2023.05.03-2: Дрезден – парковка, опера и Хофкирхе
Наконец о Дрездене. В статье о самом начале прогулки — парковка Semperoper, рядом со зданием Дрезденской оперы, полюбуемся и самой оперой, сфотографируемся под хвостом бронзового коня короля Иоганна и зайдем в историческую католическую придворную церковь.
Вот и пришло время прогулок по Дрездену. Столица Саксонии была изначальной целью нашей майской поездки на машине в Германию. Просто по пути вдруг обнаружилось множество интересных мест и к достопримечательностям Дрездена мы прибыли лишь на шестой день и к шестнадцатой заметке.
Парковка Semperoper
Как я уже писал, базировались мы в приятном семейном мини-отеле (пенсионе) в местечке Банневиц. Отель расположен в пятнадцати километрах к западу от центра Дрездена вблизи оживленного шоссе. И изначально мы планировали добираться к достопримечательностям на общественном транспорте.
Но, неожиданно, обнаружили отличное место для машины в самом центре города. Очень рекомендую парковку CONTIPARK Tiefgarage Semperoper (Devrientstraße 1). Она отлично расположена и имеет смешную стоимость (€1.5/час или €6.0/сутки), работает круглосуточно.
Достаточно поставить в навигаторе это название или адрес, и маршрут будет проложенточно ко въезду. Это подземный паркинг с удобным заездом и выездом. Оплата по факту в автоматах. Все три дня прогулок по Дрездену мы ставили здесь машину и по завершении оплачивали шесть евро за все время стоянки.
Опера Земпера в Дрездене
Выходим из подземной парковки на большую и пустынную Бернхард-фон-Линденау-Плац (Bernhard-von-Lindenau-Platz). Затем, направляясь в центр, видим первую достопримечательность – здание Дрезденской государственной оперы, которую также называют Оперой Земпера (Semperoper Dresden).
Великолепное здание в стиле неоренессанс было построено в период с 1871 по 1878 год и назван в честь своего архитектора Готфрида Земпера (Gottfried Semper, 1803 – 1879 гг.). Забавный факт состоит в том, что Земпер строил оперу Дрездена аж два раза.
Первый раз с 1838 по 1841 год им был построен придворный королевский театр. Круглое здание в формах итальянского раннего Возрождения прославилось как один из красивейших европейских театров. 21 сентября 1869 года это здание было полностью уничтожено пожаром.
В 1849 году Готфрид Земпер был вынужден покинуть страну, чем-то, не угодив сильным мира сего и ему было запрещено ступать на саксонскую землю. После разрушения первой оперы Земпера сразу приступили к строительству нового здания, конечно по проекту знаменитого архитектора, но без его личного участия.
Строительством руководил его старший сын Манфред. Торжественное открытие состоялось 2 февраля 1878 года. Это второе здание сильно пострадало в конце Второй мировой войны во время воздушного налета на Дрезден в ночь на 13 февраля 1945 года.
Восстановление затянулось аж на сорок лет, правда к «старому» тщательно восстановленному ренессансному зданию было добавлено и современное как вторая сцена и административное.
Архитектура Земпера ценится как за впечатляющие архитектурные композиции высокой художественной ценности, так и за практичность и функциональность.
Внутрь Оперы Земпера мы не заходили, ограничились осмотром здания снаружи. Самый впечатляющий вид имеет главный фасад, обращенный к Театральной площади (Theaterplatz). На самой вершине над главным порталом расположилась бронзовая квадрига с Дионисом и Ариадной запряженная четверкой пантер.
Западный фасад кулисы украшен саксонским гербом, фигурами «Любовь» и «Справедливость» и бюстом Готфрида Земпера. Рядом с входом установлены статуи Гете и Шиллера, а в боковых нишах фасада — Шекспир, Софокл, Мольер и Эврипид.
000000
Выходим из подземной парковки на большую и пустынную Бернхард-фон-Линденау-Плац (Bernhard-von-Lindenau-Platz). Затем, направляясь в центр, видим первую достопримечательность – здание Дрезденской государственной оперы, которую также называют Оперой Земпера (Semperoper Dresden).
Великолепное здание в стиле неоренессанс было построено в период с 1871 по 1878 год и назван в честь своего архитектора Готфрида Земпера (Gottfried Semper, 1803 – 1879 гг.). Забавный факт состоит в том, что Земпер строил оперу Дрездена аж два раза.
Первый раз с 1838 по 1841 год им был построен придворный королевский театр. Круглое здание в формах итальянского раннего Возрождения прославилось как один из красивейших европейских театров. 21 сентября 1869 года это здание было полностью уничтожено пожаром.
В 1849 году Готфрид Земпер был вынужден покинуть страну, чем-то, не угодив сильным мира сего и ему было запрещено ступать на саксонскую землю. После разрушения первой оперы Земпера сразу приступили к строительству нового здания, конечно по проекту знаменитого архитектора, но без его личного участия.
