Бельгия 2012.01.04/5 Гент вокруг церкви Святого Михаила
Продолжаем прогулку по старинному бельгийскому (фламандскому) городу Гент. После площади Коренмаркт свернем направо и перейдя Лис по мосту Святого Михаила, полюбуемся на готические очертания церкви Святого Михаила, сохранившей свой облик с 1440 года. В завершение – ещё несколько добрых слов о бельгийском пиве, в этот раз аббатский эль Corsendonk Agnus Tripel и вишневый Belle-Vue kriek extra.
Закончив осмотр достопримечательностей на площади Коренмаркт, повернем направо к набережной Лиса.
Мост Святого Михаила через Лис.
Через реку здесь перекинут мост Святого Михаила (Sint-Michielsbrug). Это каменный трех-арочный или трех-пролетный мост, назван в честь находящейся поблизости церкви Святого Михаила.
Большой средний арочный пролет перекинут через реку Лис, а два боковых над набережными. В центре моста, на центральном фонарном столбе южной стороны моста установлена металлическая фигура Святого Михаила.
Нынешний монументальный мост был построен в период 1905-1909 годов, в то же время, когда строилось здание Главпочтамта. В это время город как раз готовился к всемирной выставке 1913 года.
До этого мост Святого Михаила был ниже высотой и с механизмом поворота, что в условиях роста городского транспорта к началу XX века стало приводить к значительным заторам. Самое же раннее упоминание про мост Святого Михаила относится к 1322 году.
С моста Святого Михаила, как и с моста Грасбург открывается великолепный вид на набережные Лиса Граслей и Коренлей, которые раньше служили причальными стенками главного порта Гента, а ныне прекрасно приспособлены для неспешного отдыха туристов.
Дополнительным бонусом обзора Старого города Гента – прекрасные виды на церковь Святого Михаила и главные городские соборы – Святого Николая и Святого Бавона.
Церковь Святого Михаила в Генте
На противоположном берегу Лиса, по левую руку расположена величественная церковь Святого Михаила (Sint-Michielskerk). Позднеготическая базилика в типичном для Брабанта стиле из брюссельского песчаника и камня из Ледестина.
Церковь Святого Михаила имеет в плане форму латинского креста, из главного нефа и трансепта. С восточной стороны здание церкви заканчивается пятью транс-часовнями, так же имеются несколько боковых. На западной стороне высокая, но какая-то недоделанная квадратная в плане трехэтажная башня. Хор имеет выходы к боковым часовням и транс-часовнями.
Уже в 1105 году на месте нынешней церкви Святого Михаила находилась небольшая романская церковь или часовня аббатства Святого Бавона. От нее не сохранилось ровным счетом ничего, так как в начале XIII-го века её постигла печальная участь быть разрушенной пожаром и не одним.
Строительство церкви в стиле поздней готики было начато в 1440 году, основные строительные работы закончились к 1672 году, а окончательно церковь была завершена лишь в 1825 году. Такой интересный пример исторического долгостроя.
Противоречивые данные затрудняют точное датирование появления и изменения различных частей церкви за этот долгий период. Тем не менее, несмотря на затяжное строительство, церковь Святого Михаила демонстрирует удивительное единство формы и стиля и считается типичным примером того как Готика прошла, практически без искажений, сквозь эпохи Возрождения и Барокко.
На первом этапе строительства, вероятно, начиная с 1440 года и до конца XVI-го, были построены западная сторона, главный неф (корабль), трансепт и подвешены колокола. Строительство прервалось в 1566 году с первым нападением иконоборцев, в 1579 году ими был разрушен хор.
Новая фаза строительства началась в 1623 году строительством нового хора, более просторного с приделами и часовнями. В этот период городской совет Гента принял решение взимать специальный налог при продаже зерна, направляемый на поддержание работ в церкви. Основные строительные работы были завершены в 1672 году, но осталась не законченной главная башня.
Были возведены стены и перекрытия башни, однако замечательный дизайн её готического шпиля в Брабантском стиле, датируемый 1662 годом, так и не был воплощен. Окончательно строительство башни было завершено в 1825, который и считается годом завершения строительства церкви святого Михаила.
Ризница, расположенная в северо-восточном углу между часовнями и трансептами, была возведена в 1650-1651 годах в стиле барокко. При строительстве нового моста Святого Михаила в начале XX-го века, часть старой ризницы была снесена, остальное перестроено в стиле нео-барокко.
