Венеция 2008.05.13-6 - Большой канал от Сан Марко к Мосту Академии
Налюбовавшись Сан Марко мы отправились на прогулку на вапоретто по Большому каналу (Canal Grande). Эта главная улица Венеции, ее променад, любоваться которым можно исключительно с воды. Человек без лодки чувствует себя здесь так же, как человек без машины в большом городе. И променад насыщен достопримечательностями, так что описание прогулки придется разбить на три части. В этой Гранд Канал от Сан Марко до моста Академии.
Итак - Большой Канал, он же Канале Гранде (Canale Grande), вапоретто стартует от остановки Сан-Марко в сторону Пьяцале Рома. Уже не помню какой это был маршрут, но судя по сделанным фотографиям основной упор мы сделали на осмотр фасадов выходящих на Большой Канал палаццо по правой, по ходу движения, стороне канала. Впрочем все путеводители по Венеции рекомендуют именно такой способ осмотра. противоположную сторону можно оставить на следующее посещение Венеции.
А с другой стороны, я же пишу что-то типа путеводителя для следующего путешествия в Венецию, а значит должен написать и о другой стороне Большого Канала и о тех достопримечательностях, которые не попали в объектив фотоаппарата.
Палаццо Ка Джустиниан (Palazzo Ca' Giustinian).
По правой стороне между остановками San Marco и Giglio расположено несколько роскошных отелей, действующих и бывших. В самом начале пути палаццо Ка Джустиниан (Palazzo Ca' Giustinian), один из дворцов, принадлежавший знаменитой семье венецианской знати.
Дворец был построен во второй половине XV века. В 1820 году преобразован в отель "Европа". Здесь останавливались Марсель Пруст и Джузеппе Верди, отель очень любил Сергей Дягилев.
Ка Джустиниан так же известен тем, что 19 октября 1866, в его гостиничном номере французский генеральный полномочный Эдмон Ле Беф (Edmond Le Boeuf) подписал формальный документ о передаче Венеции, что стало прелюдией к плебисциту о присоединении к Италии в следующем году. Сейчас здание палаццо принадлежит городу и здесь находятся офисы Венецианского биеннале.
Палаццо Ка Джустиниан была связан со зданием с левой стороны, составляя с ним единый ансамбль. Сейчас здесь пятизвездочный отель "Бауэр", где в 1891 году столовался Чехов. Современных туристов, глазеющих с Большого Канала, отель встречает фигурой похожей на миниатюрную статую свободы.
Палаццо Тревес де Бонфини (Treves de Bonfili).
Через канал от "Бауэра" расположилось палаццо Тревес де Бонфини (Treves de Bonfili).
Дворец расположен в стратегически удобном месте для морской торговли.
Узкий канал Rio di San Moise позволяет срезать излучину Большого Канала и быстро добраться до моста Риальто в районе палаццо Гримани.
Поэтому неудивительно, что еще в XII веке семейством Бароззи было построено здание с большой открытой галереей, крыльцом и двумя большими квадратными башнями.
В XVIII веке старое здание переживает значительную реструктуризацию.
В 1827 году палаццо переходит к банкирами семьи Тревес, баронам де Бонфини.
Морская таможня Венеции.
Теперь посмотрим налево, а там есть на что посмотреть.
Почти всю треугольную оконечность Дорсудоро занимает Морская таможня Венеции, бывшая конечно, она же палаццо Грасси (Grassi).
В XIV - XV веках рост торгового оборота привел к необходимости расширить Морскую Таможню, функции которой ранее выполняли помещения вблизи Арсенала.
Нынешний вид, со скульптурной группой на шаре, которая, поворачиваясь, указывает направление ветра, здание Таможни приобрело в 1677-1682 годах.
Собственно таможня здесь находилась аж до 1980-х годов, затем долго была заброшена.
Мы же застали ее в период завершения реконструкции (на наших фото все здание в лесах), закончившееся летом 2009 года.
Теперь Punta della Dogana - это музей и выставочный зал.
Рядом со зданием таможни возвышается церковь Санта Мария Делла Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute), но о ней я уже писал ранее.
Палаццо Контарини-Фазан и Палаццо Ферро Фини
Возвращаемся на первую сторону и здесь мы могли бы увидеть узкий фасад с балконными решетками в виде колес - палаццо Контарини-Фазан (Palazzo Contarini Fasan) середины XV века.
Он известное как "дом Дездемоны" и расположен на месте сторожевой башни, к которой в Средние века крепилась цепь, преграждавшая вход в Большой канал.
К сожалению на месте где на фото должен быть фасад палаццо вы можете увидеть лишь мою физиономию. Так что любуемся другими фасадами, а фото палаццо Контарини-Фазан можно найти и в интернете.
Вплотную к палаццо Контарини-Фазан примыкает палаццо Ферро Фини (Ferro Fini), это белое здание с флагами ЕС и Италии на фотографии. Палацо состоит из двух отдельных зданий, претерпевших много изменений за время своей жизни.
В 1972 году комплекс перешел в собственность города и после реставрации сюда переехало Consiglio regionale del Veneto - орган управления Венецианским регионом.
Палаццо Пизани Гритти и Палаццо Корнер делла Ка Гранда
Палаццо Пизани Гритти (Pisani Gritti), здание кирпичного цвета на другой стороне небольшого канала. История палаццо восходит к XIV веку и принадлежал знатной венецианской фамилии, ведущей род с X века. Сейчас здесь пятизвездочный отель.
В районе остановки вапоретто S. Maria del Giglio можно полюбоваться еще на несколько достопримечательностей. Начнем осмотр с высокого палаццо по правой стороне один из самых внушительных дворцов на Большом канале.
