2019-09-21 -3: Прага Старе Место — перед Карловым мостом.
В продолжение нашей прогулки по Праге прекрасным осенним солнечным днем 21 сентября 2019 года отправимся на маленькую Кржижовницкую площадь перед Карловым мостом. Фасадами на площадь обращены Базилика Святого Франциска Ассизского и Церковь Святого Спасителя. Здесь же вход в музей Карлова Моста.
Побывав у Рудолфинума и пройдясь набережной от Манесова моста к Карлову (статья «Прага улица Кржижовницка и около Рудольфиниума»), мы возвращаемся на Кржижовницку улицу, а по ней на одноименную площадь.
Кржижовницка площадь в Праге.
Кржижовницка площадь (Křižovnické náměstí) это небольшой пятачок перед Староместской мостовой башней Карлова моста, часть Королевского пути. Это одна из самых маленьких площадей в Праге, но также и одно из самых посещаемых мест города.
Здесь пересекаются потоки туристов, идущих по Карловой улице к Карлову мосту и в обратном направлении и интенсивное движение общественного и обычного транспорта по набережной Влтавы.
В средние века здесь протекала протока реки Влтава, которая отделяла остров Кржижовницкий. И улица, и площадь, и остров названы в честь монастыря с названием из множества слов, среди которых есть и «крест», křiž по-чешски.
Кроме монастыря к Кржижовницкой площади обращены фасады Базилики Святого Франциска Ассизского и Церкви Святого Спасителя. О них, как и о монастыре речь пойдет ниже.
Нынешний вид площади сложился в 1848-51 годах, когда она была увеличена за счет овода протоки и был установлен памятник императору и самому чтимому в Чехии королю Карлу IV. Статуя в неоготическом стиле изготовлен по заказу главы ордена розенкрейцеров дрезденским скульптором. Установка была приурочена к 500-летию основания Карлова университета.
Еще одним объектом важным для Кржижовницкой площади был пункт сбора пошлины за проезд по Карлову мосту. Его символом была колонна, оплетенная виноградной лозой с фигурой Святого Вацлава в доспехах на вершине. Колонна сохранилась, она перенесена на северо-восточную сторону площади к стене здания Базилики Святого Франциска Ассизского.
Базилика Святого Франциска Ассизского в Праге.
Церковь Святого Франциска Ассизского (Kostel svatého Františka z Assisi), также известная как Церковь Креста, является монастырской церковью соседнего монастыря Креста с Красной звездой. Главная примета церкви - большой зеленый купол.
История церкви восходит к Святой Агнессе Богемской. По ее инициативе было начато строительство первой церкви в 1252 году, после основания Ордена Креста с Красной Звездою, а также госпиталя Святого Духа. Первая церковь была ориентирована на реку и посвящена Святому Духу.
XVI и XVII века время расцвета ордена. На месте первоначальной готической церкви в 1679 - 1685 годах был построен и в 1688 году освящен новый храм в стиле барокко, под руководством известных итальянских архитекторов.
Здание церкви 10х12,5 м в поперечнике имеет пятиугольное завершение и пресвитерию на восточной стороне. Главный, южный фасад разделен римскими пилястрами, имеет вогнутости в тех местах, где предполагаются углы. На фронтоне и в нишах по фасаду установлены статуи святых.
Внутри базилика имеет большое центральное пространство под высоким куполом. Помещение со стороны входа, противоположная зона алтаря и две боковых часовни образуют внутреннее крестообразное расположение церкви.
Внутри базилики множество фресок, выделяется фреска с изображением сцен Страшного Суда на куполе. Также внутри базилики множество скульптур. Главный алтарь со сценами из жизни Святого Франциска, Святого Креста и Успения Девы Марии. Над дверью ризницы висит небольшая картина кисти художника Эль Греко.
В подвале под церковью находится еще одна, так называемая нижняя церковь, которая образовалась из сохранившихся помещений оригинальной средневековой церкви. Здесь расположены надгробия известных деятелей ордена.
Монастырь Креста с Красной Звездою в Праге.
Монастырь имеет название «Klášter či konvent křižovníků s červenou hvězdou», что в переводе на русский вероятно означает «Монастырь крестоносцев с красною звездою».