Во время Французской революции религиозное богослужение в церкви Святого Михаила было запрещено. Захватчики частично разрушили её интерьеры, большое количество произведений искусства были утеряны.
Церковь Святого Михаила в Генте. Продолжение ...
Несмотря на потери, церковь Святого Михаила сохранила очень сбалансированный интерьер, стены - кирпич, несущие элементы, арки, ребра сводов, оконные рамы – светлый песчаник. Арки аркады между центральным и боковыми проходами поддерживаются колоннами, капители которых украшены венками из листьев.
Боковые нефы и трансепт покрыты сводчатыми ребрами; в пересечении расположены четыре опорных столба. Сводчатые ребра южного портала опираются на скульптурную консоль из песчаника известняка. Выше арок проходит галерея с парапетом с рельефным оформлением. Хор датируется XVII-м веком, создан как имитация нефа в стиле поздней готики.
В церкви Святого Михаила богатая коллекция картин и скульптур в стиле барокко, среди них работы известных фламандских мастеров.
Самый известный мастер - Антуан Ван Дейк (Antoon van Dyck, 1599-1641 гг.), картины которого есть в коллекциях музеев Прадо, Лувр, Эрмитаж, Метрополитен, Истории искусств в Вене, Старая пинакотека в Мюнхене и других национальных галерей.
Его работы на религиозные темы находятся в главных церквях Фландрии: в Антверпене, Мехелене, Генте, Дендермонде и Кортрейке.
В церкви Святого Михаила кисти Ван Дейка принадлежит полотно «Голгофа» (1630). Канонический религиозный сюжет с Иисусом на кресте, Девой Марией, Иоанном и Марией Магдалиной в горе, рядом солдаты.
Теплая и гармоничная цветовая палитра свидетельствует о венецианском влиянии. Работа относится ко второму антверпенскому периоду творчества живописца, в который он получил много заказов и очень усердно трудился, чтобы удовлетворить потребности контрреформации.
Так же Отто Ван Веен (Otto van Veen, 1557-1629 гг.), придворный художник Александра Фарнезе, герцога Пармского и губернатора Южных Нидерландов, мастер, а затем декан гильдии Святого Луки в Антверпене, учитель Рубенса, оказавший на последнего значительное влияние.
Кисти Ван Веена принадлежит картина в одной из часовен церкви Святого Михаила «Воскрешение Лазаря». Художник представлял контрреформацию и считается образцом стиля высокого Ренессанса.
Помимо этих всемирно известных мастеров в коллекции картин церкви Святого Михаила представлены полотна:
- Гаспара де Крайера (Caspar de Crayer, 1584-1669 гг) декана брюссельской гильдии живописцев, придворного художника;
- Карела Ван Мандера (Carel van Mander, 1548-1608 гг.) художника, поэта и писателя, автора «Книги о художниках», первого искусствоведческого труда в Северной Европе;
- Филиппа де Шампаня (Philippe de Champaigne, 1602-1674 гг.) уроженца Брюсселя, одного из старейшин французской Академии живописи и скульптуры, автора «Тройного портрета кардинала Ришельё»;
- Яна Бокхорста (Johann Bockhorst, 1604-1668 гг.) фламандского художника немецкого происхождения, много писавшего на исторические темы и для церквей, друга Рубенса.
В основном нефе, в боковых проходах и частных капеллах представлены различные скульптуры XVIII-го века. Среди них деревянная фигура святого Себастьяна, восемь мраморных статуй святых, мадонна с младенцем, святое семейство и др.
Мраморная скульптура «Мадонна с младенцем» находится в часовне Братства Лорето. Автор мастер Ромбо Паувел (Rombaut Pauwels, 1625-1692 гг.) был вдохновлен подобной статуей Микеланджело созданной для церкви Богоматери в Брюгге. Скульптура попала в церковь Святого Михаила из бывшей иезуитской церкви в Вольдерстраате, которая была снесена в 1799 году.
После разрушения первоначальной кафедры Яна Баптиста Хельдерберга (1696 г.) во время Французской революции храму была нужна новая. Но прошло почти 50 лет пока в 1846 году здесь появилась новая из красного дерева. Мраморная статуя под кафедрой, составляющая с ней единое целое, изображает исцеление слепого.
Кафедра церкви Святого Михаила прекрасный образец неоготической скульптуры и наряду с витражами стала результатом работ по реставрации после разрушения во время Французской революции.
