2023.05.05-1: Дрезден – у Золотого всадника
В статье о начале дня в Дрездене — здание рынка Нойштадт, церковь Драйкёнигскирхе с алтарем-памятником войне и рельефом Дрезденская пляска смерти, затем фонтан Ребекки и прогулка по бульвару Хауптштрассе к Эльбе с осмотром Золотого всадника.
Мы продолжаем прогулку по Дрездену – этот день нашей майской поездки на машине в Германию мы начнем за рекой. Здесь расположен дрезденский район «Нойштадт (Neustadt)». Район большой и мы ограничимся прогулкой по его исторической части вблизи Эльбы.
Рынок Нойштадт в Дрездене
Начнем с рынка Нойштадт (Neustädter Markthalle), не потому что нам там что-то нужно, просто он, точнее историческое здание рынка, входит в число достопримечательностей Дрездена.
Мы на машине, поэтому воткнули адрес рынка (Metzer Straße 1) в навигаторе и прекрасно добрались до цели. У самого здания рынка есть размеченные парковочные места, но они предназначены для посещения рынка.
Мы планировали погулять по окрестностям и машину нужно было оставить на долго. Для долгосрочной стоянки прекрасно подойдет парковка вдоль ближайшего к рынку здания на улице Sarrasanistraße.
Здесь обычная городская платная парковка. Плата невелика, но помню, что были какие-то нюансы с оплатой карточкой. Надо внимательно читать инструкцию по оплате.
Рынок Нойштадт – крытый рынок в Дрездене, впервые открывшийся 7 октября 1899 года. Он пришел на смену ранних открытых еженедельных рынков на площадях. Рыночный зал размещается в здании из песчаника длиной восемьдесят шесть, шириной тридцать и высотой семнадцать метров.
Залитый светом, с коваными перилами, украшенными железной лестницей и атмосферными фонарями торговый зал сохраняет атмосферу рынка начала прошлого века.
В 2000 году рынок был восстановлен в своем былом великолепии и увлекательном сочетании традиционной архитектуры и современной архитектуры торгового центра на четырех этажах.
В Германии здание Рынка Нойштадт считается самым красивым рыночным залом и архитектурной редкостью. Нынешняя площадь рыночного зала составляет 2700 квадратных метров, арендная площадь — 4757 квадратных метров.
Обойдя здание, мы из интереса заглянули внутрь, прошлись между торговыми точками. В пансионе у нас приличный завтрак, поэтому рынок ничем нас не соблазнил.
Западная сторона рынка Нойштадт обращена к Hauptstraße, центральному бульвару этой части района. Позже мы прогуляемся по нему к Эльбе, а пока перейдем на противоположную сторону.
Драйкёнигскирхе в Дрездене
На противоположной стороне Хауптштрассе располагается здание в котором находится церковь «Драйкёнигскирхе (Dreikönigskirche)».
Пишу так, потому что башня церкви вырастает из обычного большого здания, прямоугольного в плане, двухэтажного с очень высоким вторым уровнем и имеющего светский, а не церковный вид.
Также есть недопонимание по названию церкви. В немецкой википедии читаем название, которое при непосредственном переводе в trsnslate.google каждого отдельного слова можно понять как «Церковь Трех Королей» или «Церковь Трех Царей».
В тоже время все вместе тем же источником переводится как Богоявленская церковь, а также Эпифания. Не будучи знатоком христианства, могу только предположить, что, три царя это три волхва, присутствующие при рождении Иисуса и все это и есть Богоявление.
Вероятно, церковь, для простоты буду называть её Драйкёнигскирхе ведет свою историю с 1404 года. Тогда это было готическое здание из нефа с плоской крышей и двух остроконечных башен и находилось на пару сотен метров восточнее, ближе к рынку.
Несмотря на время, пожары и усилия гуситов церковь просуществовала до начала XVIII века. Но тут на сцене появляется Август Сильный с планом преобразования района в новый королевский город в стиле барокко.
Курфюрст приказал снести церковь, впрочем, как и множество других зданий, поскольку она находилась в середине запланированного центрального бульвара, сегодняшнего Хауптштрассе.
С 1732 по 1739 год Драйкёнигскирхе была построена вновь по проекту Маттеуса Даниэля Пёппельмана на нынешнем месте, что позволило вписать церковь в новый район. Но у новой Драйкёнигскирхе алтарь не был обращен на восток. С восточной стороны, с Хауптштрассе расположили главный вход в церковь.
