Венеция 2025.04.29-4 – Дворец Дожей верхний уровень, часть 2
Продолжение осмотра Дворца Дожей Венеции, его верхнего уровня. Заглянем в зал Сената, зал Совета десяти и комнату Компаса. Полюбуемся на расписные позолоченные потолки и многочисленные картины на потолках и стенах кисти Веронезе, Тинторетто, Бассано, Пальмы Младшего и других.
Мы продолжаем прогулку по Дворцу Дожей во время нашего короткого путешествия в Венецию в конце апреля, начале мая сего года. Начало прогулки здесь и здесь.
Мы закончили осмотром Зала Коллегии на верхнем уровне Дворца Дожей Венеции, отправляемся дальше, тем более что далеко идти не придется.
Зал Сената Дворца Дожей Венеции
Зал Сената (Sala del Senato) следующее значимое помещение на верхнем уровне Дворца Дожей Венеции. Оно соединено дверью с Залом Коллегии.
Венецианское государство всегда существовало как импровизированная конструкция, без какой-либо формальной конституции. И институты венецианского государства возникали и исчезали по усмотрению правящей элиты.
По мнению большинства историков, две причины подтолкнули Венецианскую республику к созданию Сената. Доминирование аристократической партии и возросшая потребность в управлении постоянно расширяющейся территорией.
Историки указывают 1229 год как дату основания Сената. В то время он носил название Совет Прегади и состоял из шестидесяти членов, избираемых ежегодно. В дальнейшем это число менялось, как менялась и роль самого Сената в управлении Республикой.
Ремонтные работы в Зале Сената Дворца Дожей после пожара 1574 года проводились в 1580-х годах. Потолок из внушительных позолоченных фигурных деревянных рам был создан к 1581 - 1587 годах.
Параллельно началось живописное оформление, которое было в основном завершено к 1595 году, а окончательно уже в начале следующего века.
Картины написаны такими художниками, как Тинторетто, Марко Вечеллио, Андреа Вичентино, Антонио Вассилакки, Томмазо Долабелла, Пальма Младший и Джероламо Гамбарато.
Центральное место на потолке Зал Сената занимает картина «Триумф Венеции (Triumph of Venice)», 1584 кисти Тинторетто (при участии его сына Доменико Робусти).
На полотне изображена Венеция, возносящаяся в небо в вихре мифологических морских персонажей. Они устремляются вслед восходящей Венеции, чтобы предложить дары и признание.
Про остальные работы украшающие потолок Зала Сената найти внятной информации мне не удалось. Во многих других залах Дворца Дожей стоят специальные стенды со схемами размещения картин на потолке, здесь такого не было.
Со стенами немного получше. На главной стене, той, что без дверей, размещено большое полотно Тинторетто «Мертвый Христос, которому поклоняются дожи Пьетро Ландо и Маркантонио Тревизан», 1580 г.
После смерти Веронезе и Тинторетто художник Пальма Младший был выбран для росписи парадных покоев в Палаццо Дукале.
Хоть потомками считается что он мастер рангом пониже чем предшественники, тем не менее он создал множество работ, интересных если не сюжетом, то фоном и историческими подробностями.
Кисти Пальмы Младшего принадлежат четыре вотивные (как правило это значит оплаченные кем-то из изображенных на полотне) картины, связанные с историческими событиями Республики.
«Аллегория победы над Камбрейской лигой», написанная около 1590 года, посвящена этой самой войне. Она размещена на стене над входом в зал со стороны Коллегии.
Это была довольно бесславная война Венеции против коалиции, образованной папой, королями Франции и Испании и императором Священной Римской империи. По окончании войны по большому счету все остались при своих, но в ее процессе враг оккупировал материковую часть Венеции и угрожал самому городу.
На полотне изображён дож Леонардо Лоредан, а также представлено сопротивление венецианцев объединённым силам Европы, символическими и аллегорическими фигурами.
Две другие картины - «Дож Франческо Веньер представляет Венеции подвластные города» (1595 год) и «Дож Пьетро Лоредан, молящий Деву Марию» (1595). Четвертую опознать не удалось.
Среди картин также «Дож приветствует историков и поэтов (Il doge accoglie storici e poeti)» Антонио Вассилакки.
«Дож Паскуале Чиконья поклоняется Святому Причастию по случаю освящения церкви Спасителя (Il doge Pasquale Cicogna adora il Santissimo Sacramento in occasione della dedicazione della chiesa del Redentore)» Томмазо Долабелла (Tommaso Dolabella; 1570 — 1650 гг.).
