2023.05.05-3: Дрезден – начало осмотра Королевской резиденции
В статье о продолжении дня в Дрездене, идем внутрь Королевской резиденции. Пройдем главным порталом XVI века через внутренний двор. Далее немного про Исторический и Новый Зеленые своды. В первый мы не попали, полюбовавшись коллекцией во втором.
Этот день нашей майской поездки на машине в Германию мы начали за рекой у «Золотого всадника», а продолжили осмотром Дрезденского замка или Королевской резиденции - Residenzschloss. Дальше, иногда, для простоты буду называть его просто замком.
Погуляв по Конюшенному двору Королевской резиденции возвращаемся к проходу Ворот Георга и повернув на лево выходим на улицу «Шлоссштрассе (Schloßstraße)». Именно здесь расположены ворота главного входа в замок.
Главный вход в Королевскую резиденцию Дрездена
Главный вход в Королевскую резиденцию Дрездена это тоже красивый исторический и архитектурный памятник. Забавно что при этом носит он незатейливое название Портал замка на Шлоссгассе (Schlossportal in der Schlossgasse). По-немецки конечно звучит более солидно.
Ворота появились в XVI веке, архитектурное оформление выполнено Паулем Бюхнером, а скульптурное в стиле маньеризма - Андреасом Вальтером. Двухуровневый портал выполнен в строгом стиле с четырьмя полуколоннами с обеих сторон.
Колонны поддерживают выступающую поперечную балку - архитрав, украшенный триглифами, между которыми выступают головы львов. Сейчас на архитраве можно увидеть двух львов агрессивного вида, поддерживающих щиты. А когда-то здесь размещались еще четыре статуи на постаментах, олицетворяющих веру, щедрость, силу и благодарность.
Непосредственно над входом расположилась птица с распростертыми крыльями – это оказался пеликан. Начиная с эпохи раннего христианства пеликан в геральдике и иконографии обозначает самопожертвование, родительскую любовь и милосердие.
Размещение образа пеликана над входом в местообитание главы государства считается важным посланием и символом взаимоотношений курфюрста с саксонским народом.
Не могу удержаться, чтобы не привести чуть больше информации из истории возникновения этой символики. Иначе будет как с фразой Ленина о важнейшем из искусств, вырванной из контекста.
Возможно источником легенды о пеликане стала книга «Физиолог» - исторический сборник статей о животных и каменьях, датируемых II или III веками нашей эры. Однако сами истории там довольно противоречивые.
Согласно одной из них, самка пеликана душит новорожденных птенцов от избытка любви, но спустя три дня в гнездо прилетает самец и раздирает себе клювом грудь, чтобы своей кровью их оживить. Есть вариант, года родители поменяны местами.
Впрочем, это укладывается в религиозный концепт – сначала страдания, потом благодать. Или светский вариант - откуда бы мы знали, что такое хорошо, если перед этим нам не было плохо.
Королевская резиденция Дрездена общие моменты
Пройдя главными воротами, мы попадаем в небольшой внутренний двор Королевской резиденции Дрездена. Сегодня он накрыт стеклянной крышей и фактически превращен в фойе замка.
В Королевской резиденции Дрездена доступны для посещения несколько музейных экспозиций и размещена художественная библиотека специальной художественно-исторической литературы, фонды которой насчитывают порядка 260 тысяч томов, тематика соответствует коллекциям музеев замка.
Для полного ознакомления с Королевской резиденцией Дрездена вам понадобится два билета, каждый из которых стоит €14,0. Один действителен для посещения всех музеев Королевского дворца, за исключением исторического Зеленого свода.
Это Малый бальный зал, Парадные покои Августа Сильного, Монетный кабинет, Новый Зеленый свод, Музей гравюр, рисунков и фотографий, Оружейная палата (Кунсткамера, Расцвет курфюршества в Саксонии, Галерея огнестрельного оружия в Длинном коридоре, Курфюрстский гардероб, Турецкая палата, Зал гигантов, Комната серебряного оружия).
