2019.06.10-2: Дворец культуры и науки в Варшаве
Дворец культуры и науки в Варшаве – историческое здание в стиле «сталинских» высоток, до начала 2021 года, самое высокое здание в Польше. С его смотровой площадки на высоте 114 метров открываются отличные виды на город.
В предыдущем материале - 2019.06.10-1 Вокруг Дворца культуры и науки в Варшаве цикла статей о нашем путешествии на машине по Европе в июне 2019 года я немного рассказал, как мы добирались к этому дворцу. Пора идти внутрь и подняться на смотровую площадку.
Дворец культуры и науки (Pałac Kultury i Nauki), до начала 2021 года, самое высокое здание в Польше. Дворец был «подарком советского народа польскому народу». Он был построен в 1952—1955 годах по проекту советского архитектора Льва Руднева. Он черпал вдохновение в московских «сталинских» высотках, в стиле ар- деко.
Сейчас здание находится в собственности города, здесь расположена резиденция столичного совета Варшавы, четыре театра, два музея, большой кинотеатр, университет Collegium Civitas, органы управления Польской академии наук и Совета научного мастерства, Дворец молодежи с бассейном и многое другое. Так же в помещениях Дворца культуры и науки проводятся разного рода выставки.
Из истории Дворца культуры и науки
Довольно интересна история появления Дворца культуры и науки в Варшаве, ей стоит уделить немного внимания. Инициатором постройки была советская сторона, возможно даже сам диктатор Иосиф Сталин.
В апреле 1952 года между правительствами ПНР и СССР было подписано соглашение о строительстве здания в качестве дара советских народов польскому народу. И слово «дар» здесь не в фигуральном смысле, советская сторона финансировала и работы, и материалы, включая произведенные на территории Польши.
Архитектором небоскреба стал академик архитектуры Лев Руднев. Ему, и членам его команды нравился польский архитектурный стиль, перед началом работы над проектом они посетили многие исторические города Польши, чтобы лучше узнать польскую архитектуру.
Что касается назначения здания, то Москва хотела видеть в нем университетский центр, по типу МГУ, но польская сторона предложила для него более широкое назначение - в качестве Дворца культуры и науки.
Как строили дворец культуры и науки в Варшаве
По итогам совместно работы команда советских и польских архитекторов создала целых пять проектов будущего дворца. Чтобы определиться с высотой здания понадобился самолет, буксирующий воздушный шар над осью будущего небоскреба.
Начали со ста метров, поднимая высоту на десять метров с каждым пролетом самолета. Руднев предлагал высоту здания в 120 метров. Однако польская сторона настаивала на большей высоте здания. В итоге высота главного здания была определена в 120 м, башни - надстройки — 160 м, а окончательная высота Дворца культуры и науки, по кончику шпиля — 230 м.
Как я уже упомянул, материалы и работы финансировала советская сторона, польская сторона должна была подготовить территорию для строительства, подъездные пути и обеспечить застройку окружения Дворца.
В процессе освобождения места для строительства Дворца культуры и науки потребовалось снести около 170 окрестных домов. Их жители были переселены в новый жилой массив в Мурануве, но были и несогласные - трое владельцев стали первыми жертвами дворца, они покончили жизнь самоубийством.
Строительство здания продолжалось с мая 1952 года по июль 1955 года. Было занято от 3500 до 5000 рабочих из Советского Союза и около 4000 польских рабочих. Для советских рабочих был построен городок в варшавском районе Елонки. Он включал в себя большие дома-общежития для одиноких рабочих и маленькие для семей инженеров, также кинотеатр, две столовых, дом культуры с библиотекой и бассейн.
Дворец культуры и науки, налево от главного входа, ВаршаваДворец культуры и науки, направо от главного входа, Варшава
Во время строительства также не обошлось без инцидентов, связанных с техникой безопасности, погибло 16 человек, их похоронили в Варшаве на православном кладбище.
Дворец культуры и науки изначально был назван в честь Сталина и сохранил это имя после смерти вождя народов. Ему также хотели установить памятник перед главным входом во дворец, но дальше проведения конкурса дело не продвинулось.
