Венеция 2025.04.28-5 – Хорус и церковь Сан-Джиовани ин Брагора
В этой статье в основном о церкви Сан-Джиовани ин Брагора с историческим алтарем от Чимы де Конельяно. А также немного про ассоциацию Хорус и о том, как мы не побывали в церкви Церковь Сан Джорджио деи Гречи и музее икон при ней.
Этой статьей продолжаю описание нашего короткого путешествия в Венецию в конце апреля, начале мая сего года. Предыдущая статья цикла была посвящена церквям Ла Пьета и Сан-Закария. А мы продолжаем прогулку по району Кастелло.
Что такое Хорус
Я уже не раз писал почему во время путешествий мы так часто заходим в церкви и вообще интересуемся ими. Все просто - именно в церквях наиболее полно можно ознакомится с архитектурой и историей, двумя интересующими меня темами.
Что же касается церквей Венеции, то в них в дополнение представлено и искусство - живопись и скульптура. Церковь Сан-Захария, описанная в предыдущей статье, отличный тому пример.
Церковь Сан-Закария входит в объединение или ассоциацию церквей называемое «Хорус (Chorus)», о котором стоит рассказать подробнее. Ассоциация венецианских церквей Хорус (Chorus Associazione per le Chiese del Patriarcato di Venezia ) это организация по сохранению культурного наследия Венеции.
Деятельность Хоруса направлена на сохранение, охрану и реставрацию художественного, исторического и культурного наследия венецианских церквей, входящих в ее состав.
Сегодня на сайте объединения указано двадцать церквей, мы смогли побывать мене чем в половине из них. А общее число произведений искусства, которые можно в них увидеть превышает тысячу единиц.
Деятельность Хоруса обеспечивает им надлежащий уход, гарантируя целостность хранящегося в них художественного и исторического наследия. Также она обеспечивает их расширенную открытость для публики, предоставляя соответствующую поддержку для популяризации их знаний среди верующих и посетителей.
Проект следует концепции «сохранения через использование», согласно которой интерес посетителей к культурным объектам, хранящимся в церквях, становится самоокупаемым.
В переводе на понятный язык это означает, что вход в каждую церковь ассоциации Хорус платный. При этом стоимость входного билета составляет всего €3.5, что это весьма умерено при том, что можно увидеть за эти деньги.
Кроме того, существует единый билет для посещения всех церквей объединения. Он действителен в течение года и, при стоимости €15, окупается на посещении пятой церкви.
Церковь Сан Джорджио деи Гречи
От церкви Сан Закария, отправляемся к Церкви Сан Джорджио деи Гречи (San Giorgio dei Greci). К сожалению, нам удалось лишь сфотографировать её снаружи.
Мы пытались попасть в нее аж дважды, оба раза безуспешно. В день, о котором пишу, ничего не предвещало этого, но она оказалась закрытой. Закрыт оказался и находящийся рядом Музей икон.
На четвертый день в Венеции мы сделали вторую попытку с тем же результатом. Правда эта попытка пришлась на первое мая, праздник трудящихся и в информации о церкви на карте гугла я обнаружил оговорку о возможном изменении времени работы.
Хотя это и странно, где церковь, а где праздник весны и труда. Тем не менее в эту церковь мы попасть так и не смогли. Церковь Сан Джорджио деи Гречи с XVI века была центром Scuola dei Greci, Братства греков в Венеции.
Ранее же, несмотря на тесные связи Венеции с византийским миром, греческий православный обряд в Венеции не допускался. Лишь в 1498 году греческая община Венеции получила право основать Скуолу – братство, оказывавшее поддержку членам этой общины.
И только в 1539 году, после длительных переговоров, было разрешено строительство церкви Сан-Джорджо. Отдельностоящая колокольня была построена в 1592 году.
Якопо Сансовино вложил в эту работу больше, чем в любую другую, заказанную им в Венеции или Риме. Он настолько точно адаптировал её к православным обрядам, что создаётся впечатление, будто её проектировал греческий, а не латинский мастер.
Кстати, финансирование строительства церкви осуществлялось, помимо денег общины, за счёт налога на суда, прибывавшие из православного мира.