Второй – отдельно для посещения Исторического Зеленого свода. В связи с ограниченностью пропускной способности этого музея (или большого количества желающих) билеты рекомендуется покупать заранее. Увы мы этого не сделали и не смогли сюда попасть.
Исторический Зеленый свод
Исторический Зеленый свод расположен в сводчатых залах замка, что позволяет вам ощутить произведения искусства позднего барокко в соответствующих им оригинальных помещениях.
Экспозиция сейчас празднует свое 300-летие! В июне 1723 года Август Сильный приказал расширить «Тайное хранилище» Дрезденского дворца, служившее прежде складом. Уникальный музей-сокровищница строился в два этапа до сентября 1729 года, когда княжеские сокровища впервые в Европе стали доступны широкой публике.
Среди реконструированных залов эпохи Возрождения и Барокко свободно представлены около 3000 экспонатов, как и когда-то, на консолях великолепных стен и парадных столов.
Исторический Зелёный свод состоит из девяти выставочных залов и вестибюля. В вестибюле с кабинетом Лютера представлено искусство средневековья и раннего Возрождения.
В выставочных залах представлены, среди прочего, чаша Ивана Грозного , чаша и перстень с печаткой Мартина Лютера, карманная Библия шведского короля Густава Адольфа.
Коллекция изделий из янтаря одна из самых важных в художественном отношении во всей Европе. Это сосуды, чаши, шкатулки, церемониальные столовые приборы и статуэтки из мастерских Кёнигсберга и Данцига. В отдельных помещениях изделия из слоновой кости, белого серебра, золота, бронзы и малахита, конечно везде драгоценные камни.
Увы, всего этого великолепия в этот раз мы не увидели. Обязательно позаботьтесь о покупке билета в Исторический Зеленый свод заранее.
Новый Зеленый свод
В отличие от Исторического Зеленого свода, Новый Зеленый свод представляет собой современный музей-сокровищницу с простыми помещениями без исторической атмосферы. И, судя по описанию, выставленные здесь драгоценности меньшей исторической и финансовой стоимости.
В десяти залах с соответствующей подсветкой представлено почти 1100 предметов в 200 витринах. Они расположены в хронологическом порядке на подставках разного цвета. Экспонаты Кунсткамеры на зеленых подставках, экспонаты эпохи Возрождения на синих подставках и предметы в стиле барокко на красных подставках.
Помимо придворного скульптора Бальтазара Пермозера, здесь выставлены прежде всего произведения искусства придворного ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера. Все описывать не имеет смысла, но некоторые фотографии прокомментирую.
«Вращающиеся шаровые часы (Rolling Ball Clock)» в форме восьмиугольной башни являются шедевром машиностроения, сочетающим в себе функцию музыкальной шкатулки с функцией автомата фигурок.
Ровно за одну минуту шар из горного хрусталя обходит башенные часы 16 раз, в то время как второй шар внутри корпуса поднимается вверх, стрелка переместилась дальше, а Сатурн ударил молотом по колоколу.
Помимо этих особых технических характеристик, эти эксклюзивные часы также могут похвастаться амбициозной иконографической программой. Создатель: Hans Schlottheim (1547 — 1625 гг), Дата создания ок 1600 года, размеры 600 x 1200 x 600 см.
«Большой фрегат из слоновой кости». Всего за несколько месяцев до своей смерти Якоб Зеллер (1581 — 1620 гг.) немецкий скульптор и резчик по слоновой кости, завершил создание этого великолепного фрегата из слоновой кости.
Имена саксонских принцев высечены на досках корпуса корабля, также здесь можно увидеть гербы супругов Иоганна Георга I Саксонского и его жены Магдалины Сибиллы Бранденбургской, оплативших шедевр.
Крошечные матросы из слоновой кости карабкаются по золотым лесенкам, прекрасно видны пушки, цепи, гвозди и якоря из золота. Нептун, могущественный бог морей, обеими руками держит корабль на волне. Сам он балансирует в напряженной позе на крылатом шаре, лежащем в раковине мидии на спинах диких морских коньков.