После строительства Дворца культуры и науки в Варшаве
На момент завершения строительства Дворец культуры и науки в Варшаве был вторым по высоте зданием в Европе (после здания МГУ) и восьмым по высоте зданием в мире. Дворец сохранял эти позиции до 1990 и 1961 годов соответственно.
Самоубийства составляют отдельную главу в истории Дворца культуры и науки. Восемь человек покончили жизнь самоубийством прыжком со смотровой площадки с высоты 114 метров до того, как там установили защитные решетку. Среди них был даже один француз, который посчитал смотровую площадку дворца местом более достойным, чем Эйфелева башня.
Отношение жителей Варшавы и поляков в целом ко дворцу было неоднозначным. В целом оно было положительным. Например, по итогам первых трех лет эксплуатации, его посетили 20 миллионов человек, было продано 12 миллионов билетов в кино и театры, 1 258 000 человек поднялись на смотровую площадку.
Но бытовало и такое: ответ на вопрос «Где в Варшаве самое красивое место?», звучал: «На 30-м этаже Дворца культуры и науки, потому что оттуда не видно дворца». А молодые архитекторы из Гонконга, приехавшие на конгресс Международного союза архитекторов в 1981 году, предложили разрезать корпус дворца на части и разбросать по территории.
После падения социализма было предложено много идей о том, что делать с Дворцом культуры и науки. Один американский миллиардер хотел разобрать Дворец, забрать его домой и снова собрать — так же, как другие американские миллиардеры сделали с несколькими замками на Луаре.
Потом его захотел купить польский миллионер, чтобы сделать здесь бизнес-центр. В 1991 году был объявлен конкурс на «укрощение Дворца культуры и науки». Среди предложений - концепция окружения Дворца кольцевым бульваром.
В 1996 году группа художников предложила разрисовать «Дар Сталина» радужными узорами. Идея даже пришлась по душе тогдашнему главе Варшавы, а спустя два года он предложил построить вокруг дворца «земной венец» из восьми небоскребов, которые его скроют.
Зато следующий глава города встал на защиту Дворца культуры и науки. При нем в канун Нового 2000 года на башне дворца на уровне сорокового - сорок второго этажей, были установлены четырехсторонние «Часы тысячелетия». Это третьи по величине часы в Европе - их циферблаты имеют диаметр более шести метров.
В 2007 году здание было внесено в реестр памятников архитектуры. И, несмотря на появление рядом новых небоскребов, дворец по-прежнему остается самым высоким (до начала 2021 года), самым большим и самым известным зданием в Польше, выигрывая все опросы популярности.
Архитектура Дворца культуры и науки в Варшаве
Дворец культуры и науки имеет 42 этажа, общая высота которых составляет 167,68 метра. Последние несколько десятков метров представляет собой башня с размерами основания 41 метр на 41 метр и высотой 40 метров. Все здание венчает шпиль, вершина которого находится на высоте 230,68 метра.
Длина здания вдоль улицы Маршалковская составляет 254 метра, а со стороны бульвара Иерусалимские аллеи – 212 метров, что дает площадь 66 600 м2 у основания.
Здание монументальное, демонстрирующее величие и силу социалистического строя. Первоначально фасад здания был светлый, который со временем потемнел. Фасад выполнен из керамического агломерата цвета песчаника, произведенного на уральском заводе.
Декоративные детали здания и барельефы выполнены из известняка, песчаника, гранита и мрамора. Интерьеры облицованы, среди прочего, Стржегомским гранитом, Славневицким мрамором или Пиньчувским известняком.
Всего во Дворце культуры и науки 3288 залов общей площадью около 123 000 квадратных метров. Кубатура всего объекта составляет 817 000 кубометров, что ставит его на второе место в Варшаве (с 2012 года пальму первенства у Дворца перенял Национальный стадион).
