2019-09-23-6: Кутна-Гора, Чехия – Собор святой Барбары
Cобор Святой Барбары – огромный, красивый храм в архитектурном стиле поздней готики. Памятник архитектуры и истории, главная достопримечательность города Кутна-Гора, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Завершаем прогулку по замечательному чешскому городу Кутна-Гора. В предыдущей статье «Кутна-Гора, Чехия – Статуи святых перед Иезуитским колледжем» мы полюбовались на красиво оформленный «променад» на пути к собору Святой Барбары. Променад украшен скульптурами святых покровителей веры, страны и города.
И вот наконец мы у собора Святой Барбары (Chrám svaté Barbory) – огромного пятинефного римско-католического храма в архитектурном стиле поздней готики. Правда стоит сделать некоторую оговорку.
Собор святой Барбары - небольшое вступление
Обычно церкви, называемые Собор, определяют, как «главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит, архиепископ, епископ и т.д.».
Собор Святой Барбары никогда не был резиденцией какого-либо высокого церковного сана, поэтому «собор» он только в архитектурном смысле, как очень большой костел.
Целью его постройки было не столько обеспечение богослужения местного прихода, сколько репрезентативные цели города Кутн-Горы, который по богатству и значимости в то время конкурировал со столицей.
Сегодня Собор Святой Барбары главная городская достопримечательность, с 1995 года включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также предметом охраны, кроме самого храма, являются часовня Тела Христова (слева по пути к храму), парк разбитый на месте старого кладбища, ограда и подпорные стены с лестницей, а также статуя Святого Иуды (справа у стены).
Петр Парлерж, Ян Парлерж
Первым главным строителем Собора Святой был известный архитектор Ян Парлерж младший (1359-1406 гг.), сын выдающегося архитектора и художника своего времени Петра Парлержа (1330-1399 гг.).
Отец и сын Парлержи были представителями целой династии зодчих, отец и три брата Петра работали в немецких землях (Нюрнберге, Кельне, Вене, Базеле и других) и также оставили след в истории готики, а дети продолжили дело в Чехии.
В Чехии Петр Парлерж оказался по приглашению короля Карла IV, чтобы завершить строительство Собора Святого Вита в Пражском граде, после смерти его первого архитектора. Помимо этого, он осуществлял руководство строительством каменного моста через Влтаву (позже названного Карлов мост), Староместской мостовой башни и часовни Всех Святых в Пражском Граде.
Ян Парлерж родился уже в Праге, работал вместе с отцом и старшим братом над Собором Святого Вита, в том числе как основной архитектор Южной башни и, вероятно, был автором ажурной балюстрады, завершающей фасад. Затем он переехал в город Кутна-Гора и стал главным строителем Собора Святой Барбары.
Собор Святой Барбары в XIV веке
Первый этап строительства Собора Святой Барбары приходится на период 1385-1395 годов. «Первый», потому что в последующие 600 лет собор несколько раз перестраивался и сейчас отличается от созданного Парлержем, но не принципиально.
В то время площадка, выбранная для строительства Собора Святой Барбары, находилась на расстоянии полукилометра за городскими стенами. Это было принципиально, так скинувшиеся на строительство богатые горожане, хотели отделить духовное управление этим храмом от влияния цистерцианского монастыря в соседнем Седлеце, на землях которого образовалась Кутна Гора.
Так же на выбор места повлияли и другие причины, например, находящаяся здесь старинная часовня, освященная именем святой Барбары (Варвары). Еще одна причина – построенный здесь храм должен был занять доминирующее положение в ландшафтном рельефе города.
Как положено, есть и легенда, связанная со Святой Барбарой, покровительницей горняков. В ней говорится о трех благочестивых горняках, работавших на местных серебряных рудниках. Они попали под завал и молились святой заступнице.
Разумеется она появилась и указала путь к спасению. Чтобы возблагодарить святую один из горняков вырезал из дерева статую Святой Барбары и установил на месте спасения. С тех пор все шахтеры ходили к этой статуе, чтобы помолиться перед тем, как спуститься под землю, веря, что покровительница их защитит.
Здание Собора Святой Барбары было задумано как трёхнефная базилика с боковыми отдельными помещениями, хором, обрамленным аркадой и венцом часовен. Обращает на себя внимание интересное решение восточной части собора, овальное в плане, которое образует хор, окруженный проходом и венцом радиальных внутренних часовен с алтарями. Такое решение является уникальным для готической соборной архитектуры.
