2019-09-22-3: Прага улица Юнгмана и Костел Девы Марии Снежной
В этой статье продолжаем о Праге. Сначала пройдемся по улице Юнгмана от Водичковой до площади Юнгмана и увидим несколько исторических зданий. Зайдем в Костел Девы Марии Снежной, полюбуемся на его великолепный главный алтарь, а также множество картин и скульптур.
Напомню, что мы в Праге, в небольшом отпуске. В первой половине дня мы выполнили главную задачу, побывали в Вышеграде и на Карловой площади, а теперь пешком не торопясь продвигаемся в сторону Староместской площади.
На улице Юнгмана в Праге
Покидая Карлову площадь по улице Водичкова, на первой развилке улиц мы можем пойти по левой из них. Отсюда начинается улица Юнгмана, в чешском варианте Юнгманова (Jungmannova), а заканчиваться она будет на небольшой одноименной площади.
Как только был основан Новый город, а именно с XIV века будущая улица Юнгмана была одной из важных дорог, с помощью которых сюда могли попасть жители Старого города, например чтобы посетить рынки Карловой площади.
В те времена улица носила названия «Konvářská» и «Zvonařská», это связано с располагавшимися здесь мастерскими производителей колоколов. В XVII и XVIII веках улица называлась «U karmelitán», что было связано с орденом кармелитов, которые построили церковь Девы Марии Снежной. О этом сакральном сооружении, расположенном неподалеку от площади Юнгмана я также напишу в этом материале далее по тексту.
Свое имя в честь профессора Юнгмана, пропагандиста чешского языка, ректора Карлова Университета, улица получила в 1878 году. На площади Юнгмана мы уже бывали ранее и немного о ней и о самом герое в материале «Прага 30 декабря 2010 (7) - Завершение дня».
Улица Юнгмана не может похвастаться большим количеством исторических зданий, тем не менее на некоторые стоит взглянуть повнимательнее.
В доме №1, первом по левой стороне расположен пражский Театр Комедии. Театр расположен в здании в стиле функционализма, построенном в 1930 году. Оно не попало в кадр нашего фотоаппарата.
Дом №9 «Husův dům» перестроенный в 1923 году в стиле ренессанса и раннего барокко средневековый дом. Он принадлежит Синодальному совету евангелической церкви, который здесь и расположен.
Фасад, обращенный на улицу, выполнен в стиле кубизма. Его украшает наименование дома, статуя Яна Гуса и два рельефа. На одном открытая Библия с буквами альфа и омега, на втором Агнец. Дом охраняется как памятник культуры Чешской Республики.
Напротив - «Hlávkovy domy», комплекс из двух многоквартирных домов, ориентированных на Водичкову и Юнгмана. Здания охраняются как памятник культуры Чешской Республики с 1995 года.
В доме №24 расположен «Европейский Дом» в Праге, здесь находятся Представительство Европейской Комиссии и Офис Европейского Парламента в Чешской Республике. Т.е. оказывается, помимо кучи бюрократов, наводнивших Брюссель, они расползаются и по столицам государств членов ЕС. Я не поленился, посетил сайт этой структуры, но так и не понял, чем они занимаются. Обучение, распространение и прочее обычное словоблудие.
Дом №28, построенный в 1933 году для размещения универмаг «Te-Ta», в 60-е годы XX века был реконструирован. На улицу Юнгмана обращен шестиэтажный фасад, так называемого «парадного дома». На 2-м этаже расположены офисы, с 3-го по 7-й этажи - жилые квартиры.
Пройдя сквозь здание переходом на первом этаже можно попасть во Францисканский сад. Вторая часть здания, так называемый «задний дом», представляет собой пристройку, появившуюся в ходе реконструкции 90-х годов. Это жилой дом с уникальным видом на Францисканский сад.
Дом №30 - «Mozarteum», был построен в 1913 году в духе современного классицизма для музыкального издателя Моймира Урбанека. Проект также включал концертный зал на 400 слушателей. Позже здесь разместился театр Д 34. Дом состоит из трех частей – пятиэтажное здание, обращенное на улицу Юнгманова, дополнительное крыло во дворе, они соединены коридором. К заднему крылу пристроено одноэтажное здание концертного зала, обращенного на Францисканский сад.
Дом №31 - «Дворец Адрия» важный архитектурный памятник, построенный в 1924 году в стиле рондо-кубизм для итальянской страховой компании. Фасад по кругу украшает множество статуй, созданных известными чешскими скульпторами. На первом этаже здания находятся коммерческие помещения и ресторан. Цокольный этаж служит как складское помещение, но также здесь находится популярный «Divadlo Bez zábradlí (Театр без перил)». Остальные помещения здания занимают офисы.
