2008.12.30-1 Вена (Австрия) Опернринг и площадь Марии Терезии
Бульвар Опернринг это небольшой участок Венского бульварного кольца, между Оперой и площадью Марии Терезии. По пути мы сможем увидеть памятники Гете и Шиллеру и парк Бурггартен. А затем отправимся на площадь Марии Терезии к Музею естествознания и Художественно-историческому музею.
В этот прекрасный день 30 декабря 2008 года, третий по счету во время нашего отпуска «2008.12:Вена-Прага-Берлин» мы много времени провели внутри помещений. С утра – представление в Венской Опере, потом музеи. Но все же некоторое время было посвящено и уличной архитектуре. Музеи описывать не буду, просто добавлю несколько фоток. В венских музеях, по крайней в мере, в тех, в которых мы были, можно фотографировать.
О Венской Опере я писал в статье «Вена (Австрия) – 2008.12.29-2 Венская Опера и рядом». Мы попали на дневное представление, единственное на которое удалось купить билеты, к тому же неофициально. Все прошло хорошо, но в связи с высокой популярностью Оперы, билеты стоит покупать заранее.
Бульвар Опернринг
Выйдя из Оперы, мы отправились в сторону дворца Хофбург (Hofburg). Этот участок Венского Кольца бульваров (Wiener Ringstraße) называется в честь Оперы - Опернринг (Opernring). Он был назван так в 1861 году, когда началось строительство Оперы. Остальная архитектура на бульваре более-менее соответствует тому времени.
Опернринг очень короткий участок Кольца, здесь фактически всего три квартала. Причем с нашей стороны один, начальный квартал занимает само здание Оперы, а третий – парк Бурггартен. Именно туда мы и направляемся, но перед этим полюбуемся парой достопримечательностей по пути.
Памятник Гёте в Вене
Памятник знаменитому немецкому поэту Иоганну Вольфгангу Гете (Johann Wolfgang von Goethe, 1749 – 1842 гг) установлен на пересечении Опернринг и улицы Гёте (Goethegasse) перед самой решеткой парка Бурггартен. Памятник был открыт в декабре 1900 года.
Бронзовая фигура поэта с комфортом расположилась в большом бронзовом кресле, которое установлено на трехъярусном постаменте из итальянского гранита. Общая высота памятника 5,55 м из них фигура поэта с креслом 2,93 м.
Позади памятника разбита небольшая лужайка и посажено несколько деревьев. Зимой это не так заметно, но летом фигура поэта получает красивый зеленый фон.
Вообще весь этот район Вены очень зеленый. Деревья посажены вдоль Опернринга, рядом большой парк Бурггартен, а на противоположной памятнику Гёте стороне бульвара между домами проход, который выводит к еще одному зеленому островку в виде небольшого сквера. Очень рекомендую побывать здесь именно летом (а также весной и осенью).
Говорю со знанием дела, так как за время, пока я собрался написать о первой поездке в Вену, мы побывали здесь еще дважды. Один раз в сентябре и другой раз в июне. Поэтому зимние фото первой поездки будут дополнены летними и осенними.
Парк и памятник Шиллеру
Скверик, который я упомянул выше и куда мы направимся, называется Шиллерпарк (Schillerpark). Он назван в честь Фридриха Шиллера (Johann Christoph Friedrich Schiller, 1759 - 1805 гг) – врача, поэта, философа и историка, считающегося также одним из самых выдающихся немецких драматургов.
Площадь, полностью занятая зеленым сквером, а это около семи тысяч квадратных метров, была спроектирована в 1870 году, в 1876 году на площади был установлен памятник Шиллеру. Позади памятника фасад здания Академии художеств, да и остальные здания по периметру площади вполне исторические.
Памятник Шиллеру расположился в самом центре сквера. Бронзовая статуя в полный рост в строго историческом стиле установлена на высоком постаменте. Помимо фигуры драматурга в композицию памятника входят еще несколько фигур поменьше, установленые вокруг постамента.