«Золотой кофейный набор» (Pretiosen Coffe Stuff) Иоганна Мельхиора Динглингера был создан между 1697 и 1701 годами и является его первой крупной работой в качестве придворного ювелира при Августе Сильном.
Это великолепный кофейный сервиз из 45 предметов, размещенных на позолоченной серебряной подставке в виде пирамиды. Использованы золото, серебро, эмаль, слоновая кость и около 5600 бриллиантов, а его стоимость была сопоставима со стоимостью стен здания замка Морицбург.
«Трон Великого Могола» Иоганна Мельхиора Динглингера, 1701–1708 годы (имеет несколько названий). Многофигурная композиция изображает представление европейских монархов о великолепие дворцов Великих Моголов. Прообразом послужил эпизод праздника при дворе великого индийского Могола Ауренг-Зеба, современника Августа Сильного.
Ни Август, ни его придворный ювелир, ни его помошники никогда не были в Индии, поэтому произведение искусства было выполнено исключительно на основе отчетов путешественников о поездках.
Результат - чрезвычайно тщательно продуманное и детальное изображение почти 150 людей и животными, украшенное 5223 бриллиантами, 189 рубинами, 175 изумрудами, сапфиром и 53 жемчужинами.
Шедевр имеет высоту 58 см, ширину 142 см и глубину 114 см, а стоимость составила сумму в то время соответствующую годовому окладу 1000 государственных служащих.
Новый Зеленый свод - продолжение
«Купальня Дианы» изображает римскую богиню охоты на орнаментальной чаше. Два дельфина льют воду в чашу, на краю которой разложены туалетные принадлежности. Напротив Дианы, которая готова искупаться, одна из ее собак охраняет ее охотничье снаряжение.
Эта идиллическая сцена вообще то взята из истории с трагическим концом древнеримского поэта Овидия о Диане и Актеоне. Как известно охотник Актеон мельком увидел богиню во время купания, после чего она наказала его, превратив в оленя, которого растерзали его собственные собаки.
Ножкой служит эмалированная голова оленя, золотые рога которого поддерживают чашу, рядом две эмалированные собаки. На опоре чаши, выполненной в виде лесной полянки, лежит голова Актеона, на которую жадно нападают собаки.
Работа Динглингера создана около 1705 года, высота 38 см. Декоративная чаша из халцедона покрыта золотом, а также украшена жемчугом, бриллиантами, эмалевыми изображениями, серебряными и стальными украшениями, орудиями труда и животными.
«Дрезденский зеленый бриллиант» весом 41 карат является одним из крупнейших бриллиантов в мире. Он был найден в Индии и обязан своим уникальным цветом естественной радиоактивности.
Август III, сын Августа Сильного, приобрел его на пасхальной ярмарке в Лейпциге в 1742 году за огромную сумму. Каким образом бриллиант попал из Индии в Европу неясно. Впервые он был упомянут в Лондоне в 1722 году.
«Дрезденский зеленый бриллиант» с 1768 года входит в состав чрезвычайно ценных шляпных украшений, в которые включены еще два крупных бриллианта классической огранки весом 6,3 и 19,3 карата, а также 411 бриллиантов средней и мелкой огранки.
«Большая великолепная шкатулка Софии» — представительная шкатулка для драгоценностей, которая считается одним из важнейших образцов немецкого ювелирного дела позднего Возрождения.
Декоративная шкатулка, богато украшенная внутри и снаружи, создана по проекту мастера Венцеля Ямницера (1507/08–1585) и была завершена в нюрнбергской мастерской в конце 1580-х годов его учеником. Курфюрст Кристиан I подарил своей жене Софии эту ценную и великолепную работу, которая первоначально служила шкатулкой для шитья.
В общем вы поняли, что в Новом Зеленом своде Королевской резиденции Дрездена есть на что посмотреть. А в следующей статье я расскажу об остальных помещениях замка, в том числе о великолепном оружейном зале.