Собор освящался по частям. Самое древнее документально зафиксированное начало функционирования алтаря связано с 1388 годом, впоследствии была освящена часовня в галерее и завершено в 1391 году главным алтарём в хоре.
Собор Святой Барбары в XV-XVI веках
Изменение первоначального архитектурного плана Собора Святой Барбары было вызвано необычайным интересом к строительству новых алтарей в храме. В итоге к трем построенным нефам были добавлены широкие внешние боковые приделы, сделавшие храм пятинефным.
На этом втором этапе строительства, связанном с именем Яна Парлержа (1360-1405 гг.), сына первого архитектора. Храму были добавлены семь сводчатых областей над верхушками аркад главного нефа и всего первого этажа.
Следующий этап преобразований Собора Святой Барбары - 1482 год, были изменены нижние частей опорных колонн и стена над аркадами хора, трифорию в верхней галерее добавлен уникальный скульптурный ансамбль из шестнадцати барельефов.
Концепция украшения трифория отражает вековую борьбу добра со злом. Наиболее распространенной темой являются зеленые мужчина и женщина, олицетворяющие циклическое обновление природы, понимаемое как образ воскресения Христа и воскресения мертвых в конце времен.
Большая часть декора состоит из традиционных христологических тем дополненных группой отрицательных персонажей, таких как демоны и им подобные. Рельефы трифория были созданы несколькими местными скульпторами.
Именно на этот этап строительства приходится появление наиболее значительного фрескового убранства интерьера. Позднеготическое завершение хора было выполнено Матеем Рейсеком (1445-1506 гг.), еще одним выдающимся чешским архитектором готики. В Праге ему принадлежит авторство Пороховой башни.
Последний этап позднеготического завершения Собора Святой Барбары был начат в 1512 году. Руководил работами чешский архитектор Бенедикт Рейт (1454-1536 гг.), как архитектор он нам не слишком известен.
Собор святой Барбары, Кутна-Гора - витражи внешних часовенСобор святой Барбары, Кутна-Гора - витражи внешних часовенСобор святой Барбары, Кутна-Гора - витражи внешних часовен
Если верить большой статье о нем в чешской википедии, Рейт, скорее был инженером-строителем, специализирующимся на ремонте и восстановлении готических замков, в том числе и в Пражском граде. Он был большим специалистом по работам с арочными сводами, главной «фишке» готический зданий.
Благодаря ему в верхней части главного нефа Собора Святой Барбары были построены два боковых прохода одинаковой высоты, как надстройки над правым и левым внутренними нефами. Таким образом верхняя часть церкви стала отдельным дополнительным пространством, что уникально для готической сакральной архитектуры.
По сути, новая церковь в стиле поздней готики была построена над первоначальной частью церкви с круглым ребристым сводом. Иллюзия «церкви над церковью» еще больше подчеркивалась совершенно необычным расположением алтарей на втором этаже церкви.
Для сводов был выбран круговой рисунок ребер, основанный на схеме свода Владиславова зала в Пражском граде, над которым также работал Рейт. Три шатровые крыши были закончены в 1532 году, работы в Хранилище - в 1548 году.
Строительные работы не были завершены в полном объеме, так как были приостановлены после смерти архитектора в 1534 году. Дополнительно на финансировании сказалось сокращение добычи серебра. И в 1558 году работы были окончательно остановлены.
Собор Святой Барбары ближе к нашему времени
В 1626 году Собор Святой Барбары перешел в управление ордена иезуитов, которые также построили рядом колледж. Храм и колледж были напрямую соединены закрытым кирпичным переходом. Позже переход был снесен.
Иезуиты значительно изменили интерьер собора, именно в этом виде он сохранился до наших дней. XVII век был временем перехода к стилю барокко и большинство алтарей внутренних капелл оформлены именно в этом стиле. Оригинальный интерьер, созданный Парлержами был полностью разграблен ещё во время гуситских войн.
Также при иезуитах был частично изменен внешний силуэт Собора Святой Барбары, заменой шатровых крыш новой двускатной.
После упразднения ордена иезуитов в 1773 году храм перешел в собственность государственного религиозного фонда.
XIX век стал временем возрождения интереса к Собору Святой Барбары как к одному из самых значительных готических памятников Богемии (Чехии). Из-за финансовых трудностей реставрация была начата только в последние десятилетия века.