Над главным входом в церковь в люнете находится мозаика с изображением Спасителя. В трёх овалах поверху фасада размещена еще одна мозаика Спасителя, а также Богоматерь и Иоанн Креститель.
Похожая мозаика изображает Святого Георгия на коне в люнете над боковой дверью; а на двух боковых стенах изображены десять полуфигур в овалах.
Внутри церковь оформляли известные греческие художники, работавшие в Венеции. Среди сокровищ – три иконы, которые греческой общине Венеции подарила дочь последнего базилевса Византийской империи.
Музей греческих икон в Венеции
Музей икон расположен на первом этаже здания Скуолы, рядом с церковью Сан-Джорджо деи Гречи. Музей был открыт в 1959 году.
Греческий институт византийских и поствизантийских исследований в Венеции унаследовал одну из важнейших коллекций православного искусства от греческой общины города.
История коллекции неразрывно связана с историей Греческого православного братства в Венеции. Она отражает значимость крупнейшей греческой общины в Западной Европе.
Уникальный Музей икон включает в себя некоторые из лучших византийских и поствизантийских икон коллекции, небольшие произведения, рукописи, документы и различные примечательные предметы, связанные с историей греков в Венеции.
В коллекции музея представлены шедевры византийской иконографии, такие как иконы, привезенные из Константинополя в XV веке.
Поствизантийское искусство представлено в музее десятками работ как анонимных, так и известных художников, таких как Георгий Клонца, Михаил Дамаскинос, Эммануил Лампардо, Франджиа Каверца, Виктор, Иоанн Апака, Бенедикт Эмпориос, Эммануил Цанфурнари, Фома Бата, Эммануил и Константин Цане, Теодор Пулакис и Иоанн Моск.
Поскольку многие поствизантийские иконы принадлежат к так называемой критской школе, посетители имеют возможность проследить эволюцию искусства критских художников с XV по XVII века.
В музее также представлены ценные рукописи, в том числе пергаментное Евангелие XIII века, роман об Александре Македонском с 250 миниатюрами и подписями палеоосманским шрифтом, а также папирус из Равенны, относящийся к эпохе Юстиниана.
Церковь Сан-Джиовани ин Брагора
От церкви Сан-Джорджо деи Гречи отправляемся к церкви Сан-Джиовани ин Брагора (San Giovanni in Bragora). Путь идет по оживленным венецианским улочкам, заполненным туристами, сувенирными магазинами и кафе-ресторанами.
Церковь, основанная предположительно в VIII веке, посвящена святому Иоанну Крестителю, мощи которого также находятся в Венеции.
Однако первый документ, подтверждающий существование церкви, датируется 1090 годом. В последующие столетия здание церкви претерпело многочисленные реконструкции, а полная перестройка в позднеготическом облике относится к XV веку.
Церковь Сан-Джованни ин Брагора стоит уединенно в углу небольшой площади. Сегодня она имеет простой, терракотовый, неказистый на вид фасад в стиле поздней готики и прекрасное содержание внутри.
На фасаде над большим круглым окном старого византийского здания сохранился истрийский каменный крест, украшенный побегами виноградной лозы.
Над входным порталом в люнете еще можно разглядеть сцену Крещения Христова на фреске XVIII века. Также мемориальная доска на фасаде напоминает, что в этой церкви крестился Антонио Вивальди.
Общий интерьер церкви Сан-Джиовани ин Брагора
Церковь Сан-Джованни ин Брагора входит в ассоциацию церквей Хорус, о которой написано выше. Это значит вход стоит €3.50. Точнее войти в церковь можно бесплатно, но увидишь при этом мало. Будка с тетенькой для оплаты здесь установлена неподалеку от входа.
А часть, доступная за оплату отделена от «бесплатной», хоть и символическим, но все-таки материальным барьером. После оплаты или, как в нашем случае, предъявления единого билета во все церкви Хоруса, вас пропускают за ограждение.
Внутри Церковь Сан-Джованни ин Брагора имеет продольную структуру характерную для базилики, завершающуюся плоскопотолочным пресвитерием с двумя апсидальными часовнями.
Восемь терракотовых колонн с неукрашенными капителями отмечены следами сохранившихся элементов здания церкви 1178 года. К тому же периоду относят прекрасный рельефом Мадонны с Младенцем над дверью ризницы, которому недавно завершенная реставрация вернула его оригинальную полихромность.