Георгу Бэру, строитель дрезденской Фрауэнкирхе, спроектировал интерьер церкви, и после смерти Пёппельмана руководил завершением строительства.
Иоганн Бенджамин Томаэ создал для этой цели свое главное произведение — ценный алтарь из песчаника в стиле барокко с «девами перед Иисусом Христом» и евангелистами Иоанном и Матфеем по сторонам.
Башня Драйкёнигскирхе высотой 87,5 м построена из песчаника и украшена снаружи несколькими скульптурами, среди которых четыре евангелиста и три короля (или царя? Или волхва?).
Во время авианалетов на Дрезден 13 февраля 1945 года церковь полностью сгорела и практически разрушилась. Несмотря на все возражения, в рамках преобразования Хауптштрассе в социалистический бульвар власти планировали полностью убрать остатки церкви.
Решение о восстановлении разрушенной Драйкёнигскирхе было принято в 1977 году, 31 октября 1984 года был заложен первый камень в фундамент, а 9 сентября 1990 года состоялось освящение.
Первоначальный внешний облик церкви во многом был сохранен или восстановлен. Внутри же была создана совершенно иная планировка помещений. Только треть довоенной площади здания доступна для церковных служб.
Сейчас вход в Драйкёнигскирхе находится в западной части, а со стороны Хауптштрассе какие-то нецерковные помещения в том числе ресторан или кафе.
Ценный алтарь в стиле барокко, сильно пострадавший во время Второй мировой войны, не был полностью восстановлен и теперь служит памятником войне.
Дрезденская пляска смерти
На заключительном этапе реконструкции в 1990 году напротив алтаря Драйкёнигскирхе под органной галереей был установлен рельеф «Дрезденская пляска смерти», важное произведение искусства Саксонии эпохи Возрождения.
Это каменный рельеф длинной более двенадцати метров и высотой один метр и двадцать сантиметров, созданный около 1534 года. На рельефе изображены двадцать семь фигур в четырех группах, в том числе двадцать четыре фигуры людей и три фигуры смерти.
Изображения смерти и танцы смерти были частыми в XVI веке. Смерть была вездесуща, социальные потрясения подогревали страх перед Страшным судом, который считался неминуемым. Уникальность «Дрезденской пляски смерти» заключалась в том, что она долгое время была размещена на видном месте светского дворца.
Изначально это был настенный фриз, размещенный на фасаде Ворот Дворца курфюрстов, но был поврежден во время большого пожара в замке в 1701 году. После реставрации в 1705 году рельеф обрел временное новое место на территории кладбища Альтендрезднер, рядом со старой Драйкёнигскирхе.
После постройки новой Драйкёнигскирхе, по просьбе ее священников Август Сильный распорядился передать фриз церкви для размещения на видном месте внутри.
Фонтан Ребекки в Дрездене
Фонтан Ребекки (Rebekkabrunnen) расположен в небольшом скверике со стороны западного фасада Драйкёнигскирхе. Он действовал с 1863 года до разрушения Дрездена в 1945 году, затем был восстановлен в 1992 году.
Фонтан спроектирован как пьедестал из песчаника высотой 1,10 метра с квадратным закругленным основанием, окруженный круговой трехступенчатой лестницей. В середине пьедестала установлена колонна также из песчаника, над которой другая колонна - чугунная, несущая «высокую стройную фигуру Ребекки».
На четырех внешних сторонах расположены небольшие полукруглые бассейны, в которые головы дельфинов извергают воду. Общая высота фонтана составляет около 5,70 метра.
Кстати, неизвестно с каких пор и почему фонтан носит имя Ребекки, с момента создания фонтан назывался просто фонтаном за Драйкёнигскирхе.
Бульвар Хауптштрассе в Дрездене
Выходим на красивый бульвар Хауптштрассе (Hauptstraße) — одну из важнейших пешеходных улиц Дрездена. Он соединяет Нойштедтер Маркт с Альбертплац, являясь продолжением перспективы моста Августа и по всей длине представляет собой пешеходную зону.
Бульвар Хауптштрассе был спроектирован и оформлен между 1687 и 1732 годами как одна из самых важных улиц в перестроенном Альтендрездене. Он вел от моста на север к существовавшим тогда воротам Бауцнер Тор (Черным воротам) на сегодняшней Альбертплац. К 1732 году улица была засажена двумя рядами лип.
При длине 400 метров он имел ширину 57 метров у Нойштедтер Маркт и ширину 38 метров у Черных ворот. Это создавало впечатление бесконечной аллеи от самого моста.