Дом №34 - историческое здание, используемое сейчас в качестве офисного. Здесь предлагается в общей сложности более трех тысяч квадратных метров очень представительных и технически качественных офисов, в том числе и посуточно.
В этом здании находится известный магазин деликатесов, по-чешски – Lahůdky. Сами мы туда не заходили, но на трипадвизоре есть множество положительных отзывов. Ниже привожу один из них в вольном переводе с чешского.
«Это скрытая жемчужина. Настоящие старые чешские тосты, которые стоит попробовать. На мой взгляд, они лучше любого современного фаст-фуда. Это действительно для людей, которые хотят попробовать исторические закуски.»
«Голова Кафки» - неплохой образец современного искусства
Дом №29 по улице Юнгмана - «Škoda Palace», историческое огромное здание в стиле кубизма, построенное в 1929 году для размещения Главного управления завода «Шкода».
В настоящее время здесь размещаются некоторые департаменты мэрии города Праги. Это Департамент охраны окружающей среды, Департамент культуры, охраны памятников и туризма, Департамент лицензирования торговли, Департамент транспорта.
Если пройти вдоль фасада здания по улице Харватова (Charvátova) то можно попасть на небольшую площадь. Названия, как я понял, у нее нет, но зато здесь установлен еще один интересный образец современного искусства. В этот раз пишу без кавычек, потому что произведения Давида Черны, на мой взгляд, достойны внимания.
Это «Голова Кафки» - одиннадцатиметровая статуя, настоящее техническое чудо XXI-го века. Она составлена из сорока двух отдельных металлических панелей. С определенной периодичностью они вращаются в горизонтальной плоскости вокруг оси.
В результате вращения панелей голова с лицом известного чешского писателя Франца Кафки поворачивается на 180 или 360 градусов. Вращение панелей при этом происходит неравномерно по сложному алгоритму и можно полюбоваться эффектом «перетекание» лица из одного положения в другое. В ролике на youtube.com можно посмотреть как это происходит.
Костел Девы Марии Снежной в Праге
Костел Девы Марии Снежной (Kostel Panny Marie Sněžné), наверное, самый скромный костел в Праге. При том, что размеры его весьма внушительны, попасть в нее не так просто. Непосредственный вход в костел находится внутри небольшого двора, образованного из кольца зданий из построек, относящихся к монастырю. А сфотографировать его толком можно только со стороны Францисканского сада.
Имя Девы Марии Снежной связано с преданием, согласно которому, в августовскую ночь 358 года Богородица явилась богатым бездетным супругам, жившим в Риме и до того горячо молившимся о даровании ребенка, а также совершавшим щедрые приношения церкви.
Явившись им Дева Мария сообщила, что бог пошлёт им сына, если они построят церковь её имени на одном из римских холмов. А для подкрепления видения будет дано знамение: утром на том месте, где должна быть построена церковь, они найдут снег, что и произошло.
Это место сразу же было освящено, и спустя немного времени здесь начали возводить храм, ставший в последствии одним из четырёх главных соборов Рима - Санта-Мария-Маджоре.
Нынешний костел Девы Марии Снежной в Праге является наследником одного из крупнейших для своего времени, но оставшегося недостроенным костела Нового города. Он принадлежал кармелитскому монастырю, основанному в 1347 году, по инициативе короля Карла IV.
Орден кармелитов, пользующийся большим уважением и популярностью благодаря своей учености и горячему поклонению Деве Марии, был желанным в чешских землях, особенно в преддверии долгожданной коронацией Карла IV и Бланки Валуа.
В нынешнем костеле Девы Марии Снежной сохранился пресвитерией оригинальной готического костела монастыря кармелитов. Это высокое помещение, разделенное на пять узких сводчатых частей с кирпичным сетчатым сводом эпохи Возрождения.
В современном костеле всю стену между колоннами, обрамляющими части помещения, занимают высокие готические трехчастные окна с узорчатыми стеклами, появившиеся в эпоху Возрождения.
Внутреннее убранство Костела Девы Марии Снежной
Общий дизайн хора церкви кармелитов свидетельствует о продолжении традиции длинных хоров, понимаемых как часовни, с галереей скульптур на передних колоннах, образцом для которых стал парижский собор Сент-Шапель.