Два ряда колон из истрийского камня с квадратным основанием делят пространство на три нефа и поддерживают остроконечные арки, на которых установлен изящный сводчатый потолок.
По бокам каждого бокового нефа расположены по две часовни. Те, что по правой стороне (Святого Иоана Милостивого и Скорбящей Богоматери), по всей вероятности, ровесники реконструкции конца пятнадцатого века.
В левом нефе находятся часовни Сан-Джузеппе да Копертино и Санта-Тереза д'Авила, построенные в прошлом веке.
Интерьер церкви Сан-Джованни ин Брагора с конца XVI по XVIII века претерпевал глубокие изменения. Радикальной перестройке подверглось литургическое пространство, особенно зона пресвитерия, где был снесен хор и примыкающие к нему алтари.
Главный алтарь был перестроен в конце XVII века, тогда же стены церкви были украшены несколькими большими полотнами.
В левом нефе, в нише, расположена купель, состоящая из нескольких частей, относящихся к разным эпохам. Самая старая, может быть датирована 1430 годом и представляет собой восьмиугольную чашу из красного веронского мрамора.
Бронзовая статуя Иоана Крестителя, копия 1726 года с оригинала, приписываемого самому Алессандро Виттории.
Пресвитерий церкви Сан-Джиовани ин Брагора
Несмотря на изменения на протяжении веков, пресвитерий, в котором доминирует алтарь «Крещение Христа» Чима де Конельяно, один из старейших сохранившихся алтарных образов и архитектурная гордость церкви.
Пресвитерий был результатом единой концепции архитектора Себастьяно Мариани, который в декабре 1492 года получил заказ на мраморную раму главного алтаря, в которую прекрасно вписана картина Чима де Конельяно.
В дизайне рамы используется новаторский язык, вдохновленный языком современных погребальных памятников Ломбардии, которые по структуре все больше приближаются к классическим формам римской триумфальной арки.
Кроме основного алтаря для этого пространства, предназначенного духовенству, между 1486 и 1503 годами был создан сложный интерьер, в том числе хор перед алтарем, отделенный от остальной части нефа сложной мраморной перегородкой, сам образ главного алтаря в богатой раме и два малых боковых алтаря с их картинами.
Площадь пресвитерия, простиравшаяся до последнего пролета центрального нефа, была огорожена мраморной перегородкой и ограничена двумя сохранившимися четырехугольными колоннами.
По обеим сторонам хор поддерживался двумя алтарями Святых Даров (слева от главного алтаря) с «Воскресшим Христом» работы Альвизе Виварини и Креста (справа) со святыми Еленой и Константином работы Чима де Конельяно
Эти алтари исчезли, но сами полотна остались в церкви - первое размещено на стене правого нефа, слева от двери в ризницу, второе там же, но правее двери в ризницу.
От самого исторического хора сегодня сохранились только семь прямоугольных панелей из истрийского камня, окруженных цветной мраморной рамой. Они размещены вдоль стен пресвитерия и разделены скульптурными и позолоченными пилястрами с растительными и животными мотивами.
Площадь Кампо делла Брагора
Площадь, где находится церковь Сан-Джиовани ин Брагора также называется Кампо делла Брагора, но на картах она подписана как Кампо Бандьера э Моро. Площадь окружена преимущественно готическими зданиями. С церковью Сан-Джованни-ин-Брагора на восточной стороне, мы уже познакомились.
Следующее по значимости/известности здание Палаццо Бадоэр, построенное, вероятно, в 1420-х годах, замыкает северную сторону Кампо делла Брагора. Рядом слева находится Палаццо Содерини, также построенное на фундаменте средневекового здания.
Другим примером готического дворца является дом Кастелло 3626 на западной стороне. Типичное венецианское жильё, так называемое case a schiera, архитектор Джузеппе Сарди, последователь Бальтазара Лонгены.
В каком-то из этих, или других домов на площади Кампо делла Брагора проживала семья знаменитого композитора Антонио Вивальди.
Альтернативное название Кампо делла Брагора связано с Доменико Моро и братьями Бандьера, борцами за свободу во времена австрийской оккупации Венеции, погибшими в 1844 году.