Не смотря на арт-деко, в облике Дворца культуры и науки прослеживаются и польские архитектурные традиции. Например, колоннады перекликаются с Варшавскими постройками XIX века в стиле классицизм, в верхней части что-то от краковских Суконных рядов, тонкая верхняя башня напоминает подобные башни в ратушах в Хелмно или Замосце.
Скульптуры Дворца культуры и науки в Варшаве
Стоит обойти здание Дворца культуры и науки по периметру, чтобы поглазеть на множество скульптур и объектов малой архитектуры из искусственного камня. Правда это на любителя, все они носят соцреалистический характер, выполнены советскими скульпторами.
У главного входа во дворец со стороны улицы Маршалковской установлены два монумента, единственные во всем дворце называемые памятниками, а не скульптурами и выполнены они из гранита. Один из них памятник Адаму Мицкевичу, он слева, второй памятник Николаю Копернику, оба созданы польскими мастерами.
Над входом в здание Дворца культуры и науки установлен огромный барельеф, изображающий аллегорию социалистической власти, где сплоченные рабочие, крестьяне и интеллигенция, трудятся сообща на благо социализма.
Над ним была высечена в камне надпись с полным названием дворца, сегодня она скрыта под листом металла. Справа от входа находится памятник границам бывшего Варшавского гетто - здесь раньше был его юго-восточный угол.
У входа в театр «Лалка» в августе 2012 года открыта мемориальная доска в память о Януше Корчаке, памятник которому мы уже видели в парке Святого креста перед северным фасадом.
С этой стороны дворца расположены сразу три театра, поэтому украшающие его скульптуры относятся к разным областям искусства. Фигуры справа от входа представляют: философию (мудрец, держащий раскрытую книгу), театр (женщина, держащая маску), музыку (женщина со скрипкой), поэзию (сидящая женщина с пером и книгой). Слева: промышленность, литература, скульптуры, танец и др.
Со стороны улицы Эмилии Плятер находится отдельны вход в Конгресс-холл. Восемь скульптур размещены в нишах в выступающей части. У всех персонажей в руках свитки или книги, а представляют они разные народы – Африки, Средней Азии, Китая, Аравии а также советскую интеллигенцию, советскую молодежь.
Отдельно можно выделить юношу с книгой, на обложке которой выгравированы имена трех классиков коммунизма: Маркса, Энгельса и Ленина. Свободное место под Лениным изначально занимал четвертый «классик»: Сталин. Его имя было удалено в 1956 году.
Рядом с Конгресс-холлом, слева находится Дворец молодежи, скульптуры там либо спортивные, либо творческие, а справа Технический музей, здесь скульптуры символизируют механику и технику. Среди них лучник, дискобол, рабочие с шестеренкой и подшипником, колхозница, строитель, шахтер и т.д.
Внутри Дворца культуры и науки в Варшаве
Интерьеры Дворца культуры и науки также выполнены в монументальном стиле соцреализма и охраняются как исторические. Первое помещение со стороны улицы Маршалковской и площади Дефилад – это Главный зал с декоративными входными дверями.
По его сторонам расположены два выставочных зала Ратушный и Мраморный с мраморными колоннадами. За главным залом находится зал, ранее бывший ресторанным, он украшен люстрами, примечательна его стеклянная стена с декоративными элементами, изготовленная специально для Дворца культуры и науки в Чехословакии.
Далее, в сторону Конгресс-холла , идут два параллельных коридора с двухмаршевой лестницей и барельефом в стиле соцреализма «Комната, дающая жизнь людям». В задней части Конгресс-холла находится зал Мицкевича - конференц-зал в VIP -зале Конгресс-холла. Один из залов рядом представляет собой двухуровневый VIP Lounge , ранее предназначенный для самых важных гостей.
Впрочем, внутри Дворца культуры и науки мы гулять не планировали. Сразу после входа здесь установлены турникеты и касса. Мы ограничились посещением смотровой площадки на 30-м этаже, купив в кассе соответствующие билеты. Был июньский понедельник, тем не менее очередь была минут на двадцать.
На смотровую площадку поднимаемся на лифте. Лифтов несколько, берут людей немало, внутри лифтер, все чинно и благородно.