После перехода монастыря и костела в 1604 году францисканцам он был значительно перестроен. На смену разрушенной готике пришел стиль ренессанс, в частности появился свод с терракотовыми ребрами, а над ним остались видны остатки готических сводов и верхушки готических окон. Свод украшен фресками - Святая Троица, Дева Мария, Архангел Михаил, Святой Франциск Серафинский, Святая Клара, Святой Антонин Падуанский и т.д.
Главный алтарь костела Девы Марии Снежной в стиле раннего барокко датируется 1649-51 годами. Представляет собой деревянную конструкцию в черно-золотой цветовой гамме, состоящую из высокого постамента и трех постепенно сужающихся портальных уровней, он самый высокий в Праге.
На заглавном изображении «Богоматерь Снежная» запечатлено то самое чудесное событие, когда жарким летом на холме в Риме выпал снег. Богоматерь плывет по небу, в окружении святых, на вершине Святая Троица, внизу группа людей во главе с Папой идет на снежную гору.
Внизу по бокам боковых порталов стоят четыре фигуры ангелов, над ними статуи святых Иоанна Крестителя, Петра, Павла и Франциска Ассизского. Выше статуи святых Клары, Варвары, Екатерины, Агнежки Чешской, Адальберта, Михаила, Вацлава. Кульминацией алтаря является скульптура Распятия. В середине второго уровня алтаря находится картина меньшего размера, датированная 1646 годом, в стиле барокко.
Помимо основного алтаря в костеле Девы Марии Снежной находятся несколько дополнительных, боковых алтарей. Это деревянные алтари в стиле барокко, поверхность покрыта имитацией мрамора, статуи также деревянные, выкрашены в белый цвет с позолоченными деталями, согласно монастырским летописям, их изготовили два безымянных резчика.
Алтарь Святой Екатерины 1727 года с картиной «Беседа Святой Екатерины с языческими учеными» украшена четырьмя статуями святых. В верхней части - рельеф Божьего глаза в сияющем ореоле, которому поклоняются две фигуры ангелов.
Алтарь Святого Франциска Серафинского 1722 года с картиной о стигматах и статуи францисканских святых. Алтарь Благовещения с изображением Святого Иосифа 1724 года также украшен статуями других святых.
Алтарь Святого Креста 1726 года представляет собой богатую скульптурную композицию: в центре Распятия с Девой Марией и Святым Иоанном, по бокам статуи Моисея и жертвоприношения Авраама, в центре Бог Отец и по бокам на завитках ангелы и путти. Стены ниши украшены барельефами.
Кроме вышеперечисленного в костеле Девы Марии Снежной и отдельных капеллах есть еще множество скульптур и картин различных чешских мастеров.
Монастырские постройки вокруг костела Девы Марии Снежной
Архитектура монастырских построек XVII века окружающая костел Девы Марии Снежной, отличается сдержанностью и простотой форм. Со стороны внутреннего двора расположен портал - вход в монастырь в стиле барокко, под ним были обнаружены остатки первоначального готического кармелитского монастыря. В отличие от нынешнего, готический монастырь располагался дальше на запад, вероятно, до площади Юнгмана.
В западном крыле обители находилась первая гробница четырнадцати братьев-францисканцев, замученных в 1611 году. Это были первые монахи францисканцы, поселившие в 1604 году в заброшенном монастыре кармелитов.
Во время очередной гражданской войны и вторжения войск Пассау в Богемию в 1611 году они были обвинены в измене. Разъяренная толпа ворвалась в монастырь, и все присутствующие братья были безжалостно убиты.
Первые шаги к их беатификации были сделаны ещё в XVII веке, но закончен процесс был лишь в 2012 году, так что это самые «молодые» мученики.
Из памятников эпохи Возрождения в костеле Девы Марии Снежной сохранилась каменная рельефная эпитафия с фигурой воскресшего Христа и дарителя, встроенная в стену в северном крыле.
К монастырю с южной стороны примыкает большая сводчатая трапезная, большая столовая для братьев. На восточной стене картина со сценой Голгофы времени раннего барокко, датируемая XVII-м веком. Подвалы монастыря, находившиеся в южном крыле средневекового монастыря, также имеют средневековый характер.
Во внутреннем дворе восточной части монастыря при обследовании 1980-х годов были обнаружены остатки первоначального готического капитула монастыря кармелитов. На противоположной стороне двора растет памятный тис, возраст которого сложно оценить.
Если барочная статуя Девы Марии, была помещена на ствол дерева во время ее создания, то дерево значительно старше, чем со времен реставрации монастыря в XVII веке.
На этом остановлюсь, что бы продолжить про прогулка этого дня в следующем материале.