Венеция 2025.04.28-4 – Церкви Ла Пьета и Сан-Закария
В этой статье про музыкальную церковь Ла Пьета, известную тем, что в ней работал Вивальди. А также про церковь Сан-Закария, одну из старейших в Венеции. Здесь мы полюбуемся прекрасной коллекцией полотен старых мастеров, которыми буквально увешаны все стены.
Этой статьей продолжаю описание нашего короткого путешествия в Венецию в конце апреля, начале мая сего года. Сегодняшний день был длинным и начался рано. Поэтому он был втягивающим и первую прогулку по городу мы сделали, не удаляясь далеко от отеля.
Приятно перекусив за уличным столиком одного из заведений на улице Гарибальди, мы вышли на набережную Рива дели Скьявони (Riva degli Schiavoni). Немного о набережной Рива дели Скьявони я написал в материале из описания предыдущей поездки в Венецию, в этот раз ничего нового не добавлю.
Перейдем сразу к тем достопримечательностям, к которым она может послужить отправной точкой.
Церковь Ла Пьета в Венеции
Начнем с того, что заглянем в Церковь Ла Пьета (Chiesa della Pietà - Santa Maria della Visitazione). Здесь я немного отступлю от реальной хронологии, но так будет правильно.
Дело в том, что по данным с сайта церкви по понедельникам она закрыта и мы не предполагали попасть внутрь сегодня. Тем не менее, когда подошли с приятным удивлением обнаружили открытую дверь.
Но радость длилась не долго, симпатичная вежливая девушка на страже у дверей разъяснила нам, что сегодня здесь частный концерт.
Тем не менее внутри церкви Ла Пьета мы побывали. Произошло это не сегодня, а на четвертый день нашего пребывания в Венеции. Вход в церковь платный, оплата наличными €3.0 с носа.
По сравнению с другими церквями Венеции, о которых я обязательно расскажу, эта очень скромна по оформлению интерьеров.
Церковь Ла Пьета построена по проекту Джорджо Массари (Giorgio Massari, 1687 – 1766 гг). Основные работы были выполнены между 1745 и 1760 годами, а фасад был завершен в начале XX века.
Войдя, в первом алтаре справа мы видим картину работы Франческо Каппеллы с Мадонной, блаженным Пьетро Акотанто и святыми Домиником, Винченцо и Терезой. Во втором алтаре – картина Доменико Маджотто с изображением Святого Спиридона, чудесным образом извлекающего воду из пламени.
В главном алтаре панель с Явлением Богоматери, самой ценной картиной церкви кисти известного венецианского художника XVIII века Джамбаттиста Пьяццетта.
Мастер не смог завершить картину и это сделал его ученик Джузеппе Анджели (Giuseppe Angeli, 1709- 1798 гг). Джовани Мария Морлайтер создал фигуры ангелов дарохранительницы.
Джузеппе Анджели так же автор алтарного образа в первом алтаре с другой стороны церкви. Здесь изображен Святой Пьетро Орсеоло, принимающий монашеское одеяние из рук Святого Ромуальдо.
Антонио Маринотти, известный как Кьоццотто, написал алтарный образ второго и последнего алтаря с Распятием и святыми Франциском из Паолы и Антонием из Падуи. Внимание также привлекает потолочная фреска церкви Ла Пьета работы Джамбаттисты Тьеполо, изображающая коронацию Девы Марии.
Мария покидает землю и возносится на небеса на крыльях ангелов таким образом, что она непременно встретится с короной, которой Вечный Отец, венчает ее голову, а ангелы разворачивают ее мантию, чтобы покрыть мир.
Дополнительно от себя скажу, что и без концерта вы можете убедиться, что акустика церкви Ла Пьета великолепная. Достаточно просто чихнуть (что я случайно сделал) и услышать свой чих многократно усиленным.
На пути к Церкви Сан-Закария
А вот Церковь Сан-Закария (Chiesa di San Zaccaria) – цель нашей сегодняшней прогулки. Про неё я читал много и к визиту мы готовились, читал информацию на сайтах, разглядывал изображения.
И даже при этом, количество шедевров мировой живописи, которым обильно увешаны стены церкви не может не потрясти. Чтобы попасть к церкви Церковь Сан-Закария, от церкви Ла Пьета нужно пройти по набережной до бронзового короля и его коня.
Сворачиваем с набережной в узкий переулок неподалеку. Для прокладки маршрута мы использовали карты google, но можно обойтись и без этого, переулок не пропустить. Он подписан Soto Portego S.Zaccaria на большой белой табличке, а также помечен желтым указателем Chiesa San Zaccaria размером поменьше.
