глубь Старого города и попадаем на небольшую улочку Hradební. Затрудняюсь перевести это слово с чешского, а в статье википедии, посвященной улице сказано, что названа она в честь старых городских стен, построенных при чешском короле Вацлавом I на исходе первой трети XIII века. Название используется с середины XIX века.
Это обычная, с учетом того что находится в Праге, городская улица. Узкая, пешеходам приходится делить ее с машинами. Под ногами и колесами брусчатка, по сторонам средневысотные дома в стиле «функционализма».
Функционализм - архитектурное направление, активизировавшееся в 20-х годах XX века. Его особенность - строительство домов в соответствии с их назначением (функцией). В 1920-х и 1930-х годах функционализм стал ведущим архитектурным стилем в Чехословакии, а местные архитеторы одними из лучших в Европе.
Интересно как один из ведущих архитекторов стиля француз Ле Корбюзье сформулировал основные «Пять пунктов современной архитектуры функционализма», ставшие знаменитыми. Его пять тезисов фактически суммируют основные преимущества технологии того времени:
- Опоры: стройте дома на опорах, освобождая нижний этаж для зелени и свободного передвижения.
- Сады на крышах: технология плоских крыш позволяет строить садовые крыши, что компенсирует потерю зелени под домом.
- Свободный план этажа: опоры и вертикальные несущие колонны выдерживают усилия всех этажей, что позволяет свободно разделять пространство ненесущими перегородками.
- Сплошные окна: система колонн позволяет направлять длинные окна между колоннами.
- Свободный фасад: консольные потолки освобождают фасад для оконных решений без прямого соединения с внутренним разделением.
В конце улицы (Hradební, 16/ Revoluční, 25) находится функциональное здание дворца Меркур (Palác Merkur), главным фасадом обращенное на улицу Революции. Дом построен в 1934-1936 годах по проекту архитектора Ярослава Фрагнера.
Дом был назван по имени тогдашней ведущей страховой компании Первой республики, имеет восемь этажей. Сейчас здесь располагаются офисы администрации. Согласно первоначальному плану развития района, на другой стороне улицы Революции должно было быть построено также функциональное здание аналогичного характера, чтобы создать символические ворота в город, но этот план так и не был реализован.
Здание Министерства промышленности и торговли
Неплохо смотрится здание Министерства промышленности и торговли Чешской республики, находящееся на набережной Влтавы и хорошо видимое в створе улицы Hradební.
При первом рассмотрении было полное ощущение, что это дворец со столетней или более ранней историей, смотрится оно не хуже того же Рудольфинума. Оказалось, нет, это одно из трех представительных государственных зданий, построенных чехословацким правительством уже после регулирования течения Влтавы в рамках реконструкции набережной.
Для строительства здания использовались очень запущенные в то время земельные участки, которые долгое время пустовали. Строительство началось в 1928 году, завершить планировали в 1931-м, но по факту окончательная приемка состоялась в 1934 году.
Автором проекта строительства дворца для этого Министерства был Йозеф Фанта, один из важнейших чешских архитекторов, профессор архитектурного дизайна и истории средневековой и раннехристианской архитектуры. Он выиграл публичный конкурс, в котором приняли участие шесть архитекторов.
Здание построено прямоугольным в плане размером 107 х 49 метров. Несущие стены и каменные фасады из местных гранита и песчаника. Это не обычная облицовка, блоки из гранита и песчаника имеют толщину 25-35 сантиметров и соединены кирпичной стеной.
Главный фасад с главным входом, обращены на север к реке Влтаве. Он заканчивается с обеих сторон четырехугольными башнями, а по центральной оси разделен ризалитом, который включает в себя высокий цокольный этаж и два этажа основных представительских залов и завершается чердаком балюстрады с круглыми окнами и фигурными скульптурами на крыше, символизирующими промышленность, торговлю и ремесла.
Над ним возвышается башня с полусферическим куполом, половину площади которого это стекло. По бокам башни массивные пилоны с закругленными вершинами, на них изображены рельефы, в том числе герб Чехословацкой Республики.