Особенности архитектуры Собора Святой Барбары
Пишу именно об особенностях, так как всю архитектуру описать невозможно, да и бессмысленно.
Как уже говорилось, Собор Святой Барбары был задуман как базилика с тройным нефом, к которому чуть позже были добавлены два внешних нефа. А позже нефы, прилегающие к главному, были надстроены до его высоты, а в верхней части собора образовалось отдельное трехнефное пространство.
Внешние опоры первых наружных нефов (2-го и 3-го) значительно выступают за пределы внешнего контура образующего стены храма. Такая конструкция, наряду со сводами, вторая «фишка» готических соборов.
Если быть точным, то вторая «фишка» является следствием первой. Для обеспечения надежности всей конструкции, каменная кладка и все, на что передается сила от свода, а она немалая, должно быть очень прочным.
Именно задаче подпирать стены, как правило ослабленные огромными оконными проемами, и принимать нагрузку от свода и служит система опорных столбов с кронштейнами - контрфорсами. Но у Собора Святой Барбары это не так заметно, потому что достроенные наружные нефы (4-й и 5-й) скрыли нижние части опор.
Заметно это только в верхней части, где боковые опоры теперь имеют вид высоких колонн, выходящих из внешних нефов, заканчивающихся шпилями с многочисленной резьбой по камню.
Вся конструкция верхней части целиком покрыта оригинальной крышей, состоящей из трех отдельных шатров со скатами сложной конструкции.
С восточной стороны Собора Святой Барбары устроен удлиненный хор с алтарем в главном нефе. При этом прилегающие боковые нефы полностью обтекают главный, образуя круговую галерею с колоннами.
Все внешнее пространство этой круговой галереи занимают внутренние капеллы с огромными витражными окнами. Окна были расписаны в готической манере во время реставрации конца XIX века. Если не ошибаюсь подобную структуру внутренних капелл я видел также и в Соборе Святого Вита.
Часть капелл можно считать более новыми, в них расположены большие алтари в стиле барокко, по одной стене (датируются рубежом XVII – XVIII веков, периодом иезуитов) и картины в том же стиле на противоположной.
Часть капелл имеет готическую роспись XV века той или иной степени сохранности. Тематика одной из них элементы горной добычи того времени, на другой изображение средневековой техники чеканки монет, в третьей сцены на библейские сюжеты, запомнилась «Царица Савская приходит к царю Соломону», в других цветы и прочая флора и фауна, фигуры мифических существ.
С наружной стороны Собора Святой Барбары капеллы не выступают за пределы контура здания. Тем не менее они выделены небольшими шатровыми крышами с аккуратными шпилями.
Пространство главного нефа, трансепта и хора на первом уровне окружает аркада гнутых профилированных арок на гладких многоугольных столбах с рифлёными декоративными выступами, в которые плавно переходят ребра без опор.
Снизу отличный вид на ребристый свод над главным нефом, созданный в 1540-1547 годах. В полях свода изображения гербов цехов и знатных горожан Кутна-Гора.
Выше аркады - выступ, за которым следует узкая полоса свободной стены, заканчивающаяся перилами внутренней стороны верхнего трехнефного пространства, образующая галерею. На верх ведут две винтовые лестницы в углу, соединяющем трансепт и хор.
В углах верхнего пространства Собора Святой Барбары установлены большие (3,5 метра) деревянные скульптуры христианских добродетелей первой половины XVII века – справедливость, умеренность, осторожность и отвага.
Во внешних нефах сейчас немного капелл. В Северном – капелла с большим барочным алтарем, посвященным основателю ордена иезуитов Игнатию Лойоле. Южный неф называется безменным, здесь расположена капелла с алтарем Святого Франциска. Оба датируются концом XVII века.
Наиболее ценный исторический памятник Собора Святой Барбары расположен на опорной стене южного нефа. Это три настенных росписи, относящиеся к догуситскому периоду (начало XV века).
Главный алтарь храма восстановлен при реставрации в конце XIX века. В центре объемная композиция «Тайная вечеря», сверху и по бокам изображения святых-покровителей. В соборе есть органы, но их звучания услышать не довелось.
Да, если кому интересно. Вход в Собор Святой Барбары платный. Билет можно купить в специальном домике справа по ходу, там же сувениры.