«Мастера монетного двора чеканят монеты под надзором инспекторов (I maestri della Zecca coniano monete sorvegliati dai provveditori)» кисти Марко Вечеллио (Marco Vecellio, 1545–1611 гг.).
Также в Зале Сената размещены двое часов, с синими циферблатами и почему-то одной золотой стрелкой. Одни часы украшены двенадцатью знаками зодиака вместо цифр, другие с римскими цифрами для отсчёта 24 часов.
Зал Совета Десяти Дворца Дожей Венеции
В Зале Совета Десяти (Consiglio dei Dieci), как следует из названия заседал этот самый совет. Совет десяти был создан после заговора, задуманного в 1310 году Байамонте Тьеполо (Bajamonte Tiepolo) и некоторыми другими патрициями.
Будучи созданным для суда над участниками заговора, он должен был быть временным органом, но, как это часто бывает в истории венецианских учреждений, в итоге он стал постоянным органом.
Постепенно в сферу деятельности Совета десяти были включены все сферы общественной жизни: религиозная ортодоксальность, внешняя политика, шпионаж, защита государства.
Постепенно деятельность Совета Десяти окутал ореол мифов о могущественном, зорком и безжалостном суде на службе господствующей олигархии, чьи приговоры выносились очень быстро и с тайным образом.
Совет состоял из десяти членов, выбранных Сенатом и утвержденных Большим Советом (Maggior Consiglio). В заседаниях также принимали участие члены Малого совета - дож и шесть его советников. Отсюда и семнадцать полукруглых панелей, обозначающих места размещения членов совета, которые до сих пор можно увидеть в зале.
Это помещение не пострадало в двух больших пожарах произошедших во Дворце Дожей в 70-х годах XVI века, поэтому здесь сохранились произведения искусства более раннего времени.
На стенах большие полотна «Папа Александр III благословляет дожа Себастьяно Дзиани, победителя битвы при Пунта-Сальворе в 1176 году (Papa Alessandro III benedice il doge Sebastiano Ziani, vincitore nel 1176 della battaglia di punta Salvore)» кисти Франческо и Леандро Бассано.
Напротив «Встреча Карла V и Климента VII в 1530 году в Болонье (Incontro di Carlo V e Clemente VII nel 1530 a Bologna)» - Марко Вечеллио. Между ними на стене против окна «Поклонение волхвов (L'Adorazione dei Magi)», 1600 кисти Антонио Вассилакки.
Потолок зала Совета Десяти Дворца Дожей Венеции
Резной и позолоченный, потолок Зала Совета Десяти разделен на двадцать пять отсеков, в которых размещены небольшие картины с изображениями божеств и аллегорий. Образы иллюстрируют власть совета, в чью задачу, по образу небесного трибунала, входил разбор преступлений, наказание преступников и освобождении невиновных.
Заказ на украшение потолка был получен Джованни Батиста Пончини (Giovanni Battista Ponchini, 1510-1577 гг.). Если верить Джорджо Вазари, то выбор пал на Пончини из чистого фаворитизма (хорошо известны его связи с некоторыми влиятельными семьями венецианского патрициата).
А тот, понимая, что может не справиться достойно с поставленной задачей, был вынужден обратиться за сотрудничеством к Паоло Веронезе и Джованни Батиста Дзелотти.
Интерпретация отдельных картин особенно сложна из-за неоднозначности мифологических персонажей и склонности создателей программы накладывать смыслы, связанные с венецианской идеологией, на традиционные.
Тем не менее в Зале Совета Десяти установлен специальный стенд со схемой расположения потолочных картин. Из двадцати пяти изображений, Веронезе указан автором четырех, Дзелотти – девятнадцати и лишь две картины написал сам Пончини.
Центральное место занимает большая овальная картина кисти Веронезе «Юпитер мечет молнии в пороки» (1553-55 гг.). Главная особенность картины — смелое использование ракурсов, мастером которого был автор. Скульптурно округлые фигуры эффектно выделяются на фоне голубого неба.
К сожалению, про эту картину правильно было бы написать «занимала», так как сегодня на потолке Зала Десяти Дворца Дожей Венеции размещена копия. Оригинал в 1797 году был конфискован комиссарами по искусству Наполеона Бонапарта и вывезен в Париж. Копию в 1863 году сделал художник Якопо ди Андреа по заказу правительства.