По углам постамента на выступах четыре сидящие фигуры покрупнее, они представляют героев поэмы Шиллера «Песнь колокола». Между этими фигурами, вплотную к постаменту установлены аллегорические фигуры, представляющие гений, поэзию, науку и любовь к дому.
Фридрих Шиллер стал одним из первых представителей мира искусства, которому был установлен представительный памятник на городской площади в Вене. Ранее этой чести удостаивались только государственные деятели и военные.
В 1891 году в Шиллерпарке были установлены еще два памятника в виде каменных бюстов на стелах. Это поэты, калибром поменьше и, к сожалению, их имена мне ни о чём не говорят.
Они были большими поклонниками Шиллера и принимали активное участие в установке памятника. Если пройтись по скверу, то можно найти еще несколько памятников представителям немецкой поэзии и литературы, установленные позднее.
Парк Бурггартен в Вене
Продолжением зелёной темы Вены станет Парк Бурггартен (Burggarten), расположенный между дворцами Альбертина и Хофбург. Это уже действительно парк, довольно большой и с разнообразием зелени.
Когда-то на этом месте был так называемый Wiener Glacis – открытое пространство между городскими стенами и пригородом, первоначально служившее защите Вены, позже пространство стало местом загородных прогулок.
Парк Бурггартен, называвшийся также Сад Кайзера (Kaisergarten) и Хофгартен (Hofgarten), был создан в начале XIX-го века как частный императорский сад. В его создании принимали участие профессиональные садовники при личном участии императора Франца. Особое внимание было уделено посадке новых для Австрии растений.
На протяжении всего XIX-го века сад рос, как качественно, так и прирастал площадью и, наконец, с 1919 года Парк Бурггартен был открыт для публики. В то время он носил имя Сад Республики, но недолго.
Значительную часть Парка Бурггартен занимает «Пальмовый Дом» (Palmenhaus) – большая оранжерея для выращивания экзотических растений. Оригинальная, классическая оранжерея была построена с 1823 по 1826 годы и архитектурно была похожа на оранжерею в Шенбрунне. В то время задней стеной здания была сохранившаяся часть городской стены Вены.
Старое здание было снесено на рубеже XIX - XX веков, новое спроектировано в 1902–1906 годах под влиянием модного в то время стиля модерн. Здание украшено скульптурными изображениями в виде ваз, женских фигур с венками, амурчиков, автор которых - Йозеф Мысльбек (Josef Václav Myslbek) известный чешский скульптор.
Новая жизнь Пальмового дома началась в 1998 году, сейчас средняя его часть отдана какому-то бизнесу, зато в левом крыле находится дом бабочек, а в правом австрийский федеральный сад.
Кроме зелени, в парке Бурггартен можно отыскать несколько памятников и небольшой фонтан. Они не попали в кадр нашего фотоаппарата, да и персонажи нам не слишком знакомы. Исключение великий австрийский композитор – Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756–1791).
Скульптура композитора в полный рост на высоком пьедестале и другие элементы, составляющие композицию, выполнены из лаасского мрамора из Виншгау, ступени основания из темного диорита.
Композитор в традиционном для своего времени одеянии и парике стоит у пюпитра. Постамент украшен резным орнаментом с изображением театральных масок, музыкальных инструментов и цветочных гирлянд.
Постамент окружают небольшие фигуры амурчиков, которые призваны символизировать очарование и власть музыки Моцарта. Рельефная доска на передней панели содержит сцены из опер великого композитора, на доске на обороте изображение маленького Моцарта в кругу семьи.
Площадь Марии Терезии
На противоположной стороне Венского Кольца бульваров, напротив дворца Хофбург расположена Площадь Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz). Если кто не знает, то площадь названа в честь знаменитой дамы, единственной эрцгерцогини из Габсбургов, правившей огромной империей на протяжении 40 лет (1740-1780 гг).
По двум сторонам огромной площади расположены исторические здания где размещаются Музей естествознания (1889 год) и Художественно-исторический музей (1891), где мы проведем несколько познавательных часов. Подробно о музеях писать не буду, просто добавлю несколько фоток.