Орден «Крестоносцев Красной Звезды», полное латинское название которого «Ordo militaris Crucigerorum cum rubea stella in pede pontis Pragensis» (коротко O.Cr. ), также включает слова «… у подножья Пражского Моста» представляет собой уникальный мужской орден чешского происхождения.
Орден возник из братства госпитальеров, которое в 1233 году основала Агнесса Пржемысловна (1211-1282 гг), дочь короля Пржемысла Отакара I, позже Святая Агнесса Богемская, считающаяся одним из самых благородных персонажей чешской истории.
Кстати термин госпиталь, произошедший от латинского «hospes», что значит «гость», «путешественник» или «иностранец». Поэтому изначально госпиталь это была не только больница, но и место, где могли позаботится о путешественниках, людях без крыши над головой, бедных или преследуемых.
Именно по просьбе Агнессы в 1237 году папа Григорий IX повысил статус пражских госпитальеров до ордена со своим монастырем. К красному кресту, символу христианской благотворительности, в 1252 году добавилась красная шестиконечная звезда.
Монастырское одеяние крестоносцев стало состоять из черной сутаны, украшенной двумя белыми язычками на воротнике (такие носило и светское духовенство) и восьмигранным красным крестом с шестиконечной красной звездой под ним.
По прежнему это единственный монастырский орден чешского происхождения и единственный мужской орден, который основала женщина.
Строительство монастыря началось в мае 1252 года, а буквально через год орден уже въехал в новую резиденцию и начал работать госпиталь. Завершение строительство состоялось при короле Вацлаве II, который предоставил ордену право собирать пошлину за проезд по Пражскому Мосту (тогда мосту Юдит). А также возложил обязанность следить за состоянием моста и осуществлять его ремонт.
В 1378 году в монастыре был большой пожар, во время гуситских войн рыцари смогли отстоять монастырь, но здания были сильно повреждены, тем не менее каждый раз орден находил средства и возможности для восстановления.
Сильнее всего монастырь пострадал во время тридцатилетней войны. Во время шведской осады Старого города в 1648 году интенсивные бои происходили на Карловом мосту у Староместских мостовых ворот.
В 1663 году было начато восстановление и реконструкция в стиле барокко, в том числе строительство новой церкви. Комплекс зданий монастыря стал одной из первых барочных монашеских резиденций в Чешском королевстве. Архитектор итальянец Карло Лураго, много строивший в Чехии (в Праге - Климентинум и церковь Святого Спасителя).
Монастырь был известен своей библиотекой. Сохранившейся несмотря на урон, нанесенный пожарами и войнами. Во время последней масштабной реконструкции монастыря в начале XX-го века под книгохранилище было отведено трехэтажное внутреннее крыло. К началу Второй Мировой Войны библиотека насчитывала около 50 000 томов, в том числе 200 рукописей и 341 инкунабулу.
Самой ценной рукописью, несомненно, является латинский Бривиарий Великого Магистра Льва, написанный и освещенный им самим на пергаменте, датируемом 1352-1362 годами. Самая старая книга «Ars vitæ contemplativæ», напечатанная в Нюрнберге в 1473 году.
Церковь Святого Спасителя в Праге.
Пропустим трамвай и перейдем трамвайные пути, чтобы заглянуть в Церковь Святого Спасителя (Kostel Nejsvětějšího Salvátora). Это бывший храм ордена иезуитов, крупнейшего в Праге и главного в Чехии (Богемии), когда-то располагавшемся в Клементинуме. Это еще один, считающийся одним из самых ценных, памятник раннего барокко в Праге.
Современная церковь была построена на фундаменте готической доминиканской церкви Святого Климента. Начало строительства XVI век, имена первых архитекторов история не сохранила. К завершению строительства также приложил руку Карло Лураго.
Фронтон и галерея церкви украшены 14 статуями святых, созданными скульптором Яном Иржи Бендлом в 1655–1660 годах. Он также автор фигурных мотивов лепного украшения купола, датируемого 1648–1649 годами.
Иисус Христос и четыре евангелиста (Лука, Иоанн, Марк и Матфей) расположились над тимпаном в верхней части фасада. Ниже и по бокам иезуитские святые Игнатий Лойола и Франциск Ксавьерский.
