Венеция 2025.04.29-1 – Собор Сан Марко
В статье о главном венецианском соборе – Базилике Сан Марко. Побываем внутри, полюбуемся на километры золотой мозаики на стенах и куполах, а также на золотой алтарь Пало де Оро и античных лошадок в музее на верху.
Этой статьей продолжаю описание нашего короткого путешествия в Венецию в конце апреля, начале мая сего года. Сегодня классический туристический день в Венеции.
Мы посвятили его Сан-Марко, не только собору и площади, но и немного погуляли по району.
Районы Венеции
На всякий случай, если кто не знает, напомню, что Венеция разделяется на несколько основных районов. Для туриста их точные границы не имеют значения. Названия районов могут помочь сориентироваться в поиске достопримечательностей.
Район, где расположена площадь Пьяццале Рома, а также морской порт называется Санта-Кроче (Santa Croce). К нему также относится часть территории вдоль Гранд Канала напротив ж.д. вокзала, приблизительно до остановки San Stae.
Остальную часть острова, огибаемого Гранд Каналом, занимает район Сан-Поло (San-Polo). Здесь много интересного в том числе Собор Санта-Мария Глориозо деи Фрари и Скуола Сан-Роко от пола до потолка увешанная шедеврами Тинторетто.
Конечно самый известный район Венеции — это Сан-Марко (San-Marco) с Дворцом Дожей и одноименной базиликой. Большой район на севере, где находится ж.д.вокзал, а если по Гранд каналу то до Риальто называется Каннареджио (Cannaregio).
Восточный район называется Кастелло (Castello). Здесь расположен Арсенал, Биеннале, Собор Санти Джиованни-е-Паоло, живём мы. Район на юге, где можно побывать в Галерее Академии и выделяется церковь Санта-Мария дела Салюте называется Дорсудоро (Dorsodouro).
Ещё южнее отдельный район на острове называется Джудекка (Giudecca), туристы сюда добираются не часто. Но мы, побываем и здесь, а также на отдельном островке этого района в церкви Сан-Джорждио Маджоре.
Отдельные районы образуют главные острова, Мурано, Бурано, Торчелло, Лидо.
Станция вапоретто Сан-Марко/Сан-Захария
Чтобы попасть на площадь Сан-Марко садимся на вапоретто маршрута 1 на нашей станции Giardini и отправляемся к станции Сан-Марко/Сан-Захария (S. Marco-San Zaccaria).
Это огромная пересадочная станция, имеющая аж семь причалов, размещенных не слишком плотно друг к другу, так что расстояние между крайними порядка 350 метров. На сайте перевозчика указан и восьмой, но с пометкой что не используется.
Вапоретто Маршрута 1 направления Лидо - Пьяццале Рома, которым проще всего добраться от Giardini, места нашего базирования, причаливает к дебаркадеру E. Он предпоследний по ходу, расположен неподалеку от канала перед Дворцом Дожей.
Это нам оказалось не актуально в этот раз, но вапоретто обратного маршрута, причаливает к дебаркадеру F. Он неподалеку, последний в ряду.
Вапоретто Маршрута 2, на котором мы через пару дней отправимся к церкви Сан-Джорджио Маджоре стартует от дебаркадера B. Он находится в начале ряда, неподалеку от церкви Вивальди.
Возвращается оно на эту же станцию. Для маршрута Сан-Захария конечная станция, здесь не ошибёшься с направлением.
Собор Сан-Марко организационные моменты
Начинаем с Собора Сан-Марко. Я о нем немного написал в статье из цикла о предыдущем посещении Венеции. Если и добавлю, то немного. А вот организационные моменты считаю нужно осветить.
Чтобы попасть внутрь собора необходимо отстоять живую очередь. А билеты на вход продаются только внутри, в кассе собора.
В интернете есть сайты, предлагающие за небольшую, а некоторые и за большую доплату приобрести так называемые «билеты для прохода без очереди». Но, следует помнить, что не один из них не имеет отношения к официальному сайту собора и не показался мне заслуживающим доверия.
Забегая вперёд, скажу, что ни в очереди, ни находясь внутри собора я так и не увидел, чтобы кто-нибудь проходил без очереди в главный портал. У собора есть отдельный вход для организованных групп и для верующих. Может там?