Площадь Марии Терезии одна из самых оживленных пешеходных площадей Вены. Помимо уже указанных музеев неподалеку расположен так называемый Музейный квартал, который сам является музеем под открытым небом, и здесь расположены Музей современного искусства, Музей Леопольда, Венский павильон искусств и какие-то ещё.
В декабре на площади разворачивается регулярный рынок Адвента. На молодежном сленге нового века площадь Марии Терезии называется Zwidemu, что можно перевести как «между музеями» и стала одним из популярных мест встречи венской молодежи.
Сюда легко добраться, неподалёку сразу две станции метро - «Museumsquartier» и «Volkstheater», по Бульварному кольцу курсируют трамваи, а по параллельной улице — автобусы.
Площадь Марии Терезии также расположена на территории Wiener Glacis. После завершения строительства Бульварного кольца в 1858 году градостроителям Вены пришла в голову идея создать напротив Нового дворца новую площадь.
Обликом и архитектурой эта площадь должна была демонстрировать важность империи, а также правящей династии – Габсбург-Лотарингского Дома. Все здания на новой площади и здания, формирующие Хофбург, планировалось объединить в некий единый комплекс. В итоге получилось не совсем так как задумано, но все равно отлично.
Памятник Марии-Терезии
В центре площади находится памятник Марии Терезии, самый большой памятник представителю Дома Габсбургов в Вене. Он был открыт в 1888 году. Это было время, когда Австрийская (уже Австор-Венгерская) империя, «лоскутная монархия», трещала по швам и отчаянно нуждалась в символах стабильности и успеха.
Незадолго до этого Австрийская империя в результате объединения Италии потеряла все свои владения на Аппенинском полуострове. Похожая потеря владений, но несколько в меньших масштабах произошла в результате объединения Германии. Внутри также произошли изменения превратившие Австрийскую империю Габсбургов в Австро-Венгрию.
Для поднятия духа в 1860 и 1865 годах на Хельденплац напротив Хофбурга, были установлены памятники двум наиболее важным полководцам прошлого.
Этой чести удостоились принц Евгений Савойский — победитель турок и эрцгерцог Карл — успешный в войнах с Наполеоном. Об этих полководцах и их памятниках мы поговорим позже, когда прогуляемся к Хофбургу.
На площади Марии Терезии был установлен памятник «исторической матери страны». Её вступления на престол предшествовала какая-то династическая коллизия, грозившая чуть ли не распадом империи и которую Мария Терезия успешно преодолела. Она считается символом времени, когда благополучие государства зависело исключительно от мудрости правителей.
В конкурсе проектов на памятник Марии Терезии в 1874 году победил скульптор Каспар Цумбуш (Caspar Clemens Eduard Zumbusch), профессор Венской академии искусств. Он справедливо считается самым значительным монументальным скульптором в стиле историзма в Австрии.
Карл фон Хазенауэр (Carl von Hasenauer), еще один представитель школы историзма, разработал архитектуру памятника.
После победы в конкурсе скульптору и его помощникам потребовалось почти 13 лет для создания бронзовых скульптур, общий вес которых превышает 44 тонны.
Памятник Марии Терезии имеет основание занимающее площадь 632 м², его высота 19,36 м, из них высота фигуры самой императрицы составляет 6 м.
Основание самого памятника и площадка на которой установлены столбики с цепями сделаны из гранита Верхней Австрии, постамент - коричневый гранит из Богемии (Чехии), колонны из серпентинита Южного Тироля.
Марии Терезия восседает на троне в императорских одеждах со скипетром в левой руке и каким-то важным документом в правой. Вокруг трона на карнизе восседают четыре женские фигуры как аллегорические воплощения основных добродетелей: справедливость, сила, нежность и мудрость.
Ниже с каждой стороны четырехгранного основания установлены отдельные ростовые статуи, а на самом основании глубокие барельефы, представляющие государственных деятелей, военных и ученых трудившихся при Марии Терезии. Отдельно, на диагональных осях монумента установлены конные статуи четырех генералов.