А вот другие картины – это подлинники. Следующая по значимости и размеру, одна из прямоугольных, слева от большого овала, если смотреть от окна «Юнона осыпает дарами Венецию» (1553-55 гг.) кисти Веронезе.
На ней богиня Юнона, супруга Юпитера осыпает Венецию золотыми коронами, драгоценностями и деньгами каскадом ниспадают на Венецию. В «кадре» также шляпа дожа и лавровый венок - стремление к власти и стремление к миру рассматриваются как две стороны одной медали.
«Пожилой восточный мужчина с молодой женщиной» (1553-55 гг.) - небольшая овальная картина типа медальона, расположена в правом дальнем если смотреть от окна углу потолка Зала Совета десяти.
Точный смысл сюжета картины неизвестен, а название дано лишь для удобства. На картине изображен бородатый старик, погруженный в раздумья на руинах античной архитектуры, рядом молодая женщина. Юность и Старость, или Венеция и Восток, или Венера и Сатурн.
Уже современники Веронезе считали, что это шедевр живописи, в котором художник достиг выдающегося мастерства, успешно соединив величайшие достижения античности со своей собственной манерой.
А вот на счет четвертой картины кисти Веронезе есть некоторое расхождение между источником, которому я доверяю и подписью полотна на стенде в самом зале. В первом случае она названа «Торжество добродетели над пороком», во втором простая подпись «Женская фигура, разрывающая цепи».
Так то, названия картин зачастую условные и тут нет большого противоречия, а в описании сказано, что лавровый венок и пальмовая ветвь символизируют торжество блистательной Добродетели над Пороком.
Картина имеет ярко выраженный морализаторский тон, должный напоминать членам Совета Десяти, хранителям порядка и благопристойности, об одной из их главных задач — борьбе с пороком. К сожалению, на наши фото эта картина попала под значительным углом, поэтому трудно судить о соответствии описания содержанию.
Пончини написал для потолка Зала Совета десяти две картины - «Меркурий и Миневра». Это второй большой прямоугольник, справа, если смотреть от окна. А также один угловой медальон - «Нептун в колеснице, запряженной морскими конями».
Джованни Батиста Дзелотти написал остальные девятнадцать потолочных картин. Самые заметные из которых – прямоугольник у окна «Венера между Марсом и Нептуном» и два округлых медальона по углам. Это «Янус и Юнона» и «Венеция, сидящая на земном шаре и лев Святого Марка».
Зал Компаса Дворца Дожей Венеции
Зал Компаса (Sala della Bussola) открывает череду помещений, назначение которых отправление правосудия. Свое название зал получил по находящемуся здесь компасу. Правда мы его, что-то не заметили.
Зато статуя Правосудия, как и прежде, возвышается над залом, установленная над небольшим, выступающим внутрь зала тамбуром с дверьми.
Всего в нем то ли две, то ли три двери и ведут они куда-то в помещения позади залов Компаса и Совета Десяти. Эти помещения можно посетить только во время специальной экскурсии «Тайные маршруты».
Судя по всему, этот зал служил непарадной приемной, где ожидали своей участи вызванные на «разбор полетов». А её великолепие убранства было направлено на то, чтобы подчеркнуть торжественность свершения политико-правового ритуала государства.
Обустройство помещения датируется серединой XVI века, а роспись потолка также принадлежит кисти Веронезе. Тематика его работ направлена на прославление «благого управления» Светлейшей.
Формально потолок здесь разделен на девятнадцать секций с отдельными росписями, но они, кроме центрального, настолько маленькие, что там сложно что-либо разглядеть.
Что касается центрального полотна «Святой Марк во славе», на котором святой спускается с небес, чтобы увенчать три богословские добродетели, то с ним та же история, что и с центральным полотном Зала Совета десяти. Его умыкнули французы, а позже тем же мастером была создана копия.
Среди картин на стенах полотно «Дож Леонардо Донато перед Мадонной с младенцем (Leondardo Donà adora la Vergine)» кисти Марко Вечеллио и «Посвящение Брешии (Dedizione di Brescia)» Антонио Вассилакки.
А Большой камин, расположенный между окнами, был спроектирован Якопо Сансовино в 1553-54 годах.
После завершения осмотра зала мы оказываемся у лестницы (это лестница Цензоров), по которой позже мы начнем спуск к нижним уровням Дворца Дожей. Но прежде мы еще заглянем в Оружейную.