Богоматерь Иммакулата (Непорочное зачатие Девы Марии, изображается парящей в небесах на полумесяце) установлена в нише в центре фасада. Отцы церкви, святые Климент, Василий Великий, Августин, Григорий, Амвросий и Иероним расположились на балюстраде.
Время немилосердно к песчанику, из которого созданы фигуры, поэтому некоторые из них в 90-х годах заменены копиями. Оригиналы хранятся в хранилище Лапидариума Национального музея.
Пол церкви Святого Спасителя вымощен мрамором и был уложен в 1660 году, как подарок от богатой прихожанки.
В церкви Святого Спасителя семь алтарей. Главный алтарь украшен росписью Преображения Господня (1632 год) местного автора, который взял за образец один из алтарей расписанных Рафаэлем.
Боковой алтарь с образом Святого Игнатия Лойолы был подарен церкви папским посланником Спинелли в первом десятилетии XVII-го века. Боковой алтарь с образом Святого Франциска Ксавьерского в 1646 году был приобретен Штернберками.
Другие алтари - Алтарь св. Алоис Гонзага под куполом, Алтарь Скорби, расписан чешским художником Иосифо Хелличем (1807-1880), известным автором религиозных полотен, Алтарь Святого Станислава Костки, Алтарь Святого Яна Непомуцкого, также расписанный Хелличем.
В церкви Святого Спасителя находится ряд надгробий. Имена, выбитые на плитах, вероятно достойны того, но нам ничего не скажут. Разве что Франтишек из Штернберка, представитель известной фамилии и даритель одного из боковых алтарей.
Отдельно в склепе, место которого обозначает полустертый камень под куполом церкви, находятся захоронения знатных иезуитов. Церковь Святого Спасителя, помимо прочено является церковью для студентов, преподавателей и работников пражских университетов и членов их семей.
Музей Карлова моста в Праге.
Вход в Музей Карлова моста (Muzeum Karlova mostu) находится рядом с Церковью Святого Франциска Ассизского. Музей расположен в помещениях самой старой части Монастыря Креста. Это молодой музей, он был основан в 2007 году.
Первоначально музей задумывался как экспозиция мостостроения, но постепенно она расширялась и стала включать экспонаты из истории строительства Карлова Моста, его предшественника романского моста Юдит (Juditin most) и ордена Крестоносцев с Красной Звездою.
Карлову Мосту и скульптурам на нем на нашем сайте посвящена целая статья «Карлов мост, Прага, Чехия. Немного из архитектуры и истории». А вот про его предшественника напишу сейчас.
Мост Юдит или Юдифи строился в 1159-1172 годах, был частично разрушен наводнением 1342 года, но простоял параллельно с Карловым мостом, по меньшей мере, до времени окончания его строительства. Скорее всего, мост потому так назван, что за его строительством лично присматривала королева Юдифь, вторая жена Владислава I.
Мост Юдифи, вероятно, был первым полностью каменным арочным мостом в Европе на север от Альп. Он был построен в классических римских пропорциях, состоял из двадцати пролетов, решенных в римском делении, т.е. с расширяющимися арками по направлению к центру реки. Из этого можно сделать вывод, что архитектор и строители были выходцами из Италии.
Часть экспозиции музея Карлова моста посвящена технологиям строительства применяемых в Средневековье, здесь представлено большое количество строительных инструментов и механизмов. Выставка сопровождается историческими гравюрами с изображениями старой Праги и Карлова моста с XVII по XX века.
Множество экспонатов музея посвящены скульптурному убранству Карлова моста и в первую очередь святому Яну Непомуцкому. Музей Карлова моста и его экспонаты участвуют в одном из самых важных культурных событий в Праге - фестиваля-праздника Navalis, в честь этого святого. Ежегодно фестиваль посещают порядка десяти тысяч зрителей.
Карлов Мост неразрывно связан с именем Яна Непомуцкого. В марте 1393 года от Рождества Христова глубокие воды Влтавы поглотили его бездыханное тело, сброшенное с моста. Через 290 лет после трагических событий на мосту была установлена статуя. Это памятник не святому или ангелу, но великомученику, который не раскрыл тайну исповеди. В 1729 году Ян Непомуцкий был канонизирован.