Большинство старых зданий было разрушено во время бомбардировки в 1945 году и к сожалению, не восстанавливались. Сегодня застройка улицы — это панельные жилые пятиэтажки с магазинами на первом этаже.
Зелень бульвара обеспечивают чинары, высаженные в два ряда. С южной стороны на бульваре были установлены два фонтана нимф, созданные между 1739 и 1741 годами.
Неподалеку два бронзовых флагштока высотой 20 метров, созданных в 1893 году в ознаменование визита императора Вильгельма I в Дрезден, по образцу мачт XVI века в Венеции. Каждая мачта украшена рельефным изображением Вильгельма I и саксонского короля Альберта, балюстрада и скамейки выполнены из шведского гранита.
Во время реконструкции в 1979 году восемь фигур из песчаника в стиле барокко, которые раньше стояли в Цвингере, были размещены двумя группами по четыре вдоль центральной оси бульвара.
NORDSEE Dresden Hauptstraße
Дополнительно бульвар Хауптштрассе нам запомнился легким ленчем в забегаловке NORDSEE Dresden Hauptstraße. Кто не знает, «Nordsee» это крупная немецкая (оказывается) сеть кафе общественного питания, специализирующихся на блюдах из рыбы. По состоянию на 2007 год только в Европе было открыто около 400 ресторанов данной франшизы.
Так-то я не большой любитель блюд из рыбы, исключение, если готовит Мария. И то что мне вдруг понравится поесть в уличном фаст-фуде, если бы кто сказал — послал бы подальше. Тем не менее — понравилось.
Заказывали какой-то микст из нагетсов и креветок — оказалось и вкусно, и сытно, и приемлемо по деньгам. Креветки большие, нагетсы прям с кусочками настоящей рыбы, а не с каким-нибудь фаршем. Пришлось, правда воздержаться от пива, ограничившись колой. Все-таки впереди еще длинный день.
Так-то пива в Дрездене мы попробовали разного и немало. Вчера, например, днем пропустили несколько бокалов на Neuermarkt, а вечером специально ездили на пивоварню Watzke. Сегодня продолжим в Старом городе и завершим день у Ратуши, где присмотрели заведение с Warsteiner’ом.
Так что баловали себя каждый день, но в статьях все время не хватало места для описания этих небольших удовольствий. Вероятно, придется вынести пивную тему Дрездена в отдельную статью.
Золотой всадник — памятник в Дрездене
Конная статуя курфюрста Саксонии и короля Польши Августа Сильного (Goldener Reiter) расположена на небольшой площади Нойштадтер Маркт между мостом его имени и бульваром Хауптштрассе.
Золотой всадник считается самым известным, как минимум самым заметным благодаря цвету, памятником Дрездена и является одной из важнейших скульптур дрезденского барокко.
В частности, эмблема с Золотым всадником украшает дрезденский рождественский штоллен, выпускаемый «Schutzverband Dresdner Stollen e. V.» (мы покупали обычный, повседневный, очень вкусный - рекомендую).
Статуя изображает Августа Сильного в образе римского Цезаря в соответствующих доспехах, едущего на северо-восток в сторону Польского королевства на статном жеребце.
Идея поставить конную статую в створе главного моста через Эльбу принадлежит самому Августу Сильному. Еще в 1704 году он поручил скульптору Бальтазару Пермозеру выполнить эскиз «лошади с сидящим на ней человеком».
Проект в то время не был реализован, но от идеи конной статуи не отказались. Так получилось что отливка самой фигуры примерно совпала с временем смерти курфюрста.
По каким-то причинам попытки отлить памятник из бронзы остались безуспешными в период между 1732 и 1734 годами это было сделано из меди с позолотой. Король же умер в начале 1733 года, а 26 ноября 1736 года памятник был открыт.
Конная статуя изначально предназначалась для центрального двора будущей резиденции в стиле барокко, запланированной рядом с Цвингером. Но в итоге она оказалась в Нойштадте, который также является одним из важных вкладов кюрфюрста в облик города.
В период с 1943 по 1944 год памятник был демонтирован и перенесен из-за войны, с 1953 по 1956 год он реставрировался и затем вновь установлен в рамках празднования 750-летия Дрездена. В 1965 году его снова покрыли сусальным золотом.
От Золотого всадника возвращаемся к машине и переезжаем на другую сторону. Следующая наша цель — Дрезденский замок.