Строительством руководил его старший сын Манфред. Торжественное открытие состоялось 2 февраля 1878 года. Это второе здание сильно пострадало в конце Второй мировой войны во время воздушного налета на Дрезден в ночь на 13 февраля 1945 года.
Восстановление затянулось аж на сорок лет, правда к «старому» тщательно восстановленному ренессансному зданию было добавлено и современное как вторая сцена и административное.
Архитектура Земпера ценится как за впечатляющие архитектурные композиции высокой художественной ценности, так и за практичность и функциональность.
Внутрь Оперы Земпера мы не заходили, ограничились осмотром здания снаружи. Самый впечатляющий вид имеет главный фасад, обращенный к Театральной площади (Theaterplatz). На самой вершине над главным порталом расположилась бронзовая квадрига с Дионисом и Ариадной запряженная четверкой пантер.
Западный фасад кулисы украшен саксонским гербом, фигурами «Любовь» и «Справедливость» и бюстом Готфрида Земпера. Рядом с входом установлены статуи Гете и Шиллера, а в боковых нишах фасада — Шекспир, Софокл, Мольер и Эврипид.
Памятник королю Иоганну Саксонскому
Конный памятник саксонскому королю Иоганну (Johann von Sachsen, 1801 – 1873 гг.), бронзовая конная статуя высотой шесть метров (13,50 метра с основанием) расположена в центре Театральной площади.
Театральная площадь проектировалась с 1840 года и одна из идей заключалась в том, чтобы установить здесь памятник королю Фридриху Августу I, но все же он остался на своем месте в Цвингере.
После реконструкции Оперы Земпера в 1878 году тема с памятником на площади была поднята вновь. В январе 1881 года Дрезденское военное объединение собрало первые пожертвования на памятник королю Иоанну. В июне 1889 года памятник был открыт.
Памятник пережил кампании по сбору бронзы в эпоху национал-социалистов и разрушение Дрездена во время воздушных налетов 1945 года, а признание Иоганна как высоко художественного переводчика Данте спасло его от сноса в период ГДР.
На высоком постаменте возвышается почти шестиметровая конная статуя: коронационный плащ поверх генеральского мундира, скипетр в правой руке, непокрытая голова, старый король смотрит на мир с кротким выражением лица.
Постамент памятника имеет сложную конструкцию – широкий, ступенчатый, простой каменный у основания, в верхней части он сужается и покрыт множественной фигурной росписью.
На лицевой стороне под королевской короной нанесено простое имя «Иоганн», а на нижнем крае знамени, навитого через два венка, цифры, относящиеся к золотой свадьбе короля 1822–1872 гг.
На двух длинных сторонах изображены гении, которые в парящем положении несут таблички с изречениями, призванными охарактеризовать характер короля. На обороте книга с портретом Данте как напоминание о научных достижениях короля Иоанна, годах его правления и год установки памятника.
Также с центра Театральной площади, от памятника королю Иоганну открывается прекрасный вид на Цвингер и Дрезденский замок, но на их посещение мы отведем два отдельных дня, а сегодня просто гуляем по городу.
Немного истории церкви Хофкирхе
Историческая Католическая придворная церковь (Katholische Hofkirche), сегодня собор Святой Троицы (Kathedrale Sanctissimae Trinitatis) наша следующая достопримечательность в центре Дрездена.
Масштабная личность курфюрста Августа Сильного все время стремилась вырваться за рамки Саксонии. Он принял католицизм в 1697 году, чтобы получить право на польскую королевскую корону.
Позже его сын, принц Фридрих Август, пошел тем же путем и его брак с дочерью императора Марией Жозефой дал Августу Сильному надежду однажды заполучить корону Священной Римской империи для своего дома.
Так в Саксонию пришла свобода вероисповедания, не очень-то радующая подданных, преимущественно протестантов. Поэтому даже Август Сильный не рискнул строить католическую церковь, ограничившись служением мессы в замковой часовне.
Он щедро поддержал строительство протестантской Фрауэнкирхе (её мы увидим чуть позже) как монументальное свидетельство веры, возвышающееся над всем городом, что приветствовалось жителями Дрездена.
Только сын Августа Сильного, Фридрих Август II как курфюрст Саксонии с 1733 года и король Польши как Август III с 1734 года, рискнул начать строительство отдельной католической придворной церкви, первоначально также в строгой секретности.
Строительство велось с 1739 по 1755 год под руководством не слишком известного итальянского архитектора Гаэтано Кьявери (Gaetano Chiaveri, 1689 – 1770 гг.), работавшего прежде в Санкт-Петербурге и Варшаве.
В результате плана строительства католической придворной церкви между мостом через Эльбу и замком пришлось снести старые городские укрепления, Монетный двор, Дом комедии и переместить береговую линию.
Из-за особенностей местности главная ось здания отклонилась от традиционной ориентации запад-восток и хор оказался обращен на юго-запад.
Сегодня Католическая придворная церковь одно из главных произведений дрезденского барокко и единственное крупное здание, спроектированное иностранцем, а не архитекторами Дрездена.