Вход в саму церковь бесплатный и здесь в основном нефе тоже много интересного – несколько алтарей, гробницы с мощами, картины на стенах. Но если захочется увидеть более старые полотна и старинные полиптихи, хранящиеся в отдельных часовнях святого Тарасия и святого Атанасия, придется заплатить €3.50.
Церковь Сан-Закария входит в объединение церквей Хорус (Chorus), о котором отдельно чуть позже.
Из истории Церкви Сан-Закария
Хроники свидетельствуют, что всплеск интереса к почитанию святого Закарии (отца Святого Иоанна Крестителя) было вызван появлением в 828 году в Венеции его мощей.
Венеция как раз решила открыто продемонстрировать своё владение мощами Святого Марка и Святого Захарии, отсюда и инициатива немедленного посвятить им храмы.
Это было время начала открытого противостояния церквей Востока и Запада, в котором Венеция приняла сторону Константинополя и пошла на конфликт со Священной Римской империей.
Документы того времени приписывают основание церкви Сан-Закария византийскому императору Льву V, известному как Армянин (813-820), благодаря которому мощи святого оказались в Венеции.
В любом случае известно, что первоначальный религиозный комплекс, включающий в себя также и монастырь, был основан в 827 году. О той церкви мы знаем мало, она была позже перестроена в романском стиле с тремя нефами и полукруглыми апсидами после сильного пожара 1105 года.
В середине XV века было начато строительство новой готической церкви, а остатки старой ныне занимают часовни Сан-Атанасио и Сан-Тарасио. Работа была поручена «первому мастеру зодчества» Антонио Гамбелло (Antonio Gambello, ум в 1481 году). С 1458 года и до своей смерти он работал над строительством новой церкви.
Внутренняя планировка церкви Сан-Закария выполнена в полном соответствии с традициями готического периода: три нефа, разделённые тремя трансептами. Главный неф завершается многоугольной апсидой, окружённой деамбулаторием, по обе стороны от неё лучами расходятся четыре полукруглые часовни наружной стены.
В 1483 году строительство возглавил другой выдающийся венецианский архитектор эпохи Возрождения Мауро Кодусси (Mauro Codussi, 1440-1504 гг). Он, сохраняя линии развития первоначального проекта, успешно дополнил его элементами нового стиля Ренессанс. Церковь была окончательно освящена в 1543 году.
Фасад и портал церкви Сан-Закария
Первый уровень фасада церкви Сан-Закария был создан Гамбелло, его отличает полихромный мрамор. Около 1470 года по обе стороны портала были установлены парные бюсты четырёх пророков в окружении херувимов и гирлянд.
Входной богато украшенный портал увенчанный полукруглым тимпаном был завершён в 1483 году. Позже (около 1580 года) над тимпаном Алесандро Виттория разместил статую Святого Захарии.
Сменивший Гамбелло, Кодусси взял за основу классический тройной округлый модуль, ставший впоследствии его личным строительным стилем. Он отказался от полихромии в пользу белизны истрийского камня.
Пилястры, сдвоенные колонны и окна разных размеров, гармонично сочетаются с фасадом, разделённым на повторяющиеся горизонтальные полосы, каждая из которых подчёркнута рельефными карнизами.
На самом верху фасада церкви Сан-Закария, который возвышается более чем на два метра над уровнем центрального нефа, помещена фигура Спасителя, а четыре статуи ангелов, держащих орудия Страстей Господних, размещены по бокам тимпанов.
Интерьер основного помещения церкви Сан-Закария
Как уже говорилось, внутренняя структурная планировка церкви Сан-Закария была сохранена в том виде, в каком ее задумал Гамбелло – три нефа, разделенные колоннами.
Когда просто читаешь про такую конструкцию церкви, представляешь толстенные столбы и темные боковые проходы, характерные для многих готических церквей. В венецианских трехнефных церквях все не так, а в церкви Сан-Закария особенно.
Во-первых, она очень светлая, окна и немаленькие здесь везде, на всех уровнях. А колонны, покоящимися на очень высоких многогранных цоколях настолько изящные, что вообще не бросаются в глаза и не закрывают обзор на стены.
Полусферический купол, конструкция крестового свода и гладкие потолочные поверхности, обрамленные темными разделителями из веронского камня, делают все здание легким и светлым.
Пресвитерий церкви Сан-Закария состоит из главного алтаря, окружённого пятиугольной открытой апсидой, с двумя ярусами арок в разных стилях. В задней части четыре полукруглые радиальные часовни с небольшими куполами.