На западной стороне здания изначально находился вход в Патентное ведомство. Над ним, на уровне первого этажа, находится балкон, перила которого состоят из колонн с четырьмя скульптурами в натуральную величину, символизирующими математику, физику, химию и инженерное дело.
С южного фасада входы в два закрытых двора, выделенных порталами со статуями. Центральная часть восточного фасада над колоннами выделена фигурными аллегорическими скульптурами Предпринимательства, Изобретательности, Настойчивости и Правдивости.
Всего в украшении здания участвуют более ста двадцати статуй, имеются сграффито, рельефные украшения, металлические решетки и другие декоративные элементы, над ними работали четырнадцать художников и скульпторов.
Тем не менее, в отличие от зданий, занимаемых большинства других министерств Первой республики, это не является памятником культуры. После Второй мировой войны здание претерпело четыре масштабных перестройки интерьера, но сохранило свой стильный облик и многие оригинальные элементы внутренней отделки.
Монастырь святой Агнессы немного истории
От здания Министерства … ноги несут дальше, глаза ориентируются на привычные для Праги готические архитектурные обводы церкви Святого Спасителя, когда-то принадлежащей монастырю Святой Агнессы (Anežský klášter).
Монастырь Святой Агнессы, также называемый «На Франтишку», по названию улицы идущей вдоль набережной Влтавы. Монастырь принадлежал сразу двум монашеским орденам – женскому Бедных Клариссинок и мужскому Малых Братьев францисканцев и был основан Анежкой (Агнессой) из рода Пршемысловичей, которая была его первой настоятельницей.
Точная дата основания монастыря неизвестна, вероятная 1231 год, когда Вацлав I подарил будующему монастырю землю на правом берегу Влтавы.
Анежка Пршемысловна, младшая дочь чешского короля Пршемысла Отакара I, с детства отличалась набожностью и познакомилась с традициями ордена цистерцианцев в Вене, находясь при дворе австрийских Бабенбергов в качестве невесты сына немецкого императора.
Там что-то не сложилось и после смерти отца она воспользовалась возможностью принять монашеский обет. Строительство монастыря шло относительно быстро, известно, что уже в 1234 году монастырь был освящен.
В 1282 году Агнесса умерла, и в последствии была канонизирована. Похоронена в каменном саркофаге с надгробием по французскому образцу у подножия триумфальных ворот напротив входа из ее частной оратории.
В последующие годы, без поддержки представителей королевской семьи монастырь быстро терял свою значимость. Во время правления Карла IV и связанного с ним расцвета города и страны в целом была произведена реконструкция и монастыря святой Агнессы.
Монастырь пережил гуситские войны, служил базой для монахов других орденов, но постпенно приходил в упадок. Наконец в 1782 году монастырь попал под горячую руку церковной реформы императора Иосифа II, орден был распущен, постройки и земля были проданы. Новые владельцы размещали здесь жилые дома, склады и мастерские.
Попытка исторической реставрации проводились в период возрождения чешского национального самосознания во второй половине XIX века и в период Первой республики. Но лишь в 1963 году после передачи территории бывшего монастыря Национальной галереи, была произведена полноценная реставрация.
С 1978 года монастырь является национальным культурным памятником и находится под эгидой Национальной галереи , в которой первоначально экспонировалось чешское искусство XIX-XX веков. Сегодня здесь находится постоянная выставка средневекового искусства Чехии и Центральной Европы и временные выставки различной тематики.
Общая архитектура монастыря святой Агнессы
На архитектуру монастыря Святой Агнессы очевидно повлияли два обстоятельства. Во-первых, его основательница была из королевской семьи, имела политическое влияние и возможности финансирования.
Во-вторых, она сама выросла в монастырях, так что у нее была возможность близко познакомиться с этим образом жизни, а также знать контекст практического использования зданий. Благодаря этому с самого начала был создан монастырь как красивый архитектурно, так и удобный для использования.
