Венеция 2025.04.29-2 – Дворец Дожей начало осмотра
Начнем осмотр одной из главных достопримечательностей Венеции – великолепного Дворца Дожей. Сначала мы побываем в музее Опера, где выставлены исторические предметы, прогуляемся по внутреннему двору и полюбуемся Лестницей Гигантов.
Этой статьей продолжаю описание нашего короткого путешествия в Венецию в конце апреля, начале мая сего года.
Виды билетов во Дворец Дожей Венеции
Отправляемся на осмотр Дворца Дожей. Здесь система организации посещения иная чем Собора Сан Марко.
Безусловно можно поступить также - отправиться к основному туристическому входу, он в середине южного фасада дворца, со стороны набережной, постоять в очереди, купить билет в кассе и идти на осмотр.
Но лучше все же купить билеты заранее, на сайте, связанном с дворцом. В отличии от Базилики Сан Марко здесь все официально. Мы воспользовались именно этой возможностью.
Билет «Музеи площади Святого Марка»
Самый оптимальный вариант – купить билет называемый «I musei di piazza San Marco», что означает «Музеи площади Святого Марка».
Билет действителен для посещения: Дворца Дожей, Музея Коррер, Национального археологического музея и Монументальных залов Национальной библиотеки Марчиана.
Стандартная стоимость полного билета €30.00, стоимость при покупке онлайн более чем за 30 дней до даты посещения – €25.00.
Билет «Музейный пропуск»
Второй вариант для более продвинутых любителей ходить по музеям, и к тому же тех, кто в Венеции не на день – другой.
Это «Музейный пропуск (Museum Pass)» - комплексный билет, дающий право на посещение нескольких музеев, а именно:
- Музеи площади Сан Марко: Дворец дожей, музей Коррер, Национальный археологический музей, Монументальные залы Национальной библиотеки Марчиана.
- Городские музеи Венеции: Ка' Реццонико – Музей Венеции XVIII века; Дом Карло Гольдони; Музей Палаццо Мочениго и Центр изучения истории текстиля и костюмов; Ка' Пезаро, Международная галерея современного искусства и Музей восточного искусства; Музей стекла – Мурано; Музей кружева – Бурано; Музей естественной истории и Музей Фортуни.
Полная стоимость такого билета €40.00, действителен в течение 6 месяцев и дает право на один вход в каждый музей.
Это хороший, а главное выгодный вариант, если вы действительно хотите побывать в вышеперечисленных музеях. Например, отдельный вход в Ка' Реццонико, стоит €15.00, в другие также €10-15.00.
О покупке билетов во Дворец Дожей Венеции
Оформление происходит как обычная покупка в интернет-магазине - через корзину. Тот, кто покупает должен зарегистрироваться. Один зарегистрированный пользователь может купить до десяти билетов.
Из нюансов - необходимо выбрать время посещения из предложенных вариантов. Мы купили билеты на конкретное время, но есть и альтернатива. На странице покупки билетов есть сообщение, что владельцы билетов «Музеи площади Святого Марка» без определенного времени входа могут попасть во Дворец дожей с 12:00.
Второй нюанс в том, что нужно оформить одновременно и дополнительно билет в музей Коррер, а это не сразу становится очевидно. Просто оформление останавливается.
Нужно найти ссылку на оформление билета в Коррер, перейти по ней и пройти процедуру покупки. Там тоже есть нюанс - также нужно выбрать время. И может так оказаться, что это время окажется на другой день.
Но если все сделать правильно, вы вернётесь на страницу покупки билета в Дворец Дожей и завершите ее. Билеты сразу придут на почту. Отдельно для Дворца и для Музея.
Делаю акцент на эти нюансы, так как побывав по купленному билету во Дворце Дожей, мы не смогли попасть в музее Коррер, так не распечатали и не взяли с собой его отдельные билеты.
Ввело в заблуждение, что на билете во Дворец Дожей написано «Билет Музеи Сан Марко». А это и предполагало, что он единый для всех заявленных музеев. Но увы...
Начало осмотра Дворца Дожей Венеции
Вход для тех, кто купил билеты заранее, находится со стороны западного фасада (Пьяцетты Сан Марко), а не со стороны набережной. Место входа обозначено соответствующе - «Вход для купивших билет заранее», на итальянском и английском языках, разумеется.