Это палаццо Корнер делла Ка Гранда (Palazzo Corner della Ca Granda) сегодня здесь префектура. Дом был построен в 30-х годах XVI века великим Сансовино, который только-только обосновался в Венеции, это его первая постройка.
Это очень смелый для своего времени проект во внешнем облике которого много характерных "римских" элементов (рустованный фасад цокольного этажа, непрерывное расположение карнизов по горизонтали, сочетающееся с акцентировкой вертикальных осей), нетипичных для венецианской архитектуры. Впрочем от оригинала сейчас остался только фасад и большой внутренний двор.
Палаццо Дарио (Palazzo Dario)
На левой стороне Большого Канала как раз напротив остановки вапоретто обратим внимание на попавшее в кадр палаццо Дарио (Palazzo Dario).
Образец раннего Ренессанса постройки конца XV века, фасад которого украшают странные резные круглые окна.
Если внимательно присмотреться, то видно что здание имеет наклон, возникший из-за усадки фундамента.
Палаццо строилось для семьи Джовани Дарио посла Венеции в Константинополе и имеет дурную славу.
Дочь и зять владельца погибли, та же участь постигла и нескольких других владельцев.
Один из них, английский ученый покончил с собой, был убит другой, служивший главным редактором журнала Who и т.д.
В общем странное место.
Палаццо Веньер дей Леони (Palazzo Venier dei Leoni).
Несколько удивительно в Венеции,где так мало места, да еще и на Гранд канале, видеть по левой стороне одноэтажное палаццо.
Это Веньер деи Леони (Palazzo Venier dei Leoni), довольно молодое палаццо, спроектированное как полноценное, как минимум трех этажное здание в 1749 году для братьев Веньер, но что-то пошло не так.
Вторая часть в названии дворца деи Леони возникла толи изза живых львов, принадлежавших владельцам, то ли из-за скульптурных изображений львиных голов.
Но палаццо Веньер деи Леони получило свою известность по другой причине.
В конце 1940-х годов у палаццо появился новый владелец – Пегги Гуггенхайм. Коллекция Пегги Гуггенхайм - это музей современного искусства, в котором собраны работы Дали, Миро, Джакометти, Пикассо, Кандинского и многих других авторов.
К палаццо примыкает Сад скульптур с работами Эрнста, Мирко, Хольцера и многих других. Здесь же находится могила Пегги Гуггенхайм.
Палаццо Барбариго и Палаццо Морозини.
Еще дальше нас ждет несколько палаццо подряд, сначала два Морозини (Palazzi Da Mula Morosini и Centani Morosini). Два палаццо объединены во владении знатной и влиятельной семьи Морозини.
Палаццо да Мула было построено в XV веке в качестве резиденции для семьи Морозини и до сих пор частная резиденция. Палаццо Чентани было построено позже.
Отдавая должное исторической архитектуре дворцов Морозини, глаз все таки дольше задерживается на палаццо Барбариго, стоящем на углу канала Rio de S. Vio.
Палаццо Барбариго было построено в XVI веке в эпоху Возрождения. В XX веке палаццо стало штаб-квартирой компании занимающейся муранским стеклом.
Фасад палаццо украшен мозаикой из муранского стекла, появившейся здесь в 1886 году, когда палаццо владела семья Тестолини.
Палаццо Барбаро и Палаццо Кавали-Франкети.
Вернемся на правую сторону Большого Канала. Здесь хорошо смотрится еще один фасад представляющий настоящую готику (начало XV века). Это палаццо Барбаро (Palazzo Barbaro), до сих пор находящееся во владении наследников семьи.
Семья Барбаро вела свою историю с IX века, среди них были дожи Венеции, епископы и патриархи, кардиналы и прокураторы, художники и гуманисты.
Перед самым мостом Академии по той же стороне любуемся палаццо Кавалли-Франкетти (Palazzo Cavalli-Franchetti). Палаццо было построено в XV веке, но в 1871—1882 кардинально реконструировано, с сохранением форм поздней готики. Начиная с 1999 года в палаццо располагается "Институт наук, литературы и искусства" (Istituto Veneto di Scienze, Lettere e Arti).
Мост Академии.
Заканчиваю эту часть обзора Большого канала мостом Академии Это первый мост на нашем пути, он соединяет районы Сан Марко и Дорсодуро, и позволяет туристу очень быстро попасть от площади Сан Марко к Галереям Академии.
Мост на этом месте был построен лишь в 1854 году, первоначально называясь иначе в конце концов закрепил за собой название мост Академии (Ponte dell'Accademia).
Это произошло после того как в бывшем монастыре и здании Скуолы Гранде ди Санта Мария делла Карита открылся художественный музей Галереи Академии.
Автор этой версии моста австрийский инженер Альфред Невилл, специалист по строительству железных мостов, предложил такой проект для Венеции. Как обычно железный мост, не вписывающийся в традиционный облик города, не был принят жителями Венеции. Тем не менее он прослужил до начала 30-х годов следующего столетия.
А вот следующий мост Академии отлично иллюстрирует сентенцию, что ничего не может быть таким постоянным как временное. В начале тридцатых годов появился проект нового каменного моста Академии, а пока суть да дело был построен "временный" деревянный.
Автор высокого одноарочного моста Евгенио Миоцци (Eugenio Miozzi 1889-1979) и предположить не мог, что его временный мост превратится в постоянный.
Наше вапоретто проходит под мостом Академии и у нас появляется возможность продолжить осмотр Большого Канала. Это мы сделаем в следующем обзоре.