Беллини Джованни (Giovanni Bellini), Художник
Джованни Беллини, Джамбеллино, на вен. диалекте «Зуане Белин» (итал. Giovanni Bellini, Giambellino, Zuane Belin; ок. 1430—1433, Венеция — 26 ноября 1516, Венеция) — итальянский живописец периода кватроченто эпохи Возрождения. Представитель большой художественной семьи. Сын и ученик Якопо Беллини. Вместе с братом Джентиле считается одним из основателей венецианской школы живописи.
Беллини уже при жизни был признанным мастером, выполнявшим множество самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений, плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна. Неизвестна и точная дата рождения художника.
Если верить «Жизнеописаниям» Вазари, где автор утверждает, что Джованни умер в возрасте девяноста лет в 1516 году, то его рождение следует отнести к 1426 году. Однако это противоречит сохранившимся документам.
Джованни родился в семье живописца Якопо Беллини, у которого кроме Джованни было ещё два сына, Никколо и Джентиле, а также дочь Никколозия. Его матерью была Анна Ринверси из области Марке; в 1429 году в ожидании рождения первого ребёнка она заранее составила завещание в его пользу. Не вполне ясно, кто из детей Беллини был старшим, возможно, первой родилась Никколозия, в 1453 году вышедшая замуж за художника Андреа Мантенью, затем Джентиле и некий Никколо.
Некоторые предполагают, что Джованни, всегда указываемый в источниках как младший сын, был сводным братом Джентиле, о чём косвенно свидетельствует его отказ участвовать в завещании Анны Ринверси от ноября 1471 года, когда она, уже будучи вдовой Якопо, организовала передачу его наследства Никколо, Джентиле и Никколозии.
Исследователи творчества Беллини считают, что он прошёл обучение в мастерской отца. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445—1450 годы. Две картины — «Святой Иероним в пустыне» из Института Барбера, Бирмингем, и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, ныне у ряда исследователей вызывают сомнение.
Первая точная дата в биографии Джованни Беллини — 9 апреля 1459 года, когда он упоминается в документах венецианского нотариуса Джузеппе Моизиса в качестве свидетеля. В то время он уже жил один в квартале Сан-Лио, но по-прежнему трудился в мастерской отца, которому помогал выполнять наиболее крупные заказы.
По свидетельству Фра Валерио Полидоро в 1460 году он совместно с отцом и братом Джентиле писал запрестольный образ в Базилике Святого Антония в Падуе (не сохранился).
Беллини Джованни достижения
К раннему периоду творчества художника относят несколько алтарных образов «Мадонны с Младенцем». 1450—1460-ми годами датируют «Мадонну с Младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с Младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» (Madonna della collezione Lehman) из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой заметно влияние Андреа Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» (Madonna greca) из Пинакотеки Брера (Милан).
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. С момента своего создания она украшала Дворец дожей в Венеции; в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер — по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
- 2009-09-05
- 2008-09-14
- 2008-05-13
- 2008-05-13
- 1464-1470 г. Полиптих Сан Винченцо Феррера (Базилика Санти Джиовани-е-Паоло, Италия / Венеция ) Беллини Джованни 1464-1470 г.Базилика Санти Джиовани-е-Паоло 05(Италия / Венеция)Правый неф
Полиптих Сан Винченцо Феррер — темперная живопись по дереву (отделения центрального регистра 167х67 см, верхнего регистра 72х67 см, пределла 36х60 см) Джованни Беллини , датируемая 1464 — 1470 годами и сохранившаяся на первоначальном месте в базилике Сан. Заниполо в Венеции .
Полиптих с роскошной золотой рамой в ломбардском стиле , в свою очередь, вставленной в суровую мраморную конструкцию, разделен на три ордера, всего девять отсеков. Первоначальная конструкция также включала вместо раковины в стиле рококо большой люнет с изображением Вечного Отца, снятый в 1777 году и ныне утраченный .
В центре изображены три святых в натуральную величину: слева — Святой Христофор , Святой Винсент Феррер и Святой Себастьян . В верхнем регистре изображена коробка в центре с Проходящим Христом ( мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами ), а по бокам - Архангел Гавриил (с лилией, символом чистоты) и возвещенная Богородица; последняя молится и устремляет взор вверх, туда, где в древности находился люнет с изображением Вечного Отца .
Вместо этого пределла показывает чудеса Винченцо Феррера: два боковых отсека разделены на две сцены, каждый с помощью расписной колонны, а центральный представляет собой единую сцену. Слева читаем: Святой Винсент спасает утопленницу , воскрешает мёртвых под завалами, искупает словами мужчину и женщину, виновных в преступлении, спасая их души, воскрешает ребёнка и освобождает узников .
- 1505 г. Мадонна на престоле со святыми (Церковь Сан Закария, Италия / Венеция ) Беллини Джованни 1505 г.Церковь Сан Закария 02(Италия / Венеция)Левый неф - Второй Алтарь
Работа, подписанная и датированная автором в свитке, прикрепленном ко второй ступени трона, с надписью «Joannes Bellinus MCCCCCV», была выполнена для второго алтаря слева. Богородица восседает вместе с Младенцем, который держит левую ногу поднятой в знак своего будущего воскресения, на мраморном троне, увенчанном скульптурным лицом царя Давида, его предка.
Два главных героя окружены четырьмя святыми в симметричном положении: святыми Петром и святым Иеронимом во фронтальной позиции и двумя святыми в профиль, в одной из которых легко узнать святую Екатерину Александрийскую (узнаваемая по колесу, с помощью которого она была замучена), а другая с мученической ладонью, могла быть Урсулой, светловолосой святой-девственницей, или Марией Вифанской, или Агатой.
Это самое известное произведение церкви, великолепно вписанное в архитектуру алтаря. В 1797 году он был переведен в Париж, но, к счастью, вернулся в 1815 году после Венского конгресса.