В целом маршрут посещения, предлагаемый музеем, какой-то хаотичный, он не проходит линейно и по порядку. Вместо этого посетителям приходится скакать по отдельным этажам огромного здания вверх и вниз по лестницам, пересекая их несколько раз.
А начинается осмотр с так называемого «Il Museo dell’Opera», название которого к опере не имеет отношения. Экспозиция расположена в нескольких залах первого (нулевого на уровне земли) этажа западного крыла дворца.
Раньше здесь были «технические» или вспомогательные помещения, предназначенные для служб поддержки здания. Сегодня в экспозиции музея Опера размещены документы и экспонаты, оставшиеся после многочисленных реконструкций дворца.
Самая значительная реставрация современности была произведена в конце XIX века. По ее ходу сорок две старинные капители наземного портика и лоджии были заменены копиями.
А оригиналы после тщательной реставрации нашли место в закрытой экспозиции, так и появился музей Опера.
Экспозиция музея Опера во Дворце Дожей Венеции
Всего под музей отдано шесть больших залов. В первом зале находятся шесть капителей и связанные с ними колонны портика дворца четырнадцатого века, когда-то обращенные к Сан Марко.
На них скульптуры царя Соломона и семи мудрецов древности. Сам Соломон изображен с двумя книгами, он олицетворяет гуманитарные науки и несколько доминирует над остальными.
Остальные представленные здесь мудрецы сидят, скрестив ноги, что символизирует внутреннюю силу и медитацию. Среди мудрецов нам знакомы Аристотель, Цицерон, Пифагор, Евклид и Птолемей.
Во втором зале капители с колоннами, изначально располагавшимися на фасаде, выходящем на площадь Пьяццетта. Особый интерес представляют капители изображающие Ремесла. Среди них аллегория труда каменщика, особенно важная для строительства дворца, затем ювелира, сапожника, плотника, крестьянина, нотариуса, кузнеца.
В третьем зале капители с колоннами четырнадцатого и пятнадцатого веков. Та, что располагалась на углу Пьяцетты и Моло украшена скульптурной группой с Адамом и Евой, и сценами сотворения мира.
Именно эта колонна, благодаря своему положению, была главной в иконографической программе Дворца. Фактически, она открывала историю Вселенной и человечества, которая затем развивается с двух сторон.
Отдельно в конце зала представлены всяческие грехи. Гордость в образе воина с мечом, Гнев в образе пожилой женины, рвущей на себе одежду, Алчность, прикрывающая два мешка и Лень в пассивной позе. Есть также Тщеславие, Зависть и Похоть.
В последнем зале представлены фигуры исторических персонажей. Среди них узнаваемы дож Кристофоро Моро со львом Святого Марка, которые располагались в нише перед Лестницей Гигантов.
Также дож Франческо Фоскари, стоящий на коленях перед Львом, произведение Бартоломео Бона для ворот Порта делла Карта. От оригинала, к сожалению, сохранилось не многое, а на воротах размещена копия, сделанная в 1885 году.
При всей любви к истории, если хочешь осмотреть все что представлено во Дворце дожей за один присест, много времени на музей Оперы тратить не стоит.
Во внутреннем дворе Дворца Дожей Венеции
Из музея Опера выходим во внутренний двор Дворца Дожей. Здесь свободная прогулка и хорошо бы почитать про историю и архитектуру дворца, чтобы прочувствовать.
Двор имеет прямоугольную форму и все его пространство это сплошные колонны портиков и лоджий, при этом заметно, что четыре внутренних фасада дворца не имеют единого стиля.
Их нынешний вид, очевидно, является результатом многочисленных строительных проектов, реализуемых на протяжении четырёх столетий, от середины XIV века и до начала XVII-го. Некоторые общие черты имеют Южный (сторона лагуны) и Западный фасады, крылья дворца, которые они представляют, самые старые.
Строительство южного крыла с Залом Большого совета, было завершено в 1340 году. Его внутренний фасад выполнен в типично готическом стиле со стрельчатыми арками и длинными двухъярусными портиками, среди которых особое внимание привлекает великолепная Лоджия Фоскара.
Верхняя часть фасада имеет кирпичную облицовку, увенчанную пинаклями, в ней два больших окна, которые, как и окна западного фасада, датируются XVI веком.