К тому же он был основан в уже сложившейся структуре Старого города, во время процветания, экономического и культурного подъема Чешского государства и зарождения готической культуры в Чехии.
Взаимная композиция монастырских построек говорит о влиянии цистерцианской бургундской архитектуры, которая была широко распространена в Центральной Европе до середины XIII века. И все это дополнено множеством элементов позднего романского и готического стилей.
Постоянная экспозиция Национальной галереи в монастыре
Как уже говорил внутри бывших помещений монастыря находится постоянная экспозиция Национальной галереи, а также быт и особенности монастырской жизни.
Постоянная выставка Национальной галлереи Праги представляет собой хронологический обзор наиболее важных сохранившихся произведений чешской скульптуры и панно со времен последних Пршемысловичей (1200–1310) до периода высокой готики времен Карла IV и Вацлава IV, гуситский период, период ягеллонской готики до середины XVI века и правление Фердинанда I Габсбургского.
Скульптуры и картины дополняют некоторые произведения средневековых ремесел, такие как реликварии, монстранции и вышивки, а также витражи, графические листы и работы избранных авторов из Рейнской области и Саксонии.
Там, где была монастырская кухня сегодня помещение кассы, на противоположной, восточной стороне монастыря трапезная, капитул и лестница на следующий уровень, где располагались жилые помещения монахов.
Самая старая часть монастыря святой Агнессы – каменная церковь святого Франциска
Самая старая часть монастыря святой Агнессы – каменная церковь святого Франциска, сегодня это только стены. В свое время церковь имела нетрадиционную асимметричную планировку двухнефной церкви. Главный неф и примыкающий южный неф, а с северной стороны церковь была расположена вплотную к зданию монастыря. С этой стороны в церковь напрямую попадали сестры.
Продольный пресвитерий с двумя готическими сводами и пятиугольным концом был пристроен к восточной части главного нефа церкви. По уставу ордена он был доступен только братьям, поэтому южная стена, где нетипично был поставлен алтарь, была пристроена к мужскому монастырю.
В отличие от церкви, двухэтажное основное здание монастыря было построено из кирпича. Зал капитула, как главное представительное помещение, квадратное в плане, имеет нетрадиционно плоский деревянный потолок.
Также здесь есть интересное, как сказали бы сегодня «многофункциональное» помещение. Отдельно как трапезная и скрипторий, а при необходимости как целое помещение, например, для общего сбора. Зал разделен двумя полукруглыми поперечными поясами, поддерживаемыми центральной колонной, на два квадратных поля, каждое из которых было доступно через собственный портал в западной стене.
К северной стене пресвитерия церкви пристроен двухэтажный жилой дом, позже перестроенный в часовню Девы Марии. Далее, ещё севернее находилась частная часовня Агнессы, а наверху - ее собственное жилище.
В Церкви Святого Спасителя, возвышающейся над другими постройками монастыря, располагался пантеон Пршемысловичей, выделявшийся своей значимостью и архитектурным качеством. Это работа французского мастера, имя которого осталось неизвестным.
Посвящение церкви Христу Спасителю, подчеркивает стремление Пршемысловичей опираться на наследие времен Константина и Каролингов и, таким образом, поддерживать могущество своей семьи. Изображение монарха на входных воротах, напротив алтаря, на одном уровне с Христом, или в сооружении склепа, расположенного под алтарем, также связано с каролингским периодом.
Кроме того, здесь мы можем найти символ воскресения Христа, пятиконечную звезду в узоре окна в конце церкви или пятилепестковую лилию под портретом Агнессы. Все пространство церкви было расписано фресками христологического цикла, от которых сохранились лишь фрагменты. Решетки оконных накладок, фон головок и болтов изначально были полихромными, опять же символически - красного цвета.
Во дворе монастыря чехи не смогли обойтись без большущей ложки дегтя. Здесь представлена очередная порция так называемого «современного» искусства, объекты как бессмысленные, так и безобразные.