В итоге, когда мы подошли к Собору Сан-Марко очередь начиналась примерно у середины фасада, обращённого к лагуне и Дворцу Дожей. Очередь продвигалась шустро и минут через пятнадцать мы уже доставали кошельки для покупки билетов.
После входа в главный портал очередь распадается на две части. Одна из которых для тех, кто готов самостоятельно купить билет в специальном автомате с оплатой карточкой.
Мы попали в это число. Но у самого автомата возникла заминка. Она была связана не с самим автоматом, а с общей организацией посещения собора. Дело в том, что в венецианском Соборе Сан-Марко есть три точки интереса (вообще-то четыре, но один музей сейчас недоступен) за которые нужно заплатить.
Это вход в сам собор, посещение Золотого алтаря (Pala d'Oro) и музея с конями на верхнем уровне собора, а ни в одном источнике в интернете я не нашел пояснения, где и как это делать.
Автомат на входе выдает только входные билеты (€6). Пришлось уточнять у администратора про остальное. Оказалось, вход в Золотой алтарь (€5) и музей (€7) оплачиваются отдельно уже внутри и каждый в своей собственной кассе.
Стоит иметь ввиду, что для посещения музея с конями нужно отстоять практически такую же очередь, как и на вход в собор. И это понятно, попасть туда хотят, наверное, все посетители Собора Сан-Марко, а его вместимость ограничена размерами и находится он на верхнем уровне.
Мозаики Собора Сан Марко
Основной способ украшения интерьеров Собора Сан Марко — это мозаика, преобладающий цвет которой – золото. Площадь мозаики более 8000 квадратных метров, она везде и на стенах, и на сводах, и на куполах собора.
В основном это осмысленные сюжеты - истории из Библии (Ветхого и Нового Заветов), аллегорические фигуры, события из жизни Христа, Девы Марии, Святого Марка и других святых.
Ученые сходятся во мнении, что грандиозный иконографический план внутренних помещений Собора Сан Марко был завершен уже в течение XII века. Мозаики в верхней части собора рассказывают о событиях Нового Завета с великим посланием христианского спасения.
Мозаики в атриуме были добавлены позже, в XIII веке и отсылают нас к историям из Ветхого Завета, в частности книгам Бытие и Исход.
С этим основными темами переплетаются многие другие: история Девы Марии, мученичества Святого Петра и Святого Климента, события жизни Святого Иоанна Евангелиста, Иоанна Крестителя и Святого Исидора, великий пантеон святых, почитаемых венецианцами, ну и конечно же циклы о Святом Марке.
Золотой фон мозаик не только придает всей композиции единый стиль, но и, в соответствии с восточной концепцией, имеет символическое значение как цвет Божественного. События, изложенные в Пятикнижии (название, данное первым пяти книгам Библии и приписываемое Моисею), изложены в атриуме.
Первое событие, изображенное в куполе, — это сотворение мира (гексамерон) и история Адама и Евы. Это один из шедевров мирового искусства в изображении божественных дел за 6 дней творения.
Далее следуют истории Каина и Авеля, Ноя, Потопа, Вавилонской башни, затем Авраама и истории Иосифа, занимающие три небольших купола северного рукава и завершающиеся основными событиями жизни Моисея вплоть до перехода через Красное море.
Этот цикл мозаик был начат в первые десятилетия XIII века, возможно, в 1230 году, и завершен в 1275 году. Серия почти один в один повторяет миниатюры «Библии Коттона », которая датируется, возможно, V веком и некоторые фрагменты которой находятся в Британском музее.
Эпизоды из Нового Завета внутри церкви сосредоточены вокруг событий жизни Христа, рассказанных в Евангелиях, Деяниях Апостолов и Книге Апокалипсиса.
Мозаики, посвященные жизни Девы Марии, расположенные в концах трансепта явного византийского влияния и частично вдохновленные апокрифическим ранним Евангелием Святого Иакова.
Однако мозаики начала XV века в часовне Масколи, которые посвящены исключительно Мадонне, можно рассматривать как самостоятельный цикл, иллюстрирующий различные формы поклонения Деве Марии.
Также имеется обширная серия агиографических мозаик из житий святых, в частности, касающихся:
- Святого Марка, евангелиста, в двух алтарях, западной стене южного трансепта, свода часовни и на фасаде.
- Апостолов, на двух огромных левой и правой трибунах сбоку от купола Пятидесятницы.
- Святого Исидора в мозаиках одноименной часовни, святого, связанного после крестовых походов с военной и политической удачей.
- Святого Леонарда, популярного святого Прованса в часовне его имени, где изображены основные события его жизни.
- Историй Святого Петра и Святого Климента, папы, на нижней стороне левой и правой трибуны, сбоку от пресвитерии.
В атриуме, как и в интерьере, но здесь это более наглядно, мозаики можно также читать также и по вертикали сверху вниз. Обычно верхняя часть посвящена эпизодам из Нового Завета, а средняя часть — отдельным фигурам пророков.
Нижняя же для покровительствующих святых местного пантеона, в соответствии с византийским обычаем, плюс иностранные святые, почитаемые в странах, с которыми Республика имела торговые отношения.
Пала де Оро Собора Сан Марко
Пала де Оро (Pala d'Oro) – золотой алтарь и сегодня находится на своем первоначальном месте. Он была заказан (а не украден!) в Византии, в Константинополе в 1102 году и завершен в 1105 году.
Слово «пала» происходит от латинского слова, которым называли ткань, часто украшенную изображениями святых, используемую для покрытия алтаря или украшения его фона во время церковной службы.
Позже вместо ткани стали применять золотые или серебряные элементы. И алтарь Сан Марко составлен из 250 отдельных эмалей разных размеров и эпох (X–XII вв.) на листовом золоте. Он является единственным в мире неповрежденным образцом готического ювелирного искусства такого размера.
В центре драгоценного произведения доминирует величественная фигура благословляющего Христа, окруженного евангелистами, держащими открытую книгу, в которой слова святого писания выложены драгоценными камнями, тем самым подчеркивая ценность слова.
Под Христом молящаяся Дева Мария и по бокам от нее дож Орделаффо Фальер, заказавший и оплативший Пала де Оро и Византийская императрица Ирина. Над Христом — этимасия, приготовление престола Страшного суда для второго пришествия Бога на землю, между двумя херувимами и двумя архангелами, выше распятие.
По бокам, в трех регистрах один над другим, изображены двенадцать пророков, двенадцать апостолов и двенадцать архангелов.
Выше почти все празднования Византийской церкви: Благовещение, Рождество, Сретение во храме, Крещение Иисуса, Тайная вечеря, Распятие, Сошествие в Чистилище, Воскресение, Неверие Фомы, Вознесение и Пятидесятница.
По бокам в вертикальном положении, слева — основные события в жизни святого Марка, справа — эпизоды, связанные с его мученичеством в Александрии и переносом его тела в Венецию.
Большой верхний фриз показывает архангела Михаила в центре и шесть панелей со Входом Христа в Иерусалим, Сошествием в Чистилище, Распятием, Вознесением, Пятидесятницей и Спящей Девой Марией.
Алтарная панель завершается многочисленными эмалированными медальонами с изображением святых, почитаемых венецианцами. Позолоченная серебряная готическая рама была изготовлена в Венеции в середине XIV века. Многочисленные жемчужины и драгоценные камни инкрустированы в эмали.
Терраса Собора Сан Марко
Во время посещения Собора Сан Марко есть также возможность посмотреть на Сокровище базилики и подняться на террасу к лошадкам. С террасы прекрасный вид на площадь Сан Марко.
Точное происхождение скульптурной группы из четверки лошадей Сан Марко неизвестно, известно лишь, что они относятся к античной эпохе, то ли греческой, то ли римской.
А находилась она на ипподроме Константинополя, откуда и была привезена в начале XIII века после разграбления города крестоносцами под предводительством венецианского дожа Энрико Дандоло.
Сегодня на лоджии базилики вместо оригиналов, хранящихся внутри музея, расположились копии четырех лошадей из позолоченной бронзы.
В юго-западном углу лоджии, откуда открывается необычайно живописный вид на море, находится голова, известная как «Карманьола» (6 век нашей эры) - порфировый портрет Юстиниана I, опять же из Константинополя.