Западное крыло с Залом Избрания (или Собраний), также в готическом стиле было построено к 1424 году. Здесь расположены главные ворота дворца - Порта делла Карта (сегодня это выход после завершения осмотра).
Восточный фасад из истрийского камня выполнен в стиле эпохи Возрождения он разделён четырьмя рядами пилястр, колонн и рельефов и акцентирован ритмичным рядом окон и полос. Скульптурные панели, порфировые медальоны, фестоны, гротески, спирали и оружие рельефно выделяются на фоне мраморного фасада.
Северный фасад, обращённый к собору Сан Марко уже в стиле барокко и украшен часами. На часах высечена дата завершения работ – 1615 год. Под часами находятся две римские статуи из коллекции Гримани.
Внутренний двор Дворца Дожей был предназначен для проведения основные венецианских церемонии — от турниров до коронации дожа, а также и казни кое-кого из них. Кусочек двора за Лестницей Гигантов, называется сенаторский двор, так как служил местом сбора членов совета, где они ожидали начала заседаний.
Посреди двора расположены два больших бронзовых колодца, украшенных резными листьями и фигурами из сцен, связанных с водой (Иона, извергаемый китом, и Чудо на свадьбе в Кане Галилейской и других).
Двор Дворца дожей был открыт для доступа жителей Венеции, которые могли, в том числе, свободно пользоваться колодцами.
Лестница гигантов Дворца Дожей Венеции
Самое внушительное и ценное сооружение во внутреннем дворе Дворца Дожей Венеции это конечно Лестница Гигантов в стиле эпохи Возрождения. Она расположена левее от места нашего входа и ведет ко второму уровню противоположного восточного крыла дворца, туда, где его опоясывают лоджии.
Лестницей можно полюбоваться сейчас, перед входом во внутренние помещения или по завершении осмотра. По самой лестнице не ходят, но рядом, как сверху, так и снизу – пожалуйста.
Лестница была построена в XVI веке архитектором Антонио Риццо. Её архитектура характеризуется великолепным входным порталом с декорированными колоннами и капителями. Ступени выполнены из белого каррарского мрамора и украшены изысканными мотивами, напоминающими классическое искусство.
Лестница получила своё название, после установки двух монументальных скульптур работы Якопо Сансовино, по обеим сторонам. Внушительные статуи изображают Нептуна и Марса, богов моря и войны. Они придают лестнице ещё более величественный вид.
Есть мнение, что колоссальные размеры статуям были приданы специально, чтобы господствовать над дожем в момент инаугурации, напоминая, что его роль служить Республике.
Обладая неоценимой художественной ценностью, лестница играла основополагающую роль в политической жизни Республики. Именно здесь проходила церемония вступления в должность дожа, во время которой он приносил присягу на верность Республике перед главой Совета десяти, высшим должностным лицом республики после дожа.
Во время церемонии новый дож получал особый герцогский головной убор, обязательную часть костюма для участия в гражданских и религиозных церемониях.
Порта делла Карта главные ворота Дворца Дожей Венеции
Главные ворота Дворца Дожей Венеции Порта делла Карта находятся с западной стороны ближе к Собору Сан Марко. Портал датируется XV веком и был спроектирован архитектором эпохи Возрождения Бартоломео Боном, который работал над дворцом вместе со своим отцом.
Порта делла Карта великолепный образец архитектуры венецианского Возрождения, основной материал белый истрийский мрамор, обрамленный двумя пилястрами, украшенными скульптурами, барельефами, нишами и пинаклями.
Интересно, что оформление ворот, на мой взгляд, даже более интересно со стороны двора, где у архитекторов было больше возможностей. При всей красоте обрамления портал снаружи гораздо меньшего размера, так как ворота зажаты между стенами зданий Собора Сан Марко и Дворца Дожей.
Изнутри же это мощный выступающий далеко вглубь двора портал. Простая арка с гербом Фоскари была построена тем же Бартоломео Боном. Остальная часть портала была оформлена уже во время правления Кристофоро Моро. Антонио Риццо выполнил для него статуи Адама и Евы.
Сегодня этими воротами завершается осмотр Дворза Дожей Венеции и через эти ворота мы выходим на площадь Сан Марко. Разумеется это будет после того как мы побываем внутри, о чем в следующих статьях.