В церкви Святого Михаила находится коллекция высококачественных «траурных знаков» относящихся к умершим из знатных семей, связанных с местным приходом. Траурные знаки начали появляться в церкви с 1784 года, после того как австрийский император Иосиф II запретил погребение мертвых в церквях.
С тех пор умерших стали хоронить на кладбище за городом, а в память размещали траурные знаки специального формата в церкви, как память.
Площадь Святого Михаила в Генте
Пространство вокруг церкви Святого Михаила носит название площадь Святого Михаила (Sint-Michielsplein). Как оказалось, она ничем не примечательна, единственный отклик интернета на это название – информация о большой парковке. Информация конечно полезная, но не для нас, пеших туристов.
У дома напротив церкви в кадр нашего фотоаппарата попала пара металлических фигур, одна прямо на фасаде здания, другая на постаменте рядом. Подозреваю, что это какие-то образцы современного искусства. В этом здании располагается офис компании по установке систем безопасности и сейфов, может быть это их работа.
Бельгийское пиво эль Corsendonk Agnus Tripel
Давненько я ничего не писал о бельгийском пиве. Спешу устранить этот недостаток. В этот раз это будет традиционный бельгийский аббатский трипл эль Corsendonk Agnus Tripel (30). Пиво брали в бутылке, емкость традиционная 0,33 л. Пиво крепкое 7,5% и плотное 13,5%. Если брать в магазине (сохранился чек из Carrefour’а), то цена такой бутылки €1.25 за пиво плюс €0.10 за стоимость самой бутылки.
Цвет пива EBC30 (по 100 бальной шкале) – Deep Amber (между Doudel IPA и Marzen). Для сравнения EBC 4-8 у пшеничного пива типа Хугарден, а 65 у Гиннесса. Горечь IBU30 по 100 бальной шкале, т.е. чувствуется легкая горечь в пене и послевкусии.
Corsendonk Agnus Tripel классический бельгийский трипл, нефильтрованный с ярким дрожжевым и солодовым вкусом, легким хмелевым и фруктовым послевкусием. Если наливать в рекомендуемый стакан, можно получить очень высокую и стойкую пенную шапку.
Corsendonk Agnus Tripel относится к аббатским сортам эля и это справедливо. История его варения, восходит к основанию в 1398 году монастыря Корсендонк. Монахи варили пиво почти четыреста лет, пока в 1784 году австрийский император Иосиф II не приказал закрыть монастырь, а с ним и пивоварню.
Возрождение бренда произошло в 1906 году, но реально оно стало известно в 80-е годы прошлого века. На эти годы пришелся бум интереса к традиционным сортам Бельгийского пива, продажи Corsendonk выросли с 840 000 бутылок в 1982 году до 9 миллионов в 1990 году.
При этом марка не имеет собственной пивоварни! Пиво для бренда Corsendonk варится на пивоварне Brasserie du Bocq, которой пока еще удается остаться независимой бельгийской от международных пивных гигантов.
Кроме Corsendonk Agnus Tripel, под этой маркой продаются аббатские эли Corsendonk Blong, Corsendonk Bruin, Corsendonk Pater Dubbel и Corsendonk Rousse, а также пшеничное, вишневое и специальные сезонные сорта. Короче ещё пробовать и пробовать.
Бельгийское пиво ламбик Belle-Vue kriek extra
Belle-Vue kriek extra (31). Продукт пивоварни Belle-Vue (AB-InBev), бутылка маленькая 0.25, недорогое, если покупать в магазине. Крепость пива, как и в случае с classic непонятна, в описании на ratebeer.com указано 4.1, на lambic.info – 4.3%. Почему такие странные данные? Потому что бутылки я сфотографировал только с лицевой стороны, а там только наименование.
Что касается первоисточников, где можно было бы почерпнуть достоверную информацию, то их похоже просто нет. В отличии от других сортов пива и пивоварен, которые их производят, у Belle-Vue в интернете не найдено сайта, а на сайте InBev, которому марка принадлежит не найдено упоминание о Belle-Vue. А то что пишут любители пива, а тем более продавцы, а тем более российские полно противоречий.
Что касается вкуса, то экстра более сладкий чем классик, в нем напрочь отсутствует даже привкус пива (хмель солод), одна сплошная вишня. Это обусловлено большим количеством вишневого сиропа в пиве. Неплохой вариант для тех, кто любит повишневее и послаще, если забыть, что при производстве не используется натуральная вишня, только сироп.