Кьявери покинул Дрезден в 1748 году, не завершив строительство из-за медленных темпов обеспечения строительства и разногласия с местными архитекторами.
После его отъезда в его проект были внесены изменения, в частности в органную галерею и ложи королевской семьи, которые его приемники спроектировали в формах рококо и которые вряд ли принял бы итальянский архитектор эпохи барокко.
Тем не менее католическая Хофкирхе и протестантская Фрауэнкирхе теперь формировали силуэт города. В Европе того времени, где еще горели конфессиональные конфликты, такого не было ни в одной другой столице.
Во время авианалетов на Дрезден в феврале 1945 года в церковь попало несколько фугасных бомб. Крыша и своды внутри рухнули, наружные стены были сильно повреждены.
Реконструкция продолжалась до 1965 года. Масштабы разрушений сегодня можно оценить по разному цвету камня нефа. Три из великолепно спроектированных угловых часовен были отреставрированы почти в соответствии с оригиналом, четвертая получила новый дизайн.
Роспись потолка, которая по плану Кьявери должна была быть сделана самим Тьеполо, но не состоялась, была добавлена только во время ремонта после 1990 года.
Последняя реконструкция была проведена с марта 2020 года по февраль 2021 года, собор был закрыт, но службы совершались прямо на строительной площадке - перед жертвенником мучеников или жертвенником Богородицы в боковых приделах.
Архитектура церкви Хофкирхе
Церковь представляет собой прекрасный образец позднего европейского барокко. Снаружи, особенно при взгляде сбоку выделяется высокий центральный неф, он полностью окружен низким боковым. Такое взаимное расположение нефов я раньше не видел.
Если бы не высокая характерная башня колокольня на северо-восточной стороне по длинной оси здания, издалека в нем вряд ли можно было бы опознать церковь.
Общая площадь помещения церкви 4800 м², что делает Хофкирхе крупнейшим церковным зданием в Саксонии, её длина 92 метра, ширина 54 метра.
На фасаде и на балюстрадах церкви размещено множество статуй святых, созданные итальянским скульптором Лоренцо Маттиелли и дрезденскими скульпторами Паулем и Якобом Майерами. Все, а их около восьмидесяти, перечислять не хватит места, отмечу некоторые.
В нишах рядом с главным входом расположились четыре евангелиста: Иоанн и Матфей слева, Марк и Лука справа. Над входом в нишах стоят апостолы Петр и Павел, окруженные четырьмя христианскими добродетелями: вера, надежда, милосердие и справедливость.
Среди других отмечу более-менее известных (мне) – Ян или Иоганн Непомуцкий, Бернард Клервосский, Мария Магдалина, Антуан Падуанский, Рох, Франциск Ассизский, Франциск Борджиа, Франциск Ксаверий, Игнаций Лойола, Фома Аквинский и прочие.
Обстановка внутри церкви Хофкирхе
Внутренний интерьер разделен на главный неф, два боковых придела и четыре угловые часовни. Особенностью является широкий проход для процессий, вокруг главного нефа. Такой конструктив был вынужденной необходимостью, так как в протестантской Саксонии католические шествия во вне были запрещены или чреваты проблемами.
Главный алтарь из мрамора украшен позолоченной бронзой. Над ним находится алтарная картина, созданная между 1752 и 1761 годами дрезденским придворным художником. На картине, имеющей значительные размеры (10 х 4,50 м) изображено Вознесение Иисуса Христа.
Картина визуально разделена по вертикали сильным контрастом между довольно прохладными, темными цветами у наблюдающих учеников и желтыми, золотыми и белыми оттенками в верхней части, символизирующими Троицу.
В левом проходе изначально располагался алтарь святого Франциска Ксавьерского (1751 год). Он был уничтожен в 1945 году и позже заменен так называемым Алтарем мучеников в память о погибших поляках.
В рамках реконструкции храма в 2020 году был установлена упрощенная копия исторического алтаря. Вероятно, планируется полное восстановление.
В люнете над алтарем находится образ святого Игнация (1984 год), у места крещения - купель с позолоченной металлической крышкой (1721 год). Ранее здесь располагалась мраморная скульптура Иоанна Крестителя (XVII век), сейчас она находится в зале скульптур Картинной галереи старых мастеров в Цвингере.
Правый проход ранее занимал алтарь святого Игнация Лойолы (1751 год), сожженный в 1945 году, ныне здесь более современный алтарь Девы Марии (1987). В люнете над алтарем поясной портрет Христа-учителя (1851 год), на задней стене придела скульптура святой Марии Магдалины (Кающаяся Магдалина).
Внутри проходы в четыре отдельные часовни, используемые для отдельных, менее значительных или частных богослужений.
Из прочего оснащения можно упомянуть резную кафедру в стиле барокко Бальтазара Пермозера (1712 год). Орган, спроектированный Готфридом Зильберманом и завершенный его учениками. Это последняя и в то же время единственная сохранившаяся из четырех работ мастера в Дрездене.
Продолжение прогулки в следующих материалах.