Примечательно, что подобная конструкция пресвитерия уникальна для Венеции, и вероятно его предназначение служить проходом для пасхальной процессии за главным алтарём.
Именно здесь находился так называемый Гроб Господень, созданный из оригинальной части гробницы в Иерусалиме и проходящие мимо люди, могли видеть и прикасаться к нему. Внушительный декор, покрывающий стены нефов, несомненно, является одним из ключевых элементов венецианской живописи XVII века.
Цикл картин в шести эффектных праздничных люнетах взамен старых фресок иллюстрирует ключевые эпизоды истории церкви Сан-Закария и монастыря, является работой самых известных венецианских художников того времени.
Церковь была тесно связана с венецианским политическим миром, и не случайно в Средние века она стала венецианским пантеоном.
В церкви Сан-Закария были похоронены восемь дожей, некоторые из них были убиты, когда выходили из церкви или наоборот при попытке спастись от заговорщиков и смутьянов и искавших убежища в священном здании.
Контрфасад церкви Сан-Закария
Еще раз скажу, я готовился к посещению церкви Сан-Закария, но все равно зайдя внутрь, вероятно растерялся. Так как сделав огромное количество фотографий, тем не менее сфотографировал не все.
Например, не сделал ни одной фотографии картин украшающих контрфасад церкви. Так что просто перечислю. Слева вверху размещено полотно «Сан-Закария в храме представляет подношение благовоний» (ок. 1684 г.), автор Антонио Дзанчи.
Слева внизу: полотно «Мадонна с младенцем, святым Иоанном и другими святыми» (XVII век) работы Антонио Василаки) и «Благовещение ангела святому Закарии» (около 1684 г.), приписываемое Дзанчи.
В центре роспись в люнете «Благовещение ангела святому Захарии» (начало XVII века) работы Пальмы Младшего. Справа вверху холст «Рождение Иоанна Крестителя» (около 1684 г.), кисти Андреа Челести.
Справа внизу холст «Жертвоприношение Исаака» (XVII век) работы Василаки. Также внизу справа деревянная скульптура Христа (XIV век).
Центральный неф церкви Сан-Закария
Справа на своде пресвитерия фреска «Жена, дочь и родственники Джилио, беженцы из Падуи высаживаются на острове Дорсодуро» (ок. 1684 г.). В чаше апсиды: «Святой Закария во славе» (вторая половина XVIII века), фреска.
В главном алтаре: «Христос у колонны», «Христос в терновом венце», «Мёртвый Христос» и «Воскресший Христос» (около 1600 г.). Четыре небольших полотна по четырем сторонам дарохранительницы работы Пальмы Младшего.
Дарохранительница, имеющая форму небольшого храма, построена по проекту Виттории, который также создал барельефные фигуры ангелов.
Слева от свода фрески «Аттила завоевывает Аквилею» и «Джилио спасает свою жену и дочь» (около 1684 г.). Пол галереи амбулатория, почти полностью покрыт надгробными плитами эпохи Возрождения.
Над пресвитерием деревянная скульптура Распятия (XIV век). Справа Святой Иоанн Креститель (1543-47), мраморная статуя работы Виттории. Слева Сан-Закария, это копия, оригинал работы Виттории, к сожалению, был украден.
В первой радиальной часовне «Мадонна с четками» (XVIII век), венецианская школа и «Святой Петр и петух» (1670-75). Во второй орган (1790), в третьей у алтаря картина «Обрезание» (начало XVI века).
Другие помещения в церкви Сан-Закария
Выше я описал те произведения искусства, которые не попали в кадр. А вот левый и правый нефы церкви Сан-Закария, а также часовни Святого Атанасия и Святого Тарасия мы исследовали довольно тщательно.
Если перейти по ссылке к Церковь Сан Закария, то можно увидеть план помещений церкви с перечнем картин, которые мы видели.
Вход часовню Святого Атанасия находится в правой части церкви. Здесь сидит тетенька от Хоруса за специальным столиком и продает билеты на вход.
Внутри часовни Святого Атанасия небольшая картинная галерея венецианских мастеров эпохи Возрождения, полный список и фото – по ссылке выше.
Оттуда проход в часовню Святого Тарасия, где размещены три старинных полиптиха – алтарных образа высокой исторической ценности.
Там же вход в крипту в подвальных помещениях церкви, где захоронения. Но их осмотр доступен не всегда, подвалы церкви часто затапливаются и проход туда становится затруднен.
Кроме картин в церкви Сан-Закария расположены несколько гробниц разных святых, но такие реликвии нас не